Must-see
April 18, 2020

КАК "ДОСТАТЬ НОЖИ" (2019) ЖОНГЛИРУЕТ ЖАНРАМИ

Достать ножи (2019)

Представьте, что Агата Кристи в начале книги раскрыла, кто убийца. Зачем читать дальше, если и так все понятно, правда? Оказывается нет. Райан Джонсон, режиссер самого неоднозначного и поляризующего эпизода Звездных Войн, написал и снял свой собственный детектив - Достать Ножи (2019). И постарался лучше, чем в прошлый раз.

История начинается с того, что богатый писатель и глава семьи Тромби найден с перерезанным горлом у себя в кабинете на утро после своего дня рождения. На празднике само собой присутствовала вся большая семья. Детективы начинают расследование и допрашивают всех членов по отдельности. Во время допросов выясняется, что почти у каждого был мотив убить именитого писателя.

Актеры

Актерская составляющая поражает. Столько знакомых лиц, да и незнакомых тоже. Но все справились со своими задачами. Особенно удивительно было видеть Капитана Америку снова в необычном амплуа после "Сквозь снег" 2013 года, о котором я недавно писал тут. В этом фильме Крис Эванс крайне убедительно играет законченного говнюка с нотками человечности. Ему идет эта роль.

Ана де Армас для меня незнакомка. Я не смотрел ни одного фильма с ней. Тем не менее, должен отметить хорошую игру с ее стороны. Станиславский возможно ей бы не поверил, но я наивнее великого мастера, поэтому мне зашло. Я заметил, что переживаю вместе с ней, особенно когда ее огромные красивые глаза заливаются слезами на большом экране. Ничего не смог с собой поделать.

Дэниэл Крейг отлично вписался в роль глупого сыщика. Это наверно самый неоднозначный сыщик, которого я видел в жизни, а я пересмотрел и перечитал достаточно детективов. Не знаю, кто ему подсказал изобразить гипертрофированный южанский акцент, но это добавило его персонажу шарма. Я смотрел фильм на английском и не знаю, как звучал Крейг в дубляже, но уверен, что не настолько колоритно, как в оригинале.

Жанр

Эта тема по хорошему достойна отдельной статьи с подробным разбором и анализом. Джонсон дважды меняет жанр во время фильма. Чтобы это заметить, не надо быть особо внимательным. Каждая смена жанра сопровождается подбрасываем монетки в замедленном действии.

Первые 30 минут мы смотрим стандартный детективный процедурал в стиле Агаты Кристи:

  • ограниченное пространство особняка, похожего на готический замок;
  • большое количество подозреваемых со своими мотивами;
  • одни люди задают вопросы, другие отвечают и лгут;
  • гениальный сыщик, который строит из себя дурачка и пассивно наблюдает за происходящим.

Все стандартно.

До тех пор, пока персонаж Дэниэла Крейга не включается в игру. Как только сыщик подбрасывает монетку, режиссер раскрывает нам все карты через флешбек - мы узнаем, кто убийца, как и почему он убил богатого писателя. В этот момент жанр фильма меняется с детектива на криминальную историю.

Кто-то спросит "В чем разница между детективной и криминальной историей?" и будет прав. Они в чем-то схожи. Любой детектив - это криминальная история, но не каждая криминальная история - это детектив. Если не вдаваться в структурные подробности жанровых произведений, то разница заключается в загадке, протагонисте и нашем к нему отношении.

В детективной истории протагонист - сыщик. Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, Джессика Флетчер, - мы сопереживаем им и хотим, чтобы они вычислили и поймали преступника. Загадка - кто преступник?

А теперь сравните протагонистов криминальных историй: Дэниэл Оушен, Френк Эбигнейл младший, Джордан Белфорт, - мы сопереживаем им и хотим, чтобы их не поймала полиция. Тут загадки нет - мы с самого начала знаем, кто преступник и что он хочет сделать.

Детективная составляющая в этих фильмах есть, но на ней не делается акцент. И в тот момент, когда Дэниэл Крейг подбрасывает монетку в первый раз, "Достать ножи" превращается из детектива в криминальную историю, где мы сопереживаем убийце и не хотим, чтобы сыщик поймал его.

Ближе к концу фильма, персонаж Крейга вновь подкидывает монетку в слоу-мо, и мы возвращаемся в привычный мир детектива с его финальным прозрением и связыванием всех улик воедино. Я впервые вижу такую структуру сценария и должен сказать, что мне она чертовски понравилась.

Итог

Признаюсь, я начинал смотреть фильм с некоторым скептицизмом, так как за долгие годы никто не смог далеко уйти от стандартной формулы, созданной мэтрами Эдгаром По и Артуром Конан Дойлом. Но эта картина мне чертовски понравилась. Это самый креативный детектив, который я видел, после современной адаптации Шерлока от ВВС. Очень советую.