August 4, 2020

О прокрастинации

— Вы страдаете онанизмом?
— Почему страдаю, доктор? Я им наслаждаюсь!
АнекдотВсё никак не могу найти время прочитать, что такое “прокрастинация”
Шутка

Есть ощущение, что у современного человека есть две основные проблемы:
1. Прокрастинация, то есть постоянное “тупление” за сериалами и прочими ненужными делами и возникающее, как следствие, ощущение “продалбывания” жизни.
2. Нехватка времени, которая называется основной причиной что-то не делать.

Первая проблема сменяет вторую в непрерывном круговороте, вызывая страдания и ухудшение качества жизни. У меня этих проблем нет (см. эпиграф), поэтому я решил поделиться своим секретом жизни без нехватки времени и прокрастинации.

Я давно откладывал написание этой заметки. Наверное, год. Много раз начинал и много раз откладывал, так как, либо не было вдохновения, либо находились более важные дела. Но вдруг возникло вдохновение дописать именно эту заметку из десятков недописанных и я её написал буквально за час.

Прокрастинация

Начнём с прокрастинации, потом поговорим о нехватке времени. Прокрастинация — это постоянное откладывание дел “на завтра”. На мой взгляд, человеку бороться с прокрастинацией — это всё равно, что паруснику бороться с ветром. Прокрастинация естественна, как ветер. И нужно не бороться к ней, пытаясь плыть (ну или плевать, или ещё что-нибудь) против ветра, лучше вместо этого использовать прокрастинацию себе на пользу, как парусник использует ветер.

Я считаю, что прокрастинация — самый лучший способ найти в себе вдохновение и мотивацию сделать что-то большое и великое. Если после недели прокрастинации вдохновения и мотивации не нашлось — прокрастинируйте дальше. Пока не придёт вдохновение. Я порой в такие моменты даже останавливаю себя, если вдруг возникает желание что-то сделать полезное и продолжаю прокрастинировать, пока желание делать что-то хорошее не окрепнет настолько, что его уже невозможно будет сломать. Чем-то напоминает подход гомеопатии — подобное лечится подобным. В алхимию и гомеопатию я не верю, но вот принцип в данном случае правильный: надоела прокрастинация — увеличьте её настолько, что уже не сможете её выдерживать и кинетесь работать.

Усталость

На мой взгляд в интеллектуальном труде роль усталости сильно переоценена. Можно устать от физического труда, и перестать быть способным что-то делать. Но пределы усталости в интеллектуальном труде, на мой взгляд, сильно переоценены. Мы гораздо быстрее теряем интерес, мотивацию, вдохновение, чем действительно устаём. Но мы принимаем эти признаки за усталость.

И мы часто по аналогии с физическим трудом, “устав” от интеллектуального, решаем “отдохнуть”. Но проблема отдыха и часто способствующей ему праздности в том, что они затягивают и потом возвращаться в рабочий ритм гораздо тяжелее. Кому не знакомо ощущение упадка сил после бесконечных новогодних праздников? Хотя вроде бы и отдохнули хорошо, и ничего не делали, а ощущение, что устали ещё больше, чем до праздников. Причём чем больше отдыхаешь, тем устаёшь сильнее.

Когда чувствуете, что устали, нужно искать не отдыха и праздности, а новых идей и вдохновения. Иногда для поиска вдохновения нужно действительно отдохнуть, но тут надо именно отдыхать для поиска вдохновения, а не отдыхать для праздности. Именно поэтому, если уж свалились в прокрастинацию — наслаждайтесь ей, а не увеличивайте уровень стресса (и усталости) от того, что не можете себя заставить сделать ничего полезного.

Время

Когда люди жалуются на нехватку времени, чаще всего им не хватает не времени, а мотивации и желания. Если выделить время на какую-то задачу, которую нет желания и вдохновения решать, то вы её не решите, сколько бы времени не потратили на это. И наоборот, если есть желание и вдохновение, то время найдётся, как бы его не было мало.

Тем не менее, есть несколько способов сильно повысить своё умение не тратить время впустую. Есть классический принцип, что если хочешь чем-то управлять, это нужно прежде всего начать измерять. Я уже писал об интересном эксперименте: исследуемых добровольцев просили усилием воли изменить частоту пульса, находясь без движения. Попробуйте — это сделать весьма непросто! А вот когда перед испытуемыми ставили индикатор, демонстрирующий их текущее значение пульса, удивительным образом почти все могли достичь результата просто мысленно представляя себе, как изменяется в нужную сторону число на индикаторе. И каким-то непостижимым образом это приводило к нужному результату.

Так же и со временем. Хотите управлять своим временем — научитесь его измерять. Ни в коем случае не надо читать книжки по управлению временем и ходить на сомнительные тренинги. Всё гораздо проще и научиться управлять временем можно за 5 минут.

В своё время меня научили совершенно изуверской технике, помогающей этому научиться. Я тогда был юн и ещё более наивен, чем сейчас, поэтому я воспользовался советом. Я стал записывать каждый день от пробуждения до засыпания, на что я трачу время. Просто в файле Excel с гранулярностью в 15–30 минут я стал честно записывать каждые пару часов, на что я их потратил. Примерно так:

08:00–09:00 Подъём, душ, завтрак, сборы
09:00–09:45 Дорога на работу, читал
09:45–10:15 Чай с коллегами, разговаривал ни о чём
10:15–10:30 Разбирал почту
10:30–11:30 Встреча по плану проекта
11:30–11:45 Тупил в интернете
11:45–12:30 Нарисовал слайд для выступления

И так далее. Писал для себя, никому не показывал, поэтому не было нужды “красоваться” и писать лучше, чем было на самом деле. Потом я сделал какую-то классификацию всех возможных дел и мог анализировать, на что я трачу время. Первые дни было очень тяжело. Очень тяжело. Нечеловечески тяжело. Но потом втянулся и в итоге прожил в таком режиме несколько месяцев.

По прошествии этих месяцев я с удивлением стал замечать, что у меня сама собой образовалась куча свободного времени. И мне существенно меньше хотелось “тупить в интернете” и прокрастинировать другими способами. Потому, что где-то на уровне подсознания я понимал, что мне потом придётся честно самому себе признаться в пустую потраченном времени и я, чтобы избежать укола совести, как-то очень быстро находил силы переключиться на полезные дела. За которые сам себя потом хвалил подсознательно и мне от этого становилось приятно и легко.

А ещё через несколько месяцев я понял, что вот это “ощущение времени” у меня закрепилось и мне больше не надо постоянно записывать в Excel всё, на что я потратил время и это до сих по, по прошествии многих лет, осталось у меня в подсознании.

В какой-то умной книжке я прочитал, что единственное, чем на самом деле управляет руководитель — это распределением своего времени. Это очень справедливое утверждение. И если руководитель не умеет управлять своим временем, вряд ли у него получится управлять чем-то или кем-то ещё.

Но, как мы уже поговорили, гораздо важнее не время, а вдохновение. Поговорим и о нём.

Вдохновение

Если у человека есть вдохновение что-то делать, он это сделает в десятки раз лучше, быстрее и эффективнее, чем если вдохновения нет.

От чего зависит вдохновение? Как его увеличить и как его убить? Поговорим и об этом.

Откуда берётся вдохновение:
1. От интереса. Если нам что-то интересно, мы делаем это гораздо лучше, чем если занятие нам наскучило. Поэтому полезно переключаться с одной задачи на другую. Я, например, всегда одновременно читаю 3–5 книг. Наскучила одна — переключаюсь на другую.
2. От успеха. Успех окрыляет. Причём необязательно в том деле, которое делаете. Если что-то большое и важное не получается — сделайте что-то маленькое и неважное (помойте посуду) и придёт вдохновение сделать большое дело.
3. От признания. Хвалите других (за дело), помогайте им находить вдохновение — и они похвалят вас. Ну или сами себя хвалите.
4. От концентрации. Способность сконцентрировать внимание на том деле, которым занимаетесь — помогает получить вдохновение. А вдохновение заставляет сконцентрироваться. Положительная обратная связь.

Что убивает вдохновение:
1. Принуждение. Именно поэтому не стоит себя заставлять что-то делать, когда наступает прокрастинация. Всё равно ничего не получится.
2. Неопределённость. С одной стороны, принятое и зафиксированное решение убивает мотивацию, так как является принуждением. С другой стороны, отсутствие решения отвлекает внимание, теряется концентрация. Необходим баланс.
3. Незавершённые дела. Был какой-то психологический эксперимент, доказывающий, что каждое незавершённое дело требует внимания, даже если мы сейчас им не занимаемся. Поэтому лучше дела завершать. И это хороший способ получить вдохновение на большое дело, доделав несколько маленьких.
4. Негативные эмоции. Здесь всё очевидно. Нам не дано избавить мир от всех людей, раздражающих нас. Но в наших силах решать, как мы на них будем реагировать.

Ещё можно научиться обходиться без вдохновения, для этого помогают привычки. Когда какое-то действие становится автоматическим, вроде чистки зубов и уже не требует вдохновения, чтобы его выполнить. В этом отношении так модные сейчас дискуссии “Growth Mindset” против “Fixed Mindset” упускают один важный момент: Fixed Mindset — это очень полезное изобретение эволюции, позволяющее очень хорошо экономить энергию. Чтобы, когда надо, применять требующий вдохновения и времени Growth Mindset.

Удачной прокрастинации!