Интервью
August 10, 2020

Интервью с Тимуром Мошеевым

На какой Масе ты был и почему решил поехать?

Я был на Масе IsraelWay - карьерный рост. Она оказалась очень полезной. Новые знакомства, относительно плавное погружение в среду (но ты все равно как в пузыре во время Масы), время разведать окрестности, и снижение уровня моей социофобии. В России работал в Коммерческом отделе Посольства Южной Кореи, и вся работала была связана с экономикой и политикой. Устал. Поэтому первоначально ехал на Масу с целью отдохнуть от московской экологии, метро, пробок, вечно серого неба и серых потухших лиц горожан. Также заодно, разведать обстановку в Израиле для себя и родителей, посмотреть стоит ли переезжать сюда всей семьей.

К тому же, на Масе я стажировался во внешнеторговом отделе Ассоциации Промышленников Израиля, что было хорошей практикой английского и навыков в бизнес-девелопменте. В этом отделе мы занимались поиском партнеров для израильских компаний в Азии и в Европе через специальные порталы Евросоюза, которые помогают контактировать фирмам Евросоюза с другими странам. Также писал разные отчеты об экономике Израиля на основе статистики и еще делал проект с перспективами нового китайского шелкового пути для израильской экономики. Это большой логистический проект, который уже работает, про то, как ускорить пути доставки товаров из Китая до Великобритании через всю Азию, Россию и Европу. Ещё мониторили разные новости про израильскую экономику и BDS. BDS – это такое движение, которое выступает за бойкот израильских товаров. Нужно было искать, что они предпринимают и предлагают. Место стажировки искал сам, подсказали в ИКЦ в Москве. Во время стажировки жил в Бат-Яме. Собственно, самая моя развитая соц. сеть после приезда в Израиль - LinkedIn, где я собрал половину топ-менеджмента израильской промышленности.

Учил ли ты иврит на Масе?

На Масе было мало иврита. По приезде ульпан долго не начинался. Потом неделю или две позанимались, а после было только раз в неделю по желанию. Так что Маса в плане иврита дала очень хлипкую базу, а на работе все было на английском.

Ожидание армии и первые месяца после алии

Как только Маса закончилась и я получил теудат зеут, то в тот же день, написал в Министерство обороны насчет досрочного призыва (репатриантов забирают минимум через год + по новым правилам, после 22 лет призыв только по желанию).

Тут уже началась бюрократическая волокита длиной в полгода. После репатриации дела пошли не так гладко: ульпан долго не начинался, документ о подтверждении диплома шёл больше месяца, армия заставляет ждать. Больше всего времени заняло ожидание очереди. Работу, хоть сколько-то связанную со специальностью, я не нашел за 3 месяца, так что устроился помощником повара в 5* гостиницу Дан Тель-Авив.

Работа напряжённая (беготня, ругань, балаган, проблема гуманитарных рук). Вставать приходилось в 3:30-4:30, работать 6 дней в неделю. Зато хотя бы начал говорить на иврите отдельными фразами и привыкать к особенностям поведения израильтян. Обстановка болезненная, конечно, для меня. Но без боли и не изменишься.

С армией мне помог один из мадрихов с Масы: он в свое время служил в военкомате и через свои связи ускорил призыв (вообще личные связи - самое важное в Израиле, потому что по дружбе все что формально делается месяцами можно сделать за неделю).

В самом призывном пункте все прошло без особых проблем и задержек. Сначала отправляют пройти собеседование (кто родители, откуда приехал, чего хочешь от Израиля) и тест на иврит: рассказать о себе и семье, прочитать 3-4 предложения на иврите (мне попались такие, что я практически ни одного слова не узнал), подставить слова в предложения (тут уже попроще). Затем дали анкету с вопросами по типу "как часто думаете о суициде?". После чего девочка, что собеседовала меня (на русском большую часть времени), повосторгалась дипломом и отправила сдавать психометрию.

Психометрия - самая сложная часть. Её результаты невозможно пересдать. Она определяет уровень интеллектуального развития новобранца. Версия на иврите состоит, вроде как, из 250 вопросов на 2 часа. Русская версия оказалась на 40 минут из 61 вопроса на логику (дополнить фигуры, понять закономерность фигур и т.п.). Такая краткость и такое однообразие даже смутили, честно говоря. Хотя девушка-проверяющая сказала, что все так и должно быть.

Затем шла стандартная медпроверка зрения, роста, веса, сдача анализа мочи, тест на восприятие цветов. После чего следует осмотр у терапевта, который просто спрашивает, есть ли жалобы. Если сказать, что ты абсолютно здоров, то он поверит на слово.  Мне же было необходимо донести справку об аллергии на молоко и дождаться приёма армейского психолога (хотя если бы не упомянул о том, что ходил пару раз в жизни к психологу, то и этого бы делать не пришлось).

По завершении медосмотра, я сходил и подал заявление на получение статуса солдата-одиночки (доп.мат.помощь, т.к. родители в России). И на этом всё. Пробыл я там около 5 часов, а больше всего времени заняло ожидание очереди на оформление статуса.

Хочу отметить два пункта, которые важны в истории с призывом:

1. По моей российской медкнижке я мог скончаться в любой момент. А в Израиле почти все диагнозы опровергли и порекомендовали просто следить за питанием и регулярно заниматься спортом (не армейские врачи).

2. Призывникам доступен сайт рекрутерского центра: https://www.mitgaisim.idf.il
Там у каждого призывника есть свой личный кабинет, где можно следить за ходом призыва и получать уведомления от армии. Помимо того, на сайте много полезной официальной информации по процессу призыва, льготах, особенностях службы, описанию подразделений (и даже советов по искусству публичной речи). Что очень удобно для репатрианта, так как не приходится звонить уточнять каждую мелочь.

Сам ли ты выбирал в каких войсках будешь служить, и как этот процесс вообще устроен?

Репатрианту-добровольцу дают возможность выбрать, но этот выбор довольно условный, так как не дают допуск безопасности на серьезные позиции и не хватает иврита для чего-то важного. Много нюансов. Я призывался в Дипломатический отдел и только в самый последний момент, когда я после курса иврита прошел все собеседования, мне сказали, что не дадут допуск безопасности. После 2 недель разбирательств отправили на контроль качества авиазапчастей.

Расскажи, пожалуйста, о службе в армии

Служба в армии - очень важная часть интеграции. Сложная, бесячая, но это не потеря времени, если смотреть по сторонам и вглядываться в детали. Всё-таки любой иммигрант почти навсегда останется чужаком, принятие в обществе зависит не только от языка. Это также ужимки, ухмылки, привычки говорить готовыми фразами, эмоциональные реакции. Детям это проще впитывать по мере роста и образования в среде. Взрослые люди уже приезжают со своим набором личных и культурных характеристик. И вот армия помогает легче усвоить нормы поведения, мимику, интонации. Да и, конечно же, израильтяне, если узнают, что ты служил, начинают гораздо лучше относится к репатрианту. Всё-таки местные воспринимают сейчас русских олимов, как экономических иммигрантов, мало связанных с еврейскими традициями и мышлением, и абсолютно не понимающих местную специфику.

Факт службы приподнимает олима в их глазах. Пока ты в форме - Израиль гораздо комфортнее. Так, например, вся служба, со всеми тягостями, была легче первого полугодия в стране после Масы.

Поиски работы после армии

После армии, когда я снял униформу, всё довольно сильно изменилось. Стал чаще слышать в свою сторону обращение "зар" - иностранец. Армейский иврит помогает решать большинство бытовых вопросов, но реальной учёбы там не было. Литературный иврит и чтение вообще по-прежнему тяжко даётся. И вот получается, что выходишь ты с отличием в службе, но на серьёзные работы иврита ещё не хватает, денег нет, квартиру дембелям-репатриантам без работы никто особо не горит желанием сдавать, родственники отказываются становится гарантами.

Хорошо, что было три условно-бесплатных месяца в армейской общаге (сумму из годового пособия на съём жилья для солдат-одиночек потом снимают, если его оформлять), чтобы всё обдумать. Тогда Глеб, мой сосед и друг со времён алии, всё-таки убедил меня продолжать пробовать Израиль на вкус и не возвращаться, и ещё продолжить искать квартиру (ну и от армии РФ надо было продолжать косить до этого лета).

В итоге, мы кое-как нашли жильё в Рамат-Гане, такой бабушкин вариант по-израильски. Квартира была почти полностью пустой, кроме пары шкафов, стола и дивана. Благо в Израиле любят солдат-одиночек, поэтому за первый месяц через Фейсбук заставили себе квартиру полностью, ещё и часть вещей раздали знакомым репатриантам. И всё равно даже с такими раскладами ушёл в банковский минус.

Весь февраль прожил с минусом на счету, а ситуация с работой становилась только хуже. Футболили из ресторанов, турмагазинов, полиции, Минобороны. Попутно я ждал, что командиры разберутся с моим допуском безопасности для службы на контракте в дипломатическом отделе, но взрослым русским олимам с родителями заграницей туда доступ закрыт. В какой-то момент сказали просто не ждать ничего. На сотни разосланных резюме была пара собеседований, десяток отказов, и тотальный игнор, однако не было времени даже унывать. Срочно нужны были деньги, так как мы и так в первые месяцы кран отключали каждый лишний раз, когда умывались и руки мыли, и старались успевать в душ в светлое время, чтобы бойлер без нужды не включать, питаясь всё это время бутерами, чаем и яичницей.

Крайняя бедность и абсолютная ненужность тогда меня сильно мотивировали, не было времени и средств на уныние. Пришлось поработать немного официантом в грузинском ресторане без нормального оформления, а затем через армейского друга устроиться в охрану, в конце концов. Всё это стало для меня путешествием через несколько кругов ада, так как в РФ я строил жизнь, стараясь никогда не оказаться официантом, охранником, работником клиентской поддержки. Лёгкости от иммиграции и послеармейской адаптации для гуманитария из РГГУ ожидать не приходится.

Ну а потом был этап абсолютного безвременья в охране в течение 7 месяцев, где моя задача просто существовать в конкретной точке определённое время, в то время, как коллеги строят какие-то своим комбины, либо просто от скуки с ума сходят (количество ненормальных чуваков в охране просто зашкаливает). Каждую неделю абсолютно новое расписание, рабочая шестидневка, смены по 8-12 ч, вперемешку ночные, утренние, дневные смены, постоянный хаос с подвозками. Вроде на работе ничего особо не требуется делать, но всё равно такой темп жизни выматывал, реально приходилось жить на работе.

Тут уже я постарался найти какие-то якоря, чтобы за реальность и разумность цепляться. Закончил курсы профадаптации для репатриантов Gvahim (курс по поиску работы для олимов), курсы базового китайского, помогал в запуске московского стартапа Svalka в Тель-Авиве, сдал академический экзамен по английскому IELTS. Старался не дать охране и израильском лету окончательно уничтожить мой мозг, так сказать. Поступил даже в IT-колледж Джон Брайс, учить big data аналитику.

Ещё прошлым летом, после курсов Gvahim, я подавался в отдел аналитики рисков в Payoneer. Прошёл тесты, собеседования, затем по местной традиции мне не сообщили никаких результатов и перестали отвечать на сообщения, так что пришлось через кураторшу из Gvahim связываться с эйчарами компании. А кураторшей моей была подруга главы HR Payoneer. После сразу же перезвонили и предложили временную позицию за мало денег. На это я не согласился и потому подался в клиентскую поддержку, так как по з/п за счёт смен и бонусов тут можно неплохо зарабатывать, а спустя определённое время работы уже появляются преференции при переходе в другой отдел.

Только вот они не появились.

Отработав почти год с хорошей статистикой, имея рекомендации тимлида, закончив под это дело курс по дата аналитике (так как требуется SQL/Python для карьерного роста), который ведёт мужчина, консультирующий Payoneer по дата аналитике и ведущий их внутренние курсы, имея подходящее образование и прежний опыт, я всё равно не добился того, чего хотел. Эйчар отдела рисков нашла какие-то свои прошлогодние пометки, в которых был записан мой ответ о том, что "мне не очень нравится, когда каждый день в работе и продукте происходят изменения". Поэтому мне снова отказали в переходе в этот отдел.

Естественно, пометки о предложении временной позиции год назад она не нашла. Факт того, что я уже почти год каждый день имел дело с последствиями постоянных изменений в продукте, успокаивая недовольных или сбитых с толку клиентов, сохраняя нормальную статистику, её мало смутил.

Вообще эйчаров нашей компании можно понять. Зачем напрягаться и развивать начинающих сотрудников, если есть постоянный приток олимов и супругов израильтян с хорошим образованием и большим опытом. Тем более в условиях текущего кризиса, когда сотни спецов готовы работать просто за наличие работы.

Поскольку я именно в аналитике работать хотел, то особо желания продолжать в компании нет, но и не повыпендриваешься особо сейчас, когда с рынком труда такие проблемы. Придётся поработать ртом на телефонах ещё какое-то время и накопить побольше денег на программу ТАКА, чтобы ивритом наконец снова заняться, если она вообще полноценно начнётся в условиях карантина. Да и попутно искать работу, связанную с дата аналитикой начального уровня.

В РФ я бы себя не мог представить на такой работе, да и вообще 3.5 года назад, сразу после алии, я был бы к такой работе не готов. Теперь же, в первую очередь благодаря армии, я стал более социальным и коммуникабельным, и терпеливым.

Вообще говоря, большую часть своих целей в Израиле я выполнил: закончил профстажировку по специальности на Масе, получил гражданство, местные загранник и права, отслужил в армии + идеально откосил от российской армии (выучил новый язык, стал социальнее, встретился со множеством очень интересных людей).

Безусловно, никогда нельзя прекращать учиться, чтобы продвигаться, особенно заграницей. Надо продолжать учить язык, особенно развивать чтение и письмо на литературном языке, надо продолжать искать направление, в котором бы я хотел профессионально развиваться и нормально зарабатывать. Быть здесь гуманитарием без высокого уровня иврита - персональный ад, но этот вопрос займёт еще пару лет. Хотя мотивации особенной нет - за это время израильтяне начали своими колхозными и казарменными манерами очень сильно раздражать.

Тем не менее, что-то держит меня в стране. Наверное, именно эти постоянные челленджы и знакомства с интересными людьми.