фантастика
April 14, 2023

Ещё один раз.

Серые следы на сером снегу
Сбитые с камней имена
Я много лет был в долгу
Мне забыли сказать
Что долг заплачен сполна

Пахнет застарелой бедой
Солнцу не пробиться в глубину этих глаз
Теперь мне всё равно
Что спрятано под темной водой
Едва ли я вернусь сюда ещё один раз

Есть одно слово
Которое сложно сказать
Но скажи его раз, и железная клетка пуста
Останется ночь, останется снежная степь
Молчащее небо и северная звезда

И кажется, что там впереди
Что-то непременно для нас
Но сколько ни идёшь
Отсюда никуда не уйти
Едва ли я вернусь сюда ещё один раз

Над скудной землей бешено кричит вороньё
Над ними синева, но они никуда не взлетят
У каждого судьба, у каждого что-то своё
Они не выйдут из клетки
Потому, что они не хотят

И если выбить двери плечом
Всё выстроится снова за час
Сколько ни кричи
Пустота в пустоту ни о чем
Есть повод прийти сюда ещё один раз.

песня группы «Аквариум» из альбома «Лошадь белая». Автор текста и музыки – Борис Гребенщиков. Премьера композиции состоялась в 2008 году.

Подзаголовок.

Студийную запись люблю больше, чем концертное исполнение, которое кажется мне сильно затянутым.

***

С сайта kursivom.ru https://clck.ru/348sUq

Интервью с БГ для газеты «Известия», сентябрь 2011:
http://www.izvestia.ru/news/500321

— Тон «Сестры Хаос», как и теперешнего «Архангельска», отличается от некоторой умиротворенности альбомов «Zoom, zoom, zoom», «Беспечный русский бродяга», «Лошадь белая», написанных тобой во второй половине «нулевых». Согласен?
— В «Лошади белой» есть страшная песня «Еще один раз», которая стоит всей «Сестры Хаос», если кому-то придет в голову вслушаться в то, о чем и как в ней поется.

***
Из интервью с БГ, Журнал «Собесебник» 03.11.2009:

– …в последней строчке там компромисс, по-моему. «Есть повод прийти сюда еще один раз» – зачем? Чего вы тут еще не видели? Ведь в предыдущих строфах все описано с предельной точностью и вряд ли переменится.
– Ну, поэтому я и пою ее на концертах то так, то этак, в зависимости от настроения. Иногда просто повторяю – «Едва ли я вернусь сюда еще один раз». Но вообще отвечу вам цитатой – есть такая китайская истина: вещь, достигнув своего предела, обращается в противоположность. Когда ваше нежелание возвращаться сюда достигает предела, вы понимаете, что это и есть повод прийти еще один раз. Исправить народ нельзя, потому что тогда он перестанет быть народом. Но можно помочь отдельному человеку.

***
Теперь мне все равно, что спрятано под темной водой… — образ «темной воды» был очень распространен в творчестве БГ времен «Русского альбома» (1991). См.:

Из интервью с БГ:

— А тёмная вода и всё, что с ней связано, как это видится и с чего началось? В голове у людей это в первую очередь ассоциируется с Китежем — городом, который во время монголо-татарского нашествия скрылся от завоевателей под водой…
— Я увидел эту картинку в Вильнюсе в 90-м году, когда гулял со Щураковым. Она появилась и исчезла. Сейчас она перестаёт иметь для меня актуальность, но тогда мысленно я её видел. Вот отсюда эти образы. Ну а город Китеж — это уже умственная привязка.

***
Есть одно слово, / Которое сложно сказать / Но скажи его раз, и железная клетка пуста… — см. стихотворение О. Мандельштама:

Образ твой, мучительный и зыбкий,

Я не мог в тумане осязать.

«Господи!»- сказал я по ошибке,

Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,

Вылетало из моей груди.

Впереди густой туман клубится,

И пустая клетка позади.

***
Они не выйдут из клетки, / Потому что они не хотят… — см. отрывок из сказки К.С.Льюиса «Последняя битва» (7 часть из серии книг про Нарнию):

«- Аслан, — попросила Люси сквозь слезы, — можешь ли ты… сделаешь ли ты что-нибудь для этих бедных гномов?
— Дорогая, — ответил Аслан, — я покажу тебе, что я могу сделать, и чего не могу. Он подошел к гномам поближе и издал низкое рычание, сотрясшее воздух. Гномы заговорили друг с другом: «Слышишь? Это та шайка на другом конце Хлева. Пытаются испугать нас. Они делают это специальной машиной, не будем обращать внимания. Не дадим снова обмануть нас».
Аслан поднял голову и потряс гривой. Внезапно на коленях у гномов оказались роскошные яства: пироги, языки, голуби, трюфели, мороженое, а в правой руке у каждого бокал с отличным вином. И все было бесполезно. Они начали жадно есть и пить, но было ясно — они не понимают, что у них в руках.
Им казалось, будто они едят то, что можно найти в Хлеву. Один говорил, что пытается есть солому, другой — что нашел кусок старой репы, а третий — что ест сырой капустный лист. Потом они подняли к губам золотые бокалы с красным вином и сказали: «Нравится ли вам пить грязную воду из того же корыта, что и осел? Никогда не думали, что дойдем до такого». Вскоре каждому стало казаться, что другой нашел что-то более вкусное; они начали драться и отнимать друг у друга куски и ссорились до тех пор, пока не завязалась настоящая драка, и вся изысканная еда была размазана по их лицам и одежде и растоптана под ногами. Наконец они сели, чтобы привести в порядок кровоточащие носы, и сказали:
— Во всяком случае, здесь нет Обманщика. Мы никому не позволим обманывать нас. Гномы для гномов.
— Вот видите, — промолвил Аслан, — они не позволяют нам помочь им. Они выбрали хитрость вместо веры. Их тюрьма внутри них, и потому они в тюрьме. Они так боятся быть обманутыми, что не могут выйти из нее. Пойдемте, дети. У меня есть еще одно дело».

Ещё случайно попалось обсуждение, не относящееся к сабжу, но терять не хочется, вдруг пригодится. https://volk.livejournal.com/944688.html

Летом 2009 года мы с avsizov шли по Большому Заяцкому острову, я нагибался пощипывать воронику и хвастался, что понимаю песню про Воронику на крыльце. Потом хвастался на Кругах. Нигде не пояснял. А в сентябре 2009 в Справочнике Северова появилось объяснение Еремина. В нем интерпретировался весь альбом, но «Северный цвет» — особенно, как ключ ко всему. Его объяснение хорошее, и, наверное, лучше, чем мое, я даже буду им пользоваться, но в нем — словесность гуманитариев и очень много букв. Впрочем, я тоже не смогу выразиться кратко.