December 4, 2020

Почему не стоит работать с отдельными бумагами часть 2.

Сегодня хотел бы вернуться к теме, которую поднял здесь: https://t.me/investacademy/1021. Отчего-то она вызвала огромный резонанс везде, где появилась. Я получил много колких комментариев в формате «просто ты не умеешь отбирать бумаги». Мол, фонды нужны только новичкам! Что та же Тесла и утащит фонд на дно...

Мне все равно, я свой путь прошел и шишки набил, сделал выводы и теперь об этом пишу, чтоб уберечь остальных, кто, конечно, хочет уберечься. Ведь помните, что спасение утопающего — дело рук самого утопающего?

Также вы должны понимать, что я не противник инвестиций в отдельные бумаги! Я сам люблю периодически что-нибудь прикупить. Я против того, чтоб целевые портфели на существенную долю состояли из отдельных акций. Надо признать, что в рамках одной статьи нереально передать все то, что я думаю, и поделиться опытом, поэтому оставим это и перейдем непосредственно к теме.

Так вот, пост вызвал много эмоций, в атаке которых была потеряна и искажена суть написанного. Кто-то даже писал: «…какой чудесный фонд, что ничего не вырос за столько лет». Поэтому сегодня давайте возьмем фонд, который не просто вырос, а еще обогнал S&P500, — XAR (ETF на военно-промышленный сектор). Мой любимый, если честно. В данном фонде 34 акции. Я нанес на график все 34 и, соответственно, результаты самого фонда. Сам фонд выделен жирной синей линией.

XAR с 2012 года показал доходность в 323% без учета дивидендов. Небольших, но дивидендов. Если брать среднегодовой рост, то это баснословные 15% годовых! Две акции показали доходность чуть лучше фонда, в 419% и 483%, или 19 и 21% годовых. Еще пять бумаг показали от 500 до 730%, и только одна показала результат в 2680%.

Магия, но и здесь исследования подтверждаются! Купив фонд, вы бы спокойно и без нервов получили бы свои 15% годовых, удерживая его достаточно долго. Конечно, сектор может оказаться и автомобильный, который только к максимуму подошел. Но ведь для того и есть ребалансировки, чтоб выравнивать доли. Это позволило бы вам покупать, когда сектор был на минимумах, и все равно получить доход. Более того, хочу заметить, что тот же CARZ последние 5 лет платил хорошие дивиденды, которые в среднем за всю историю составили 2,45%.

По поводу того, что та самая «одна акция» позже и утащит фонд на дно. Смотрим на наш пример и внизу видим акцию, которая за 12 лет показала -88% доходности. Представьте чувства человека, который ее докупал. Естественно, сейчас все умники скажут, что они бы даже ее не купили! НО: до 2014 года эта акция, TGI ее тикер, была одной из лучших в этом фонде, как и акция с тикером SPR, которая была лучше, а после стала существенно хуже, как и Boeing. Как видите, они не смогли потопить фонд, потому что всегда будет лидер, который компенсирует.

Если посмотреть на собрата XAR, фонд ITA, там картинка будет совсем другая, потому что структура фонда сильно смещена в сторону трех акций — Raytheon Technologies Corporation, которая занимает 17.88%, Lockheed Martin Corporation с 15,8% долей и Boeing с 9,84% долей. Таким образом, 45% фонда представлены тремя акциями, т.е. тяжеловесы действительно утащили фонд за собой. В XAR иная ситуация, поэтому я всегда отдаю предпочтение плавному распределению долей (кстати, все эти тонкости прекрасно разобраны в курсе «Разумный инвестор»).

Эту процедуру можно проделывать со всеми индексами, но всякий раз мы будем приходить к одному и тому же выводу: лишь малая часть акций, которые всегда меняются (это важно!), толкают индекс вверх. Посему далеко не факт, что, даже если вы угадаете лидера, у вас будет его в достаточном объеме, чтоб повлиять на результат. Далеко не факт, что вы вовремя уйдете, когда этот лидер потеряет позиции, войдя в пике на -88% за восемь лет. Понимаете, о чем я?

Не стоит работать с отдельными акциями в ЦЕЛЕВЫХ фондах. Отдельные акции покупайте только на спекулятивные деньги. Лидеры меняются, а фонды продолжают жить. Я тоже умею отбирать отдельные бумаги. Пока все более чем хорошо, но я не уверен, что не сделаю ошибку в будущем, которая может стать фатальной. Поэтому все целевые деньги размещены по фондам, портфели которых базируются на индексах, а работа с отдельными бумагами ведется на специальном счете, который в своем сознании я уже потерял.