Интервью
July 28, 2020

Интервью с пилотом гражданской авиации Виталием Басенком

Когда и почему Вы переехали в Израиль?

В Израиль мы с женой приехали 11 марта 2015 года из Москвы. Я не видел для себя возможности жить в России, к тому же в это время в России начались проблемы в области частной авиации, в особенности с получением лицензий. Поэтому я больше не чувствовал, что хочу жить в России.
По первой профессии я графический дизайнер, сразу после ульпана я начал искать работу в этой области, и меня взяли на первую работу здесь по специальности.
Жена работает преподавателем русского языка в Гимназии дополнительного дошкольного образования для детей-билингв. В следующем году туда пойдёт наш старший сын, родившийся тут, в Израиле.

Почему решили связать свою жизнь с авиацией?

Тут всё банально: с детства жил рядом с самолётами. Но я и мечтать не мог, что меня с плохим (по советско-российским меркам) зрением и пятым пунктом могут взять в авиацию. В общем, я любил самолёты издалека до 2009 года. А в какой-то момент понял, что хочу осуществить давнюю мечту, нашёл телефон частного инструктора, созвонился и договорился о первом занятии.

Ужасно волновался почему-то. Я и сейчас вижу, что многие так же волнуются. Но сейчас мне очень хочется рассказать и показать всем, что авиация — это нечто близкое, прямо вот здесь, рядом. Это волшебство, которое доступно абсолютно каждому. Приходите слетать со мной над Хайфой, а потом записывайтесь в авиашколу, учитесь и обретайте свои собственные крылья! Поверьте, вы пожалеете только об одном: что не сделали этого раньше. Полёт — это особенное ощущение, то, без чего потом не можешь жить.

Нашему телу подвластны все стихии: мы ходим по земле, мы можем плавать, нырять, а некоторые из нас могут задерживать дыхание под водой на минуты. Мы можем даже передвигаться под землёй: изучать пещеры, спускаться глубоко в шахты. И только воздух — единственная стихия, неподвластная телу, а только разуму. Полёт невозможен без инструмента, созданного разумом. Для меня это особенное ощущение: знать, что моё умение летать, сама эта возможность — они опираются на знания и опыт многих тех, кто был до меня.
О полёте можно сказать много слов, но — банально — лучше один раз ощутить его.

Сложно ли было подтверждать лицензию на сверхлёгкие самолёты?

В 2015 году мы приехали и начали обустраиваться в Хайфе. Я практически сразу занялся своими авиадокументами: отнёс бумаги в израильское Управление гражданской авиации, они отправили запрос в Россию, дождались оттуда ответ и предложили, исходя из моего немалого опыта, для получения израильской лицензии сдать 6 теоретических экзаменов и налетать 4 часа с инструктором. Условия просто прекрасные.

На деле оказалось нелегко. Во-первых, это был наш с женой второй год в стране. Во-вторых, все экзамены на иврите, один из них — на иврите и на английском одновременно (для примера, одно из заданий: прочесть текст на английском и на иврите объяснить экзаменатору, как ты его понял).

Я приехал с языками. Английский знал благодаря фильмам, книгам и компьютеру, а иврит — потому что с 1992 по 1996 учился в еврейской школе Мигдал Ор в Москве. Если бы не это, конечно, пришлось бы отложить процесс. Но всё равно было нелегко. Это специфические термины, не самый простой технический язык. Совсем не ульпановский уровень. В целом эта учёба сильно продвинула меня в чтении и письме на иврите.

Тут я бы хотел сказать огромное спасибо Боре Гликману, человеку, который и сам частный пилот в Израиле. Мы познакомились на одном российском авиафоруме, и Боря очень сильно помог мне здесь: и с учебными материалами, и с общением с Управлением гражданской авиации, и с инструктором, и с техникой. В общем, от всей души, пользуясь возможностью, ещё раз благодарю этого человека!

После сдачи всей теории был так называемый «чекрайд», то есть, экзамен на умение пилотировать самолёт. Тут я не опасался, потому что опыт у меня был большой. Проблемы были только с ведением радиообмена на иврите, но сейчас я уже натренировался и чувствую себя достаточно уверенно.

Процесс подтверждения занял 1,5 года. После того, как я закончил получать эту лицензию и полетал немного в Израиле, я принял решение идти к карьере линейного пилота: водить большие пассажирские лайнеры. И сделал первый шаг в этом направлении, пройдя ещё один курс, первый на пути в гражданскую авиацию: курс частного пилота лёгких самолётов. Сейчас я налётываю часы, чтобы «собрать» необходимый минимум для следующего курса: приборные и ночные полёты.

Как в Израиле получить лицензию частного пилота?

О, это частый вопрос. Большинство думает, что авиация — это что-то очень далёкое и невозможное для простого человека. А на самом деле, это доступно! Всё, что надо сделать — набрать номер ближайшей лётной школы, позвонить и договориться о пробном полёте. И если это действительно то, что вам нравится, то прямо после полёта можно записаться на курс.

Из технических вещей: нужно получить медицинскую справку. Для пилота-любителя это так называемая вторая категория. Требования такие же, как к водителю автомобиля. После этого начинаются полёты по учебной программе (база 40 часов, но в реальности всегда будет больше).
Одновременно нужно сдавать теоретические экзамены. Готовиться к ним можно дома, самому. Для лёгкой авиации нужно сдать 8 экзаменов.

После того, как теория и практика пройдены, школа даёт вам направление на экзамен, вы летаете тот самый «чекрайд» — и всё, вы частный пилот. Можете катать друзей, но запрещено брать плату за полёты (как раз на этой стадии я сейчас нахожусь). Но вы можете делить с пассажирами затраты на аренду/эксплуатацию самолёта.

Если вам хочется летать для себя, то дальше можно просто спокойно летать. Если вам, как и мне, хочется продолжать карьеру в авиации, то нужно будет продолжить курс инструментальных и ночных полётов, пройти курс коммерческого пилота и т.д.

Какие советы вы могли бы дать тем, кто только начинает свой путь в Израиле?

Нужно просто не позволять себе останавливаться, всё время стремиться вперёд, учиться новому, совершенствоваться. И никогда не опускать руки. Помнить, что если кажется, что всё плохо — это не реальность, а её отражение в нашей голове.

А если захочется почувствовать жизнь — приходите ко мне летать. С удовольствием покатаю вас над Хайфой и окрестностями!
Желаю вам удачи, и, самое главное — своего собственного Полёта!