Интервью
May 17, 2020

Интервью с карьерным консультантом Анной Абрамович

Анна, расскажи, пожалуйста, о своих первых шагах в Израиле?

Мы с мужем репатриировались по программе для людей с высшим образованием в ульпан “Эцион”(прим. интенсивный курс иврита для молодых специалистов 22-35 лет, планирующих продолжить карьеру или учебу в Израиле). После окончания ульпана мой муж врач начал התמחות (прим. Эквивалент ординатуры в Израиле, т.к. для репатриантов-врачей существует определенный порядок выхода на работу), а я, базируясь на его опыте, помогала врачам-репатриантам с поиском и выбором больниц для התמחות. Окончив программу «ТАКА» (прим. программа академического иврита перед обучением в ВУЗе) я поступила в Еврейский университет в Иерусалиме, затем закончила магистратуру по педагогике в академическом педагогическом колледже имени Давида Елина.

А почему ты решила получать высшее образование в Израиле?

Первая степень, которую я получила в России – преподаватель иностранных языков. После университета я совсем недолго работала учителем английского и французского в школе, так как вскоре я кардинально сменила деятельность – мне предложили работать маркетологом в строительной металлоторгующей компании. Решение о смене сферы далось непросто – это было страшно и драйвово одновременно. Но я в верю в шансы и в смелые выборы, и я согласилась. На своей шкуре я испытала весь спектр эмоций новичка, который осваивает новую профессию на проектах компании - от страха за новые процессы, неловкости от незнания стиля общения в бизнес- среде до гордости до за успехи. Но я скучала по преподаванию. Отработав год, я начала преподавать маркетинг в университете. А после кризиса 2008 года я стала совмещать должности маркетолога и HR в компании.
Приехав в Израиль, я поняла, что условия приема в вузы здесь гибкие, и у меня есть шанс выбрать направление для обучения, которое меня всегда привлекало, не ограничиваясь сферой педагогики. Я выбрала Международные отношения в Еврейском университете, но после года учебы я поняла, что практическая педагогика мне намного ближе, и поступила в магистратуру по специальности «Процессы преподавания и обучения», моя исследовательская специализация - qualitative research. Я изучала методологию интервьюирования. И когда пройденная в колледже методология наложилась на практический опыт в сфере HR в России, я “загорелась” заниматься этим профессионально.

После окончания колледжа ты стала искать работу?

После университета я поступила в магистратуру в колледж, и получилось некое “провисание”. Я задумалась: ”А что теперь?” И я начала думать о поиске работы. Нашла я её совершенно случайно. Я зашла на сайт, не связанный с поиском работы, и увидела рекламу вакансии, которая привлекла мое внимание. Я отправила резюме, и меня приняли после нескольких этапов отбора. Я работала в digital-компании, которая занималась E-commerce проектами в сфере антикварных книг и предметов искусства.

А чем ты занималась в этой компании?

80% своего времени я занималась подбором персонала. У нас была выработана поэтапная система отбора, которая включала детальные телефонные и очные интервью. Это был невероятный опыт, который позволил мне совместить практику и знания, которые я параллельно с работой получала во время учебы в магистратуре.

А в какой момент ты решила стать карьерным консультантом?

Впервые я стала давать консультации, когда еще работала HR в России. Знакомые просили посмотреть их резюме и подсказать, как улучшить его. Когда я переехала в Израиль, это ненадолго прекратилось. Но в 2012 году, когда я стала интересоваться и изучать особенности составления резюме и поиска работы в Израиле, я стала помогать тем, кто учился со мной вместе, и корректировала их резюме под стандарты Израиля. Ко мне обращались знакомые за советом по выбору ульпанов, вузов, курсов. Я с радостью делилась информацией, помогала готовиться к экзаменам и интервью. Но я не брала за это деньги – мне было в кайф видеть, как те, кто еще вчера сомневался в следующем шаге, сегодня учится на языковой программе или в университете или прошел интервью, и его приняли на работу. Постепенно волна этих людей стала увеличиваться, и ко мне стали обращаться не только друзья, но их знакомые. В 2017 году я помогала одному парню адаптировать резюме под израильские стандарты. После нашей работы он позвонил и сказал: ”Ты знаешь, мне кажется, я должен заплатить тебе за помощь!”. Тот случай переключил что-то в моей голове, и я поняла, что если я люблю то, чем занимаюсь, у меня есть система, по которой я работаю, и люди говорят, что они готовы за это платить, то мне стоит подумать о своем деле. К тому моменту у меня сложился поэтапный алгоритм работы с клиентами, а также я создала миникурс по поиску работы в Израиле. Моя компетенция позволяла мне позиционировать себя как профессионала, и я стала работать как индивидуальный предприниматель (ивр. עצמאית) .

А ты работаешь с русскоговорящими или больше с ивритоговорящими?

Я много работала с теми, кто сменил место жительства – переехал из одной страны в другую. Мои первые клиенты были русскоязычные люди, которые переехали жить в Америку. И с ними мы ориентировались больше на то, где и как себя реализовать себя профессионально в новой стране. Постепенно у меня появились англоязычные клиенты-репатрианты с опытом работы. Моей основной задачей в работе с ними задачей была адаптация резюме и LinkedIn в соответствии с израильскими стандартами. Я также работаю с новыми репатриантами из стран СНГ – помогаю планировать и строить карьеру в Израиле. Я работаю с группами и индивидуально. В последнее время среди клиентов в основном коренные израильтяне.

То есть среди коренных израильтян есть спрос?

Некоторые из моих клиентов это вчерашние солдаты или те, кто делал שירות לאומי (прим. ширут леуми - альтернативная служба в армии), которые думают о своей карьере. То есть это люди, которые находятся на смене своего жизненного статуса. У меня была серия консультаций для таких ребят, которые не понимали, какую спеицальность выбрать, как и где искать работу. И наоборот, кстати, у меня были недавно клиенты коренные израильтяне, которые из hi-tech хотят перейти в социальный сектор. Они классные профессионалы в своей сфере, но чувствуют, что не реализуются в технической сфере. Для них важно разработать поэтапный алгоритм перехода в новую сферу. Также есть израильтяне, которые задумываются о том, чем они будут заниматься на пенсии. Они хотят заниматься чем-то в свое удовольствие и потратить сейчас свое время на учебу, чтобы к пенсии у них было дело по душе.

Нам казалось, что коренные израильтяне знают, что должно быть у них в резюме?

Это не совсем так. Когда сейчас начался “кризис короны”, мы с несколькими карьерными консультантами стали проводить бесплатные консультации в группе в facebook для тех, кто не может найти или потерял работу. Мы говорим о том, что можно использовать это время не только для составления хорошего резюме, но и о методиках, которые позволяют прислушаться к своим желаниям, и выбрать новую профессиональную ступень или сферу.

Какие советы ты могла бы дать тем, кто только собирается искать работу?

На мой взгляд, есть два общих направления, на которые стоит обратить внимание. Первое - нужно ценить свой опыт, образование и культуру, с которыми ты приезжаешь. Важно также четко осознавать свои профессиональные навыки и личные качества. Это значит, что ты должен проанализировать свои навыки, сильные стороны, таланты и желания и сделать список того, что ты умеешь делать, так называемые hard skills и soft skills. Стоит составить список из 5 основных навыков и умений без накрученных формулировок – то, что четко отразить в резюме, что ты умеешь делать. Иногда сложно разобраться в этом самостоятельно, и стоит обратиться за помощью к консультанту. Второе - важно понимать, что в Израиле, как и в любой другой стране, любые процессы имеют культурные отличия. И поиск работы не исключение. Составление резюме по израильским стандартам, подготовка к интервью и, конечно, использование каналов поиска работы – все это поможет найти классную работу в сфере, которая нравится. Одна из моих любимых особенностей в Израиле – сила нетворкинга. Важно уметь выстраивать личную и профессиональную коммуникацию, быть любопытным, задавать вопросы, общаться и быть настроенным на успех. Секрет прост!