April 27, 2020

Как избавиться от чувства вины

Как избавиться от чувства вины? Чаще напоминайте себе следующее:

1. Тогда, именно в тех обстоятельствах, в которых я была, я не могла поступить по-другому. Это сейчас мне понятно, как лучше было бы поступить, а тогда я этого не понимала.

2. Я поступала именно так не потому, что хотела специально причинить зло. В тот момент я не осознавала, что делаю и какие могут быть последствия.

3. Тогда я просто не справилась со своими чувствами. У меня не было плохих намерений. Я многого не знала и не понимала. Сегодня я знаю больше.

4. Благодаря тем ошибкам, которые я допустила в прошлом, сегодня я именно такая, какая я есть. Я больше поняла себя и других, я стала лучше понимать своего ребенка.

5. Я многому научилась и продолжаю учиться. Я делаю все возможное, чтобы не повторять ошибки прошлого.

6. Я не идеальная и могу иногда ошибаться.

7. Сегодня новый день. Такого дня еще не было в моей жизни и больше никогда не будет. Только от меня зависит, как я его проживу.

8. Я не ставлю больших целей, например «Никогда больше не кричать». У меня есть маленькая цель на сегодня - не кричать на ребенка именно СЕГОДНЯ и больше времени провести с ним, играя и занимаясь тем, чем он хочет.

9. Если я начинаю злиться и раздражаться, то вспомнинаю про мою маленькую цель «Сегодня не кричать на ребенка», дышу глубоко и стараюсь успокоиться.

10. Я буду сближаться с ребенком в течение дня, говорить ласково и оставаться спокойной.

11. Я прощаю себя за все то, что делала раньше и отпускаю свое прошлое. Прошлое не имеет надо мной никакой силы.

12. Каждый день я проживаю новый день, который не похож на все остальные. Я принимаю и люблю себя. Вы можете использовать эти слова или написать в свой блокнот любые другие, которые помогут вам перестать себя винить.

✔Чувство вины можно быть полезным индикатором и указывать на то, что нужно что-то менять. Важно не «грызть» себя, а действовать - решить, что больше это не повториться, извиниться, искать ответы, меняться.

Выпишите себе то, что было особенно важно.

💥В связи с карантином, до 30 апреля на все основные онлайн-курсы и семинары Екатерины действует дополнительная скидка 25% по промокоду STAYHOME. Список курсов смотрите тут 👉🏼 https://bit.ly/3booFrG

Автор: Екатерина Кес, детский и семейный психолог