Интервью
September 7, 2020

Интервью с Ксенией Торшиной

Как и почему вы решили переезжать в Израиль?

Я никогда не планировала покидать Россию. Я родилась в Москве, любила этот город, всю жизнь в нем прожила. Но в силу своих ценностей и рода своей деятельности, мне трудно находится в стороне от политической ситуации в стране. И мои дети совершенно осознанно не хотели дальше оставаться в России. Сын поступил по олимпиадам в Университет имени Баумана и в МФТИ, но документы не подал, а уехал на программу «МАСА-Технион». Он хотел заниматься медицинскими биотехнологиями и не видел в России для себя этой возможности. Сейчас он заканчивает степень в Технионе.

Не я выбирала Израиль, но он оказался именно тем местом, которое мне было нужно. Я приехала сюда особенно не задумываясь, как я буду здесь жить и чем заниматься. Это неправильно, но так получилось. Я приехала после скоропостижной смерти мужа, в сильной травме, ни знакомых ни родственников у меня в Израиле не было. И здесь я встретила больше тепла и поддержки, чем за всю предыдущую жизнь. И эта культура взаимоподдержки оказалась мне очень близка. Я почти сразу включилась в волонтерскую деятельность и первый год много работала бесплатно – консультировала новых репатриантов и студентов МАСА, вела тренинги и оказывала психологическую поддержку. Я уверенно чувствую себя в своей профессии, у меня было много работ «вокруг психологии»: занималась психотерапией, ведением групп, вела научную работу, занималась маркетинговыми и социологическими исследованиями, работала психологом в психиатрической клинике, преподавала в университетах и на программах МВА. Поэтому в Израиле я решила, что буду продолжать заниматься любимой психологией и не рассматривала другие варианты, а искала возможности в стране включиться в профессиональную жизнь.

А как вы подтверждали свой диплом психолога?

В Израиле психология — это лицензированная деятельность, как и все, что относится к здоровью. Здесь есть специфика, которую надо знать, чтобы определиться куда двигаться. Для начала решить, будете ли вы получать лицензию. С одной стороны, лицензия психолога дает возможность продвигаться в профессии и претендовать на государственные должности, повышает вашу стоимость на рынке труда. С другой стороны – накладывает ограничения: лицензированный психолог должен иметь профессиональную страховку, он несет серьезную юридическую ответственность за свои действия и должен точно знать, чем он имеет право заниматься. Здесь существует довольно жесткая специализация внутри психологии. Но есть также множество различных направлений и специализаций, которых нет в СНГ – курсы арт-терапии, терапии растениеводством, терапия театром, есть даже «терапия собаками», а также лошадьми и дельфинами.

Первый шаг – подтверждение диплома о высшем образовании. Министерство образования присваивает вам ту или иную степень, в зависимости от количества лет обучения и от рейтинга ВУЗа. Для этого вам нужно заполнить анкету на иврите или на английском и приложить ксерокопию диплома с вкладышем. Ничего переводить и заверять не нужно! Иногда людям со специалитетом подтверждают только 1-ю степень. Могут быть проблемы с заочным образованием, частными ВУЗами и дополнительным высшим образованием (переквалификацией), их часто не подтверждают. Я заканчивала МГУ им. Ломоносова и мне подтвердили вторую степень. Но это только подтверждение уровня вашего образования, оно не дает право работать по специальности.

Второй шаг – получение лицензии. Вы отправляете документы на комиссию в Министерство Здравоохранения и проходите её. Иногда это происходит заочно, иногда вас вызывают на встречу в Иерусалим. Документами лучше запастись заранее в стране исхода. Вам понадобится выписка из архива ВУЗа с подробной программой специальности, указанием количества часов по каждому предмету; перевод трудовой книжки, подтверждающий ваш опыт работы по специальности; сертификаты о прохождении профессиональных курсов; если нет записей в трудовой книжке, и вы работали как фрилансер – договора с заказчиком на выполненные проекты. Все документы должны быть переведены на иврит и заверены нотариально в Израиле.
Ремарка: на сайте почему-то рекомендуют отправить оригиналы. Имеется ввиду – заверенные копии. Оригиналы никогда не выпускайте из рук, тем более не отправляйте почтой – велик риск, что их потеряют!

Шаг третий – не обязательный. Можно работать и без этого статуса, например, заниматься частной практикой в ограниченных законом рамках. Я знаю многих психологов, которые успешно работают таким образом. Но возможности трудоустройства при этом ограничены. Поэтому если вы решили идти дальше, вам необходимо опять собрать все документы, написать силлабусы всех изученных вами в ВУЗе курсов на английском или иврите, отправить на комиссию, получить разрешение на прохождение стажировки. Если комиссия сочтет ваше образование несоответствующим израильскому стандарту, вам рекомендуют пройти дополнительное обучение (какое-то количество часов в университете по определенным предметам). Получив разрешение, вы должны сами найти место стажировки и от двух до четырех лет работать под руководством израильского специалиста. (На сайте Министерства Образования есть список организаций, которые имеют право принимать психологов на стажировку. Проще всего найти стажировку в области психологии образования, труднее всего – в области клинической психологии). По окончании вы предоставляете свой отчет о стажировке и рекомендацию руководителя, и получаете статус специалиста («мумхэ»).

Множество моих коллег психологов в Израиле предпочитают получать лицензию социального работника. Если вы были причастны к социальной работе, а в вашем психологическом образовании было много предметов, связанных с социальной работой, то вы можете подать на эту лицензию, получить её и сразу идти работать. Путь гораздо короче, вакансий очень много - на государственной службе, в школе, в больницах, русский язык, наряду с ивритом – часто является большим преимуществом. Правда, зарплаты ниже, чем у психологов.

В Израиле реализована американская модель социальной работы, здесь это человек с очень широкими полномочиями и функционалом, в частности, многие социальные работники не только представительствуют в государственных учреждениях, организуют помощь различным социальным и этническим группам, но и сами ведут психологические группы и занимаются психотерапией с подопечными.

Есть также вариант построить академическую карьеру. Для этого существуют программы в рамках Абсорбции в науке, дающие вам право на стипендии на докторат и пост-докторат (например, стипендия Шапиро). Но получение степени доктора (аналог кандидата наук в России) не дает право на практическую профессиональную деятельность, это различные карьерные пути.

Расскажите о своих проектах?

Есть несколько направлений, в которых я стараюсь двигать свои проекты:

1. Адаптация студентов программы МАСА

Когда мои дети были на программе, мы столкнулись с тем, что многие ребята приезжают в Израиль и немного теряются. Мой сын был на трудной программе в Технионе, за первые 3 месяца оттуда отчислили почти 20% участников – они не справлялись с учебой и адаптацией. Не потому, что им не хватало знаний, а потому им не хватало организованности и навыков самостоятельной жизни. Они не могли распределить время и ресурсы, не умели принимать взвешенные решения, выстраивать отношения с сокурсниками и преподавателями. В Израиле требуется очень много самостоятельности, к которой не все готовы. Я предложила руководителям программы провести ряд навыковых и коммуникативных тренингов для ребят. Так родился курс адаптации для студентов МАСА, помогающий правильно и вовремя поставить себе цель, рассчитать ресурсы, выстроить отношения и успеть все, что запланировали за время программы. Попутно родился еще ряд семинаров для мадрихов и сотрудников программ МАСА, которые мы тоже реализовали с компанией Тлалим.

2. Курс «Перезагрузка: новая карьера в Израиле» (консультирование новых репатриантов с высшим образованием в области профориентации, трудовой адаптации и карьерного продвижения).

Я встречала в Израиле много людей с прекрасным образованием, которые очень долгое время работают на низкооплачиваемых работах. У меня большой опыт консультирования людей, которые хотят сменить профессию в России, но здесь люди оказались в ситуации, когда они просто не могут сориентироваться, часто даже не знают, чего можно хотеть в новых реалиях. Или строят совершенно нереальные планы, разочаровываются и опускают руки, оставаясь со всем своим образованием и опытом охранниками, уборщиками и сиделками при пожилых людях. Я начала собирать всю необходимую информацию, которая могла бы помочь в профессиональной адаптации, какое-то время работала психологом в Центре трудоустройства новых репатриантов МАОФ. Когда разобралась, начала консультировать новых репатриантов очно и онлайн. Потом сформировался курс.

Курс помогает сориентироваться в своих желаниях и возможностях, дает информацию о рынке труда и его особенностях, о ресурсах помощи в трудоустройстве и обучении. С помощью израильских коллег я разработала технологию, где каждый участник строит свою карьерную траекторию, рассчитывает ресурсы, получает необходимую информацию, переосмысливает свой опыт в приложении к новым реалиям и профессиональным целям, выбирает варианты обучения в случае необходимости, создает несколько вариантов резюме. Кроме этого, у людей на курсе иногда случаются очень интересные инсайты из области осуществления давней мечты или резкой смены деятельности. Этот проект я считаю своей основной миссией – я помогаю людям находить свой путь, внешние и внутренние ресурсы для успешной самореализации.
У курса есть 2 варианта:

Онлайн-курс, который я буду запускать с сентября на коммерческой основе.

Очный бесплатный вариант для жителей города Хайфа, финансируемый Министерством Абсорбции.

3. Психологическая поддержка для людей с ограниченными возможностями (консультирование и группы).

Проект «Место под солнцем» - группа психологической поддержки русскоязычных репатриантов с ограниченными возможностями (хронические заболевания, инвалидность). Репатриация сама по себе тяжелый стресс, также, как и инвалидность сама по себе. Человеку трудно справиться в одиночку со своими психологическими и жизненными проблемами, он «закукливается» в своем одиночестве, не видит выхода. Наша группа помогает таким людям находить внутри себя и в окружении новые ресурсы для преодоления проблем, повышения качества жизни, расширения круга общения. Мне эта тема близка, потому что я уже 17 лет живу с тяжелым хроническим заболеванием и знаю эти проблему и профессионально, и «изнутри». За долгие годы адаптации к этой ситуации, у меня сложились принципы отношения к разным проблемам и большой набор методов работы с ними. Я специально разработала этот курс с элементами психотерапии и обучающего тренинга для повышения качества жизни таких людей. Хорошая новость – с сентября мы опять открываем в Хайфе группу при поддержке мэрии. Для все остальных я доступна онлайн.

Откуда у вас берутся силы и вдохновение на ваши проекты?

Я никогда не искала работу, всю жизнь я искала дело, которое бы соответствовало моим интересам. Израиль оказался для меня во многом местом «сбычи мечт» - здесь удается организовать и продвинуть проекты, которые имеют реальную социальную значимость. Не скажу, что это происходит легко и быстро, но это реально! А энергию и идеи возникают из проблем. Когда я вижу проблему, которая мне интересна, мне хочется ее решить, мне нравится придумывать, как её решать, заражать других людей своими идеями, находить единомышленников и объединяться с ними. Кроме этого, я получаю гигантский заряд энергии и радости когда люди, с которыми я работаю, чего-то добиваются – видят перспективу, идут учиться, находят работу.

Какие советы вы могли бы дать тем, кто только начинает свой путь в Израиле?

Еще до приезда хорошо бы спросить себя: зачем я сюда еду и что я хочу здесь найти? Потому что многие едут за тем, чего здесь нет и никогда не будет. Люди бегут от проблем, которые несут внутри, и испытывают жестокое разочарование, сталкиваясь с ними на новом месте. Нужно понимать, что придется пробиваться самому, на незнакомом языке, по незнакомым правилам. Поэтому, нужно отдавать себе отчет, что сил потребуется много. Нужно быть готовым к временному снижению статуса, социального и профессионального, что тоже дается многим нелегко. Хорошо бы подумать, чем вы будете зарабатывать на жизнь в процессе своего профессионального становления и изучения языка до необходимого уровня. Иногда помогает хобби, опыт, позволяющий зарабатывать дистанционно или полученный на курсе, который вы когда-то закончили «для внутреннего употребления» - парикмахер, мастер маникюра, косметолог, веб-дизайнер и тд.

Универсальный совет – заранее начинать учить иврит. А также подтягивать английский язык до возможно более высокого уровня. Это даст вам более широкий выбор работы с более высокой оплатой.

Еще я всем рекомендую первые полгода в стране, пока вы получаете пособие и учите иврит, собирать информацию, знакомиться с людьми, искать профессиональные сообщества. Израиль – страна маленькая, социальные связи играют очень большую роль, а поскольку мы здесь «новенькие», нам приходится интенсивно работать для создания этих связей, которые в стране исхода мы нарабатывали всю предыдущую жизнь.

Также чтобы жить в Израиле, вам требуется большая гибкость мышления и огромная толерантность. Здесь все очень разные и все по-другому, и если вы хотите построить в этом огромном «балагане» по имени Израиль полноценную новую жизнь, будьте готовы удивляться и измениться!