March 9, 2022

Работает ли технический анализ?

Я не буду претендовать на истину в последней инстанции: мир инвестиций всегда был поделен на сторонников технического анализа и сторонников фундаментального. Как силы добра и зла. Я же принимаю и отрицаю оба вида анализа, такой себе финансист Шредингера. Это работает и не работает одновременно. Причем и в том, и в другом случае. Ранее на канале мы уже разбирали, что нам как обычным инвесторам бессмысленно тратить время на фундаментальный анализ (ну если, конечно, вам совсем нечем заняться). А нужно ли учить технический анализ?

Снова-таки, если вам нечем себя занять, вы умираете от безделья, то какая-то польза будет, но сегодня я постарась ответить на вопрос, работает ли это?!

В техническом анализе есть множество разных инструментов — это и графические паттерны, и уровни поддержки/сопротивления, и тренды, и индикаторы, и свечной анализ. Разумеется, в той или иной степени все они работают.

Грубо говоря, работают ли голова и плечи? С определенной долей вероятности — да. Вот, например, дневной график индекса SPX.

Голова и плечи, которые сигнализируют о развороте ценового движения. Сработает ли в этот раз фигура или нет? Об этом мы узнаем только спустя время, но предположим, что сработало, и цена уходит ниже, как учат, линии шеи по цене 4285. Другой вопрос, насколько низко опустится цена?

Перед обвалом в марте 2020 года я начертил трендовый канал.

Удивительно, но почему-то цена развернулась именно оттуда, хотя и с некоторыми статистическими отклонениями. Но могли ли мы знать, что разворот будет там?!)

Или вот текущая ситуация:

Мы находимся у верхней границы канала, причем канала, который является сверх двух квадратичных отклонений. При этом нарисовали голову и плечи. Значит ли это, что неминуем обвал? Если да, то как низко? 3700? 2900? 4000? Но важней всего — что с этим делать?!

Вот увидели мы все это. Выходить в кеш? Или взглянем на график KWEB:

Вывалились из восходящего тренда, что говорит нам: дела плохи. Продаем? А если ложный пробой? Более того, все происходящее очень зависит от того, под каким углом посмотреть, какие минимумы для учета взять. График ниже.

Здесь я просто посмотрел в разных масштабах. И получил 4 разных тренда!

Тем более страшно начинать тему свечных моделей и различных паттернов. Поэтому я и говорю, что технический анализ одновременно работает и не работает. Помогает ли он мне лично? Отчасти да. Является ли он ключевым фактором в принятии решений? Нет. Технический анализ у каждого свой, и меня всегда смешило, как два «технаря» спорят друг с другом, что неправильно начерчена поддержка или проведен тренд. А что брать за правило? Это все условность, поскольку работает с определенной долей вероятности.

Какое-то время ваше кунг-фу будет лучше моего, а потом мое кунг-фу будет лучше вашего. И проблема в том, что никто не знает, когда его кунг-фу сломается.

Скажем так, если вы знаете технический анализ, то, вероятно, хуже не будет, если вас не потянет лудоманить. Но если теханализ для вас — темный лес, то и ничего страшного. В инвестициях, о которых мы здесь говорим, он и не нужен. Точнее не так уж сильно нужен, как пытаются преподнести.