June 18

Ариадна Скрябина

Ариадна Скрябина: «Антисемитизм извечен, как ненависть лакея к своему господину. Эта ненависть обращена на всякого, кто имеет какие–нибудь преимущества перед другими. А цивилизованный мир живёт духовными богатствами иудаизма. Поэтому, само собой, он может только ненавидеть евреев».

70 лет назад, 22 июля 1944 года, погибла Ариадна Скрябина (Сара Кнут) – русская поэтесса, деятельница французского Сопротивления.

Прекрасное создание с чёрными глазами...

Так называл Скрябин родившуюся в октябре 1905 года дочь. Девочку назвали Ариадной.

Детство Ариадны было схожим с судьбой детей многих артистов. Папа на гастролях то в Европе, то в США, мама – с ним вместе, ребенок – у добрых тетушек в Амстердаме.

В феврале 1910 года семья вернулась в Россию.

«Прекрасным созданием» девочка была до десяти лет. После смерти отца привычная жизнь дала крен. Для семьи собрали кое-какие деньги. Ариадна и младший брат Юлиан занимались музыкой. Потом революции ... одна, другая ... в Москве начался голод. Татьяна Федоровна увезла детей в Киев.

Беды сыпались одна за другой. Погиб Юлиан. Утонул, купаясь в Днепре. Или кто-то его убил – это так и осталось неизвестным. Вернулись в Москву. В гимназии Ариаднy невзлюбили – уж слишком необычной была эта черноглазая девочка. На все насмешки она отвечала высокомерным молчанием – издевки будто бы до нее не долетали. А потом бросила гимназию, поступила в консерваторию, бегала на лекции в ГИС – Государственный институт слова, музицировала, писала стихи.

Tы вся любовь, вся совершенство.

Клянусь, за твой единый взгляд

И рая вечного блаженство

Я променяла бы на ад.

Была у Ариадны мечта. Когда-то ее отец задумал создать «Мистерию» – грандиозное музыкальное произведение для оркестра, света и хора в 7000 голосов. Исполнять его следовало на берегу Ганга, где Скрябин собирался построить храм и уже вел переговоры о покупке земельного участка. Работе над «Мистерией» помешала смерть композитора.

Ариадна задумала завершить работу отца. Ее «Мистерия» должна была быть не музыкальной, а драматической, происходить на Красной площади и закончиться массовым самосожжением всех действующих лиц. Ариадна видела в этом «протест против страдания человечества».

Разумеется, можно назвать это безумием. Но сама Ариадна писала: «Что ж такого, что я пострадаю, я очень рада этому, так же как радуюсь, что умру за Русский Народ».

Жертвенность была до конца жизни главной чертой ее характера – о своей безопасности она не думала вовсе…

Близким, слава богу, удалось убедить девушку, что она нужна не абстрактному НАРОДУ, а больной матери и маленькой сестре.

B марте 1922 годa Татьяна Федоровна умерла. Ариадну и младшую сестру Марину бабушка Мария Александровна Боти увезла в Европу. Ее семья жила в Брюсселе, где осталась и Марина. А Ариадна уехала в Париж. Она приняла гиюр, взяв имя Сарра. Так же, как раньше ее захватывали другие идеи, она стала одержима своим еврейством и сионизмом.

14 июня 1940 года немцы вошли в Париж. Ариадна-Cappa могла уехать в Швейцарию, нo осталась во Франции. Был 40-ой год, и в Европе набирало силу страшное явление, которое позднее назовут Холокостом. Поменять в такое время православное имя и веру – в этом была вся Ариадна. Она так решила, и ничто не могло поколебать это решение.

А ведь она была не только жесткой и решительной. Эва Киршнер, медичка, говорила, что Ариадна «тонкая, нежная. Она была из нас самой интеллигентной. Лучше всех знала живопись, знала новых писателей, знала музыку. Она была беззаветная, щедрая, всё с себя готова была отдать…

И отдала – всю себя…».

Стихи (Париж, 1924)

«Моим дыханьем мир мой жив…»

Моим дыханьем мир мой жив.

Какой в душе, воскресшей снова,

Нежданный радостный порыв!

Живу, блаженства нет иного.

На этой сладостной траве

Лежу, как сверженное знамя.

Любовно солнце в синеве

Повисло прямо над глазами.

Пусть это солнце и трава

Исполнятся на век мгновеньем,

Когда вселенная жива

Одним моим прикосновеньем.

Ариадна была страстно (а по-другому она не умела) предана иудейству. Она учила иврит, соблюдала кашрут, зажигала в субботу свечи. Вместе с Довидом издавала на французском языке сионистскую газету, познакомились с Жаботинским...

Когда Ариадна говорила о грядущей угрозе нацизма, о том, что евреям грозит уничтожение, над ней смеялись и называли сумасшедшей...

Андрей Седых, личный секретарь Ивана Бунина и главный редактор газеты «Новое русское слово», вспоминал: «Ариадна не знала полумер и не умела останавливаться на полпути».

Режин, или Регина (это было ее подпольное имя) была организатором и начальником штаба еврейского партизанского движения Тулузы. Подпольщики переправляли еврейских детей через испанскую или швейцарскую границy, добывали оружие. Находили и уничтожали агентов, выслеживающих евреев. В 1943 году Режин родила мальчика, назвала его Йоси. А 22 июля 1944 года вишистская полиция выследила ее. В перестрелке она была убита. До освобождения Франции оставалось меньше месяца.

«Не услышь души моей стона…»

Не услышь души моей стона,

Гордый Бог, Господь Саваоф!

Пусть до горнего в высях трона

Не дойдет мой зов.

Пусть позор моего унынья —

Липкий червь — по земле ползет.

Не услышь меня, Боже, ныне

Со своих высот!

Дуб мой срублен, но я восстану.

Пьедесталом будет мне пень.

И услышь мою осанну

В тот победный день.

Награжденная посмертно Военным крестом с Серебряной звездой и медалью Сопротивления, Ариадна – Сарра – Скрябина – Фиксман – Кнут – Реджин удостоилась еще одной награды – слов генерала де Голля: «Синагога дала больше бойцов, чем церковь».

«Судьба мне славу в высях протрубила…»

Судьба мне славу в высях протрубила,

Вручила Богом избранный народ,

Об имени моем из рода в род

Через своих пророков возвестила.

На лоб венец гордыни возложила

И в руку меч дала земных красот.

Еще палят засохший небосвод

Мои победоносные светила.

Но я — не царь уже. Века пройдут,

И непреложные судьбы заветы

Твои слова бесстрашные сотрут.

Пусть сменит торжество мое позор.

Мой дух горит одним желаньем света,

Который подарит ему твой взор.

© Евреи евреям об евреях.