August 20, 2018

"Бейн адам ле-хаверо"

Тема 1.

Введение. Общее представление о заповедях.

Раздел 7. Значение десяти заповедей для еврейского народа и для человечества

Вопрос - есть ли какая-то важность в порядке заповедей?

Я думаю, что есть, потому что они были даны в таком порядке. Десятая заповедь вызывает довольно много вопросов. Не то чтобы не было вопросов по отношению к предыдущим, но они все-таки более или менее понятны. Первые три заповеди относятся исключительно к области между человеком и Богом. Суббота - тоже отношение между человеком и Богом. То, что нужно почитать родителей - любой разумный народ в конце концов должен был бы дойти до того, что если общество не придерживается этого правила, то плохо, потому что, в конце концов, дети, которые не почитают родителей, в подавляющем большинстве превратятся в родителей, которых тоже не будут почитать. Поэтому, по мере взросления, человек, наверное, старается чуть меньше хамить родителям, чем в юности. А что касается запрета убивать, прелюбодействовать, воровать, лжесвидетельствовать, то вы не встретите такого современного общества, которое бы не декларировало этих обязанностей.

Но как можно человеку запретить желать? Если я желаю, что делать?

Злоумышленно желать - очень интересный термин, и, как это ни странно, совершенно не абсурдный. Человек, в действительности, оказывается гораздо более управляемым существом, чем это кажется на первый взгляд.

Мы говорим: сердцу не прикажешь. Еще как прикажешь!

Когда деревенский парень увидел принцессу, проехавшую мимо него в карете, он остановился, открыв рот, и сказал: “на ней я женюсь”. Такое бывает очень редко, только в сказках. Он понимает, что это не про него сказано. И вволю навосхищавшись ее красотой и ее деликатностью, он пойдет своей дорогой на рынок и будет заниматься своими крестьянскими делами.

Если бы каждый человек понимал, что то, что отпущено его ближнему, так же не относится к его “ведомству”, как принцесса к этому деревенскому парню, все было бы хорошо. Тора дает нам очень важный совет, инструкцию. Она нас не будет наказывать за то, что я пожелал, но если ты пожелал, ты, как правило, пойдешь дальше и начнешь вынашивать планы: как бы мне завладеть этой вещью. Согласись уступить мне, я тебе заплачу, если не согласен, я тебя зарежу!

Например, был в нашей истории такой царь Ахав. Ему очень захотелось завладеть виноградником, который был рядом с его дворцом, ему очень удобно было. Он предложил хозяину виноградника - Навоту: “Я тебе дам виноградник лучше этого, а хочешь - дам деньги”. Отказался Навот, и был по ложному навету казнен. И царь получил его виноградник.

Эта заповедь, коротко говоря, велит нам не желать того, что есть у ближнего. Если я увидел, что у ближнего хорошая корова и я хочу ее купить, я предложил: “Продай мне эту корову”, - и он согласился, то тут нет никакого запрета. Это нормальные вещи. Но если я начинаю загораться вожделением завладеть этим во что бы то ни стало, тут начинаются запреты. Если я увидел у кого-то машину, которая мне подходит и я хочу купить, то это нормально.

(продолжение следует)

#лекции