Интервью
May 31, 2020

Интервью с Катей Чумичкиной

Катя, расскажи, пожалуйста, немного о себе и о том, почему ты решила переехать в Израиль?

Мне 28 лет. Я архитектор. Родилась я в маленьком российском городе Железногорск. Это закрытый город рядом с Красноярском. Уже в 15 лет я знала, что пойду учиться на архитектора. Мои прабабушка и прадедушка были архитекторами, а после того, как в 15 лет я впервые приехала в Санкт-Петербург, то сразу поняла, что этот город, его здания и улицы — это моё. В 2008 году я поступила в СПбГАСУ. На 1 курсе я поехала на программу Таглит, эта программа положила начало моей глубокой связи с Израилем. На последнем курсе университета я решила поехать на МАСУ. Выбор пал на программу МАСА ART-TEL, потому что помимо изучения иврита, она включала себя обучение в академии искусств в “Бецалель” в Иерусалиме. Несмотря на то, что я не знала на тот момент иврит, и английский был далеко не на университетском уровне, я осталась очень довольна программой. Я училась со студентами второй степени направления Urban design. Помимо воркшопа один раз в неделю в Иерусалиме, профессор Зеев Друкман консультировал меня в своей студии в Тель-Авиве. Этот курс очень продвинул меня в понимании профессии, пониманий философии архитектуры, а также это было мое первое соприкосновение с израильским обществом. Следующие полгода МАСЫ я была на стажировке в архитектурной студии в Тель-Авиве. После окончания стажировки я проработала там еще около двух лет.

Расскажи, пожалуйста, поподробнее о стажировке на Масе?

Я проходила стажировку в небольшой архитектурной студии в центре - Stability Studio. Я работала 4 дня в неделю, примерно с 9 до 18. Мы занимались в основном реконструкцией зданий и кварталов. Нужно было изучать много местных снипов и гостов, разговаривать со смежниками и заказчиками. Было очень сложно, приходилось говорить на ломаном иврите по телефону, сидеть постоянно с переводчиком над чертежами, но я считаю, что 2 года работы в Stability стали отличным началом моего профессионального пути в Израиле.

А что произошло через 2 года?

В 2017 году, уволившись с работы, я купила билет в один конец и уехала путешествовать. Решив, что можно совместить приятное с полезным, я приняла участие в реставрации исторических архитектурных памятников во Франции в качестве волонтера. Программа длились около месяца. После я поехала в Перу, в Куско, где тоже работала волонтером на строительстве местной больницы. Кстати, по возвращению в Израиль, я включила волонтерские программы в свое CV. Это всегда было бонусом на собеседованиях.

Сложно было искать работу?

В Израиле не сложно найти работу, в том числе и работу архитектором. Однако, мне кажется, есть некоторые вещи, при наличии которых будет значительно легче найти работы.

1. Иврит. Несмотря на то, что большинство израильтян знают английский, они предпочитают говорить и обсуждать проекты на иврите. Также, все строительные и административные законы и документация на иврите, все чертежи чаще всего тоже на иврите, за редким исключением, когда проект находится не в Израиле.

2. В Израиле не так много специалистов, архитекторов и дизайнеров, которые делают хорошие визуализации, а также вообще работают с 3d моделированием. Поэтому, ваше отличное знание 3d max, Vray Rhino, Photoshop будет плюсом.

3. Сейчас практически все фирмы либо уже перешли, либо переходят на BIM проектирование. Все чаще работодатели в перечне требований указывают знание программы Revit. Умение работать в это программе будет огромным преимуществом.

А с подтверждением российского диплома у тебя не было проблем?

Диплом любой специальности нужно подтверждать в Министерстве Просвещения. После подтверждения степени (мне присвоили вторую степень) нужно зарегистрироваться в реестре инженеров и архитекторов. Выпускников нескольких архитектурных университетов регистрируют после окончания обучения автоматически, остальные, включая новых репатриантов, должны подать заявку и документы на сайте Министерства Экономики. Через некоторое время мне назначили собеседование, где комиссия из нескольких специалистов рассматривала мое студенческое портфолио, большое внимание было уделено моей дипломной работе. После прохождения собеседования, мне присвоили номер в реестре. С этого момента я начала 3-х летнюю стажировку для того, чтобы после сдать экзамен и получить лицензию архитектора.

Стажировка дается от государства, или ты просто где-то работаешь, и это засчитывается?

Да, твоя работа в архитектурном офисе засчитывается в качестве стажировки. Но не все офисы могут быть инструкторами, есть определенные критерии. Поэтому, если для вас важно получить в будущем лицензию, то лучше проверить засчитывается ли работа в данном офисе в качестве стажа. В течении 3-х лет нужно посылать отчеты о проектах и твоем в них участии.

Расскажи пожалуйста, работала ли ты по специальности в России, и есть ли сходства и различия в работе архитектора в России и Израиле?

Да, я работала в России 3 года и могу сказать, что разница есть. В Израиле другой подход к разговору с начальством. Тут принято разговаривать на равных, приветствуется, если у тебя есть свое мнение. И если ты можешь его обосновать, то тебя послушают. Есть ощущение, что ты влияешь на процессы, происходящие в офисе. Здесь нужно быть очень пробивным и постоянно держать руку на пульсе, не стесняться. Если тебе дали задание, то ждут, что ты задашь дополнительные вопросы, не будешь просто исполнителем, а включишь креативность и инициативность.

Какие советы ты могла бы дать ребятам, которые только собираются репатриироваться?

Во-первых, важно обозначить, что архитекторы не самая прибыльная профессия. Если кто-то сомневается в своей любви к архитектуре, я бы посоветовала обратить внимание на творческие профессии в хайтеке. Также, как я уже упоминала, на мой взгляд, обязательно нужно учить иврит, хотя бы даже для того, что легче было строить отношения в коллективе. Еще очень важно, конечно, знать различные программы и приезжать уже с хорошим уровнем владения ими. Плюс, я считаю, что нужно не закрываться в круге репатриантов, а взаимодействовать с израильским комьюнити, в том числе и профессиональным.