September 16, 2020

Авиапартизан

Расшифруйте название вашей профессии. — Это сленговое название пилотов, которые работают без гос. лицензии. Виды деятельности разные. Конкретно я обрабатываю поля ядохимикатами.

Как давно работаете? У вас есть специальное образование? — Работаю уже три года. Образование высшее летное, в академии гражданской авиации.

Как попали на эту работу? — По приглашению знакомого.

Почему выбрали работу без лицензии, а не пошли тернистым путем «официального» пилота? — Я работал полтора года официальным пилотом и понял, что это не мое.

А где вы работали пилотом легально? — Работал в санитарной авиации.

Почему именно нелегально легче работать? — Не надо проходить тренажер полгода, не нужно проходить курсы повышения квалификации, не прохожу медицинскую комиссию. Официальные пилоты каждый полет регистрируют и за каждое отклонение от плана получают по шапке.

Были ли у вас проблемы из-за нелегальности? — Проблем никаких нет, у каждого теневого бизнеса есть официальная высоко сидящая крыша.

В вашем случае, кто крыша? — Транспортный прокурор.

Представители закона никогда не догадывались о существовании этого предприятия? Не было проблем с ними? — Транспортная прокуратура в курсе существования нашей компании. Они получают свой процент, и нас никто не трогает.

Кроме факта полета, что-нибудь нарушаете? Химикаты там запрещённые, или контрабанда. — Нет.

Сколько зарабатываете, и откуда идет финансирование? — Оплата сдельная, фермеры платят наличными.

В среднем за месяц сколько удается выручить? — В хороший день — 150 долларов.

Романтическая составляющая есть в вашей работе? Небо, облака... — Именно так: небо, облака, свободный полет, где захочешь и как хочешь. Иногда и пилотаж покрутить удается.

В каком регионе работаете? — Северный и центральный Казахстан.

Что должно случится,чтобы вы пошли работать официально? — Ни за что не пойду.

Вы зависимы от адреналина или вам просто лень работать во всей этой бюрократии? — Я зависим от ощущения полета, это самое прекрасное чувство в мире. Бюрократией занимается не сам пилот, а менеджеры авиакомпании.

Какие перспективы в стране у малой авиации? В чем причины сегодняшней ситуации? — Нереальное количество ограничений. Перспективы очень печальные, самолеты долетают свой ресурс, а новые стоят сотни тысяч долларов.

Катаете желающих на самолете за отдельную плату? Катаем бесплатно. Одно ограничение — детей младше 12 на борт не беру.

Я прокатил всех своих знакомых, кого только смог.

В нетрезвом виде летали? — Летал, не понравилось. Больше никогда не буду.

Как часто летаете в нелетную погоду? — Мы не самоубийцы, в нелетную погоду не летаем.

На каком самолете летаете? — Ан-2.

Сколько длился ваш самый продолжительный полет? — Пять часов.

Сколько самолетов и пилотов у вашего предприятия? — Восемь самолетов. На каждый по три человека.

Дорого обходится уход за самолетами? Как часто появляются новые? — В том году прикупили два. А так, конечно, самолет игрушка не из дешевых, но стоимость каждой запчасти я не назову, потому что не знаю.

Свой первый полет помните? — О, да. Но самый запоминающийся был первый самостоятельный полет — без инструктора.

Расскажите поподробнее, пожалуйста. — Я сдал экзамен, со мной сел мой одногруппник в правое кресло, мы запустили двигатель, запросили разрешение на полет и полетели. Я сделал два круга над аэродромом и приземлился. Потом, согласно традиции, раздал сигареты всем присутствующим, меня вымазали маслом, подняли за ноги, и я круг прошел на руках вокруг самолета, целуя каждое колесо. Потом меня подняли на руки и трижды подбросили вверх.

Вы когда-нибудь были близки к крушению? — Один раз я дал второму пилоту совершить посадку, он зажал тормоза, и мы чуть не перевернулись через капот. И еще один раз в полете отказало два цилиндра.

Что самое сложное в этой работе? — Заставить агронома вовремя предоставлять химию и воду.

Девушки-пилоты есть среди ваших коллег? — Со мной учились две девушки, но они летают в больших авиакомпаниях.

Откуда такая страсть к небу? С детства? — Страсть появилась после первой сотни часов налета.

А до этого что заставило вас пойти учиться на пилота? — Это была чистая случайность. После сдачи ЕНТ (это вроде российского ЕГЭ) я отправлял документы в вузы по всей стране, а так вышло, что мне достался грант на обучение на пилота.

Почему не военная авиация, куда многие стараются поступить? — В моей стране без влиятельных родственников и пресса денег в кармане нереально поступить в любой военный вуз, тем более в авиационный.

Никогда не были разочарованы своим решением, выбором профессии? — Только когда работал официально.

Насколько сложно управлять самолетом? — Научиться может каждый. Нужно только немного пространственного воображения, отсутствие боязни скорости, высоты и хороший вестибулярный аппарат.

Как долго ещё планируете заниматься этим видом деятельности? — Возможно, пока не умру. Мой шеф летает уже 50 лет, он старый дедушка, но когда он садится в самолет, это просто не описать словами — он молодеет лет на 30. И я надеюсь, у меня будет примерно так же.

Приметами профессиональными поделитесь? — Я не верю в приметы и не знаю ни одной.

Были ли проблемы с законом из-за вашей профессии? — Проблем с законом не имел.

Вы знаете об условиях работы в авиакомпании? — Да, это круглосуточное дежурство на телефоне, только если ты не в отпуске. Зарплаты сильно разнятся от компании к компании, да и никто не скажет, мол, коммерческая тайна.

Какие требования в вашей компании предъявляются к пилотам? — Не быть мудаком — в первую очередь. Не быть лентяем — во вторую.

С коллегами дружите? — Я сам по себе неконфликтный и дружелюбный человек, готовый всегда прийти на помощь. С такими все дружат.

Текучка кадров есть, или коллектив всегда очень сплоченный и постоянный?— Коллектив постоянный, к нам приезжают пилоты и инженеры с России и Беларуси уже в течение пяти лет.

А обратного процесса не бывало? Никто не уходил от вас в официальную авиацию? — В том году один парень ушел на большой самолет.

Но в основном у нас летают уже списанные пилоты, кто не может пройти медицинскую комиссию и уже никогда официально не полетит.

Никогда не устраиваете что-то вроде соревнований с коллегами, например, на скорость в небе? — Устраиваем соревнования кто больше производственных полетов в день выполнит. Мой рекорд 32. В нашей компании рекорд 36.

Если ваша работа перестанет приносить достойный доход, то вы задумаетесь о том, чтобы уйти из этой профессии? — Деньги для меня никогда значения не имели, на кусок хлеба я всегда заработаю, а большего не желаю.

Опишите процесс распыления химикатов, ради которого все и затевается. — В самолете стоит бак емкостью 1300 литров. В него закачивается рабочий раствор. Под крыльями штанги с распылителями. Нажал кнопку — химия полилась, нажал еще раз - перестала. Развернулся, и так пока все не выльешь. Мы работаем с помощью gps-устройств, аналогичных установленным в американских комбайнах. Эта приблуда все считает сама. Сигнальщики, как в советское время, нам не нужны.

Фермеры довольны вашей работы, или бывали конфликты на этой почве? — Как-то раз я сжег одному фермеру часть поля, он приехал разбираться. Мы заплатили за сожженный урожай и все.

Много заплатили? — 6000 долларов. Когда я еще не работал, коллеги отравили озеро. 20 миллионов тенге (сейчас ~ 3 760 000 российских рублей) штраф отдал шеф.

Как ваш шеф, вообще, начал этот бизнес? — Он был очень важной шишкой в авиации еще в советское время, в 90-е прикупил досаафовский аэродром, работал официально, учил курсантов, бросал парашютистов, а потом почему-то перешел на обработку полей. Наверное, это выгоднее.

Сколько гектаров обрабатываете за день? — В среднем — 1800-2000.

Существует ли конкуренция? — Внутри компании нет, шеф распределяет работу поровну на всех. А конкурентов по бизнесу у него хватает, конечно, но у нас есть козырь в рукаве в виде gps-навигаторов специальных, когда другие пользуются услугами сигнальщиков.

Что вы думаете о вашей будущей пенсии? — Я откладываю часть зарплаты на счет в банке, а на другую часть покупаю скот.

Почему скот? — Потому что после пересечения определенного порога бараны начинают размножаться быстрее, чем я их ем.

Будете рады, если ваш ребенок пойдёт по вашим стопам? — Я буду очень рад, если он не проведет всю свою жизнь в офисе 5/2.

Выполняли ли вы какую-либо необычную работу, кроме распыления химикатов? — В том году ко мне пришел человек и попросил помочь найти его стадо лошадей которых про*бал пастух. Мы взлетели, покружились, увидели это стадо и погнали его к деревне.

Расскажите о каких-нибудь еще занятных случаях из вашей практики. — Ну, мы любим «поохотиться» на комбайнеров в поле. Бывает, идем лоб в лоб и взмываем вверх в самый последний момент, бывает, подлетаем сзади и ныряем прямо перед ними. Реакция разная, большинство пытается отворачивать в сторону до последнего, а пару раз люди выпрыгивали со своей техники и падали навзничь.

Пожелаете что-нибудь тем, кто грезит небом и самолетами? — Конечно. Нужно добиваться своей мечты всеми силами. Люди всегда с завистью смотрели на птиц, на ту свободу, что они имеют. Самолет позволяет самому тебе стать такой птицей, ощутить воздушную стихию, ее мощь и невероятную красоту. И, конечно, всем хочу пожелать мирного неба над головой.