February 12, 2020

Помощник на торговом флоте

Причина стать моряком немного глупа. Банально ляпнул первое, что пришло в голову. Родители хотели, чтоб я поступал в Питер на программиста и был успешным программистом, как мой дядя. Но такая работа не для меня.

Я сказал, что мне нравится море. Это все было в восьмом классе. Весь девятый класс я развивал тему морей, пытался понять, надо оно мне или нет. И отбивался от нападок мамы в виде « А там же пираты , шторма и в целом очень опасно». По итогу поступил в морской колледж после 9-го класса.

Я учился в не самом элитном учебном заведении. У нас было немного строевой и ношение формы. Во всём остальном обычный колледж. Но в «топовых» университетах, как Макаровка в Питере, Ушаковка в Новороссийске и ОНМА в Одессе, всё достаточно строго, курсанты живут в «экипажах» (это такой аналог казармы). Но смысла от этого нет. Нас готовят как моряков торгового флота, и он никак не связан с армией.

Я 3rd Officer. В мои непосредственные обязанности входит восемь часов навигационной вахты с режимом 4/8. То есть я заступаю на вахту в 08.00 и несу её до 12.00, затем свободное время, и с 20.00 до 24.00 я снова занимаюсь несением вахты. Расхожусь с другими судами, оцениваю обстановку, веду радиопереговоры с другими судами и береговыми станциями.

В порту же график меняется, и я стою вахту 6/6 часов. С 06.00 до 12.00 и с 18.00 до 24.00. В это время моя задача помогать старшему помощнику в контроле за грузовыми операциями. Помимо вахт, у меня есть ещё и обязанности, прописанные политикой компании. В моей компании я офицер по безопасности. То есть занимаюсь обслуживанием спасательного оборудования и поддержание его в исправности и постоянной готовности. Всё это я делаю после вахты. Но обычно по субботам раз в неделю.

Помимо этого, ещё я готовлю документы для оформления прихода и отхода судна, помогаю капитану при оформлении судна в порту. Отвечаю за Bond Store – это ларёк , где моряки могут купить сладости, сигареты, чипсы, орешки и т.д.

Я получаю истинное удовольствие от своей работы. Пока у меня нет жены и детей, домой не тянет, а значит работается достаточно легко в моральном плане.

Начинал в 2016 году, тогда была первая практика на судне в отстое, затем колледж отравлял нас на мелкие рыбаки, но в море на них я не ходил. И с 2017 года я попал в одну российскую компанию, которая занимается перевозкой грузов для МО РФ. В ту компанию я попал в должности кадета и сделал два рейса. Затем перешёл в иностранную компанию.

В прошлой конторе мы занимались перевозкой оружия на продажу в другие страны. Но это всё было официально. А вся незаконная деятельность приводит к очень плохим последствиям. Мне платят хорошие деньги и нет смысла пытаться поймать лёгких денег. Их не бывает.

Сейчас очень серьёзная конкуренция на рынке, «нашего брата» вытесняет дешёвая рабочая сила из Азии. И ещё один фактор, который мешает молодым ребятам пробиться в первый рейс, это то, что когда доллар резко стал по 65 руб., многие таксисты, полицейские и прочие береговые люди с не самой лучшей зарплатой начали делать морские документы и устраиваться рядовыми на торговые суда. Тем самым заняв большое количество мест, которые могли бы занять более профессиональные ребята из мореходок.

У России практически нет своего флота. Точнее он есть, но в ужасающем состоянии. Большая часть флота РФ – это суда класса река-море , построенные при царе Горохе. На таких судах работают пенсионеры и пионеры, так как условия работы и заработная плата очень низкая. Все ребята стремятся «под флаг», так как условия труда и заработная плата там гораздо лучше, чем могут предоставить российские судовладельцы.

Я могу назвать среднюю зарплату по рынку. Всё зависит от типа судна, конечно же, и уровня компании. Но в среднем это у матросов около 1,5 тысяч $ в месяц , у младших офицеров 3-5 тыс. $ в месяц и у топ офицеров от 6 до 12 тыс $. Повторюсь, учитывая тип судна и уровень компании. Где-то зарплаты больше, где-то меньше. Но надо помнить, что чаще всего зарплату платят только в море и надо делить эти цифры пополам, чтоб иметь более реальные данные.

Половину предыдущего рейса я проработал в HRA (High Risk Area), так называют зоны с высоким шансом нападения пиратов. В данных зонах морякам платят двойную ставку за каждые сутки нахождения в зоне, на борту присутствует вооружённая охрана и судно готовят к прохождению пиратских зон. Мы пару раз видели подозрительные скифы, предпринимали действия, чтоб увеличить дистанцию расхождения и охранники на всякий случай готовили оружие. Но всё обходилось. За последние пару лет район пиратских нападений переместился из Индийского океане в Атлантический. В район Гвинейского залива. Там сейчас достаточно опасно работать. Часто происходят нападения на суда с целью грабежа и похищения экипажа.

На хранении есть оружие. Но вооруженная охрана берётся на 15N в Красном море в нейтральных водах, на которые не распространяются законы стран. Сдаётся же чаще всего охрана либо на Фуджейре, либо на Шри-Ланке. Оружие же либо пилят и выбрасывают в море, либо у компании есть договорённость с властями страны, и их охранники могут доставить оружие на берег. Естественно, всё под строгим учётом.

К вопросу о "зайцах" из развивающихся стран. Тут очень муторная тема. Так как если мы их подберем, у нас же могут быть проблемы. Пока что на моем опыте было пару случаев с соседними судами. Первый в Средиземном море: спасательно-координационный центр сообщил всем судам, что в районе замечена лодка с мигрантами. Одно из судов их подобрало, а мигранты попытались захватить судно. Как итог, судно освободил спецназ Италии. Второй случай был в Марокко. Мы подошли на рейд порта Касабланка, и проходящее судно, которое шло из Гибралтара в Дакар, обнаружило трёх мигрантов граждан Марокко. По итогу на рейд прибыли пограничники и забрали мигрантов, а судно ушло дальше. Но был простой, а это всё потеря денег для компании. И третий случай в Средиземном море около Туниса. Танкер шёл чуть севернее нас и обнаружил мигрантов, доложил властям на берег, а те заставили танкер ждать военных и контролировать мигрантов. Как итог, для танкера простой, опоздание и потеря денег. Ничего хорошего.

Физически не особо сложно работать. Порой, конечно, приходится повозиться на палубе с теме же рукавами пожарными или другими вещами, но это не часто. Работать помощником не особо сложно физически. Гораздо больше психологического напряжения. Хотя у тех же голландцев помощники работают как матросы и в порту так же таскают тяжести и делают грязную работу.

Тенденция идёт к сокращению экипажей и ускорению грузовых операций. Поэтому в портах всё максимально быстро происходит. Конечно, бывает, что есть возможность вырваться в город. Но тогда либо погулять, либо вкусно покушать и выпить. Пока что лучшей страной для меня был ЮАР. Повезло съездить на сафари и в один из крупнейших аквариумов. Индия не особо понравилась, точнее совсем не понравилась.

Я работаю в греческой компании. Вся документация на английском языке, но экипаж украинцы и россияне. Но чаще всего это микс из профессий, и все общаются на английском языке. В портах, с властями и другими судами мы общаемся на английском языке.

Самое старое судно у меня было 2000 года постройки. Там были проблемы с крышками закрытия трюмов, их было слишком много и в порту было очень много из-за этого работы. В моей нынешней компании все суда не старше 5-7 лет.

Суда ходящие на Европу с РФ или Украины возят туда сигареты. Но пограничники не глупые. И если надо, судно всё перероют. Лучше не заниматься подобными вещами.

Начальство разное бывает. Всё зависит от человека, тяжело работать с людьми из Совка. Гораздо легче с молодыми ребятами. Как повезёт, но если уж и попался плохой начальник, проще перетерпеть. Либо, если он нарушает политику компании или общепринятые нормы, всегда можно написать об этом в компанию, и там примут меры.

Порой, конечно, скучаешь по дому, да и после 4-го месяца устаёшь морально. Ведь нет выходных, живешь, как в дне сурка. Не люблю резкую смену климата и часовых поясов. Но тут ничего не поделать, работа такая. А ещё не люблю, когда матросы начинают зачищать ржавчину, а ты спишь в это время. Очень шумно и мешает.

В рейсе я худею обычно. В этом отпуске набрал 7 кг уже на домашних щах, но по итогу лишь вышел на тот вес, который должен быть при моем росте. После рейса первые пару дней акклиматизационные. Сначала привыкаешь к тишине и отсутствию графика, потом привыкаешь к обильному вниманию и людям. А дальше уже всё окей. Чем младше, тем быстрее всё проходит.