June 5, 2020

Секрет вечного двигателя

Я знаю всего несколько человек в своем окружении, кто ведет дневник.
Меня это совсем не удивляет.

Кто-то играет в теннис, кто-то рисует, а кто-то ведет дневник.
Мне всегда казалось это каким-то странным хобби. Я никогда ни с кем не говорил подробно на эту тему.
Я имел ОЧЕНЬ расплывчатое представление, что такое дневник, и желания начать его вести у меня не было.

Но все изменилось.
Я начал натыкаться на упоминания дневника все чаще и чаще – в книгах и подкастах.
Черчиль, Джек Лондон, Марк Аврелий и еще уйма исторических (и не очень) личностей регулярно писали и очень высоко об этом отзывались. Похоже, они знали что-то, что я не знаю.
Я отбросил предубеждения, прошлый опыт, и решил попробовать. Полноценно. Хотя бы пару недель.

Прошло 2 месяца.
Теперь я считаю, что дневник – это самая крутая практика для саморазвития и улучшения качества жизни.
Я не знаю ни одной практики, которая способна дать схожие результаты.
Куда бы ты не двигался, дневник поможет придти туда быстрее. Он работает как усилитель тебя и твоих способностей.

Самое сложное в этой теме - у многих уже есть какое-то представление о дневнике. Гораздо проще рассказывать о чем-то с нуля, чем пытаться изменить мнение :)

Моя задача – максимально точно отразить плюсы дневника. Так, чтобы я смог убедить Кирилла из прошлого (или вас – в настоящем), что это стоит попробовать.

Поэтому отбросьте все, что знаете и погружайтесь вместе со мной!

Что такое дневник

Когда отправляешься в путь, здорово иметь карту!

Ты в любой момент можешь проверить, не заблудился ли ты.
Ты видишь, где ты находишься и как пришел сюда.
Ты видишь, куда и как ты двигаешься.
Ты видишь, ведет ли текущий путь к твоей цели.
Ты можешь поставить новую цель и нарисовать к ней оптимальный путь.
Если поймешь, что он неоптимальный, ты это увидишь и скорректируешь курс.

У карты, которую мы носим в голове есть один большой недостаток - она меняется каждый раз, когда мы на неё смотрим.
Она полагается на непостоянные вещи: память, настроение, самочувствие и предубеждения.

Что будет, если пользоваться неточной картой?
Заблудишься. Будешь ходить кругами. Придешь не туда.

Дневник - это объективная карта твоей жизни, которая постоянно обновляется и пополняется.

Разбираем плюсы в четырёх идеях.

Честная фиксация vs. изменичивая память

Главная фишка дневника – это фиксация.

Ты записываешь в него события из жизни, выливаешь чувства, сохраняешь идеи.
Это твой журнал, поэтому ты пишешь честно, как есть.

3 причины не полагаться на память:

1. Память не помнит. Просто забывает.

2. Точность памяти зависит от настроения сейчас

3. Правдивость воспоминания зависит от нашей честности «тогда»

«Гуру продуктивности», Дэвид Аллен построил карьеру вокруг идеи «Функция мозга – работа с идеями, а не их хранение».

Дневник берет хранение на себя. Он хранит объективные хроники твоей жизни - твоего опыта, твоих дел, твоих поступков. Если ты готов быть с собой честным :)

Фиксация - отличный первый шаг на пути к развитию. Помни, ты это делаешь для себя будущего.

Зачем?
Идем дальше!

Письменные рассуждения

Наша жизнь – набор опыта. Но мы не всегда хорошо с ним работаем.

Допустим, у нас родилась идея.
Мы думаем о ней, заходим с разных сторон. Погружаемся в неё глубже и глубже. Вот-вот придем к выводу...
А потом вжух! Что-то выдергивает нас из процесса!

Что остаётся, когда мы вернемся к идее? Память.
Если память не идеальна, мы забудем извлеченные выводы, отрезанные гипотезы и причинно-следственные связи.
Выходит, мы неэффективно потратили время на размышления – не сохранили результаты. Придется начинать сначала.

Работа с мыслями и идеями – это не только фиксация фактов, но и проработка логических цепочек.

Например, я понял, что хочу больше заниматься спортом.
Если рассуждаю в голове, то я просто прикину, как бы я мог это сделать, что бы добавил и когда. Если сразу не превращу это в план, то скорее всего это потеряется. Я вспомню об этом посреди дня и решу «да, надо к этому вернуться».
Вы каждый раз возвращаетесь? Я – нет.

Если я пишу, все иначе. Сперва, зафиксирую мысль.

«...Подумал, что хочу больше спорта.»


Когда пишу, мне важно, чтобы мыслительный процесс был понятен. Теперь мысль перед глазами, начинаю её развивать.


«Мне нравится, как я себя чувствую после, мне хочется наконец добить 6-pack, да и будет здорово извлечь из карантина максимум. Да, идея здравая!»

Я зафиксировал причину, к которой могу вернуться.


«Здравая! Что теперь? Начну качать пресс по утрам перед тем как заварить кофе - кофе будет наградой :) буду делать программу Джеффа и...»


И вот у меня готовый план с понятным действием и триггером. Получится или нет – не об этом речь.
Речь о том, чтобы пожинать плоды своего мышления :)

Я могу получить такой же результат рассуждениями в голове, но для этого должны сойтись звезды.
Когда придет мысль, у меня должно быть время, чтобы её обдумать.
Когда я её обдумываю, мне нужно не отвлекаться. Ни на внешний мир, ни на другие мысли.
Даже если я приду к выводу «буду делать так», я все еще могу забыть. Забыть причину, логику, решение.

Как только записал мысль, она перед глазами – я могу к ней вернуться.
Как только вернулся, я уже выделяю время работе с ней и могу её развивать. Что бы меня ни отвлекало, я вернусь туда же, где остановился.
Как только я «додумал» до конца, я могу запланировать действия и «когда»!

Это работает не только с идеями, но и эмоциями.
Когда отделяешь свои чувства от «себя», они теряют хватку. Вместо того, чтобы переживать в голове, выплесни их на бумагу!
Смотри, теперь они перед глазами. Тепер ты знаешь с чем работаешь. Можно разобраться, что же не так, и подумать о том, как сделать «так».
Письменно, чтобы не ходить кругами.

Дневник полезен не только для фиксации, но и для размышлений.
Мы выстраиваем логические цепочки, причинно-следственные связи и «сохраняем» наши черновики.

Почему черновики?
Переходим к моей любимой части!

Вопросы и ответы (рефлексия)

Предположим, инженер хочет построить себе дом.
У него есть земля, все материалы и рабочая сила. Ему нужен только чертеж.
Он составляет ТЗ по памяти, делает чертеж от руки и даёт команду приступать.

Что получится, если строить дом по такому чертежу?
Если у инженера в голове супер-компьютер и он никогда не ошибается, у него выйдет шедевр.
Если он допустил ошибку, то у него проблемы – придется исправлять, пока не поздно.
Если он не знает, где допустил ошибку, включается паника – придется все перепроверять.
Насколько все было бы проще, если бы он составил нормальное ТЗ и чертил с помощью инструментов?

Теперь представьте, что каждый из нас – инженер, а дом – наша жизнь.
Ошибки в ТЗ – это ложные цели.
Чертеж от руки – это наши убеждения, которые мы давно не проверяли. Это черновик.
Иллюзии не выдерживают проверку реальностью. Чем сильнее мы верим в иллюзию, тем больнее её крушение.
Главное отличие реальности от иллюзии – реальность существует вне зависимости, веришь ты в неё или нет.
Можно сколько угодно верить в точность чертежа, но если подул ветер и все рухнуло, кто виноват – ветер или автор конструкции?

Счастье = Реальность – Ожидания

Почему мы чертим от руки?
Потому что даже не думали, что можно иначе!
Можно было всё время чертить с инструментами – они всегда были под рукой!
Просто вместо того чтобы чертить по линейке, мы играли в рыцарей и сражались ей «на мечах».

Когда чертишь с инструментами, видишь свои ошибки и неточности. Оказывается, их полно, просто ты не замечал. Теперь твой чертеж будет становится точнее и точнее! Как здорово, что ты нашел инструменты!

Эти инструменты вопросы самому себе.
Наше ТЗ и чертеж от руки – это мысли и выводы на поверхности. Они – основа для дальнейшей работы.

Задавай вопросы к мыслям, желаниям, выводам.
Написал какое-то утверждение - почему я так думаю? А правда ли это?
Мы все ошибаемся. Чем раньше увидим где, тем легче будет жить.

Проверяй, не поверил ли ты во что-то, что просто звучит убедительно или кажется логичным. Особенно, когда это касается «важных вещей» - ценностей, целей, работы, отношений.
Чем важнее тема, тем ближе мы её к себе принимаем, тем выше цена ошибки.

Общие и абстрактные вопросы – отличный способ проверки.

Мне нравится моя жизнь?
Что бы я хотел, чтобы было иначе?
Я могу на это повлиять?
Подожди, а я точно хочу, чтобы было так? Почему? Зачем мне это?
Чем бы я занимался, если бы у я имел 10 миллионов и мне не нужно было думать о заработке?
А когда я удовлетворил все эти желания, все перепробовал и испытал, что тогда?
А это хорошо? А что вообще хорошо?
А почему важно, хорошо это или плохо?

По ту сторону вопросов ждет много открытий и инсайтов – вот как оно оказывается на самом деле! Можно снова познавать мир как ребенок!

Самое прекрасное – с вопросами любая проблема становится подъемной.
Можешь детально продумать идею, отыскать корни тревоги, найти ответ на любую дилемму.
Магия этого инструмента еще и в том, что когда начинаешь его использовать, ты даже не знаешь, куда это приведет. Ты просто знаешь, что не только решишь вопрос, но и попутно узнаешь что-то новое про себя, словишь инсайт.

С каждым разом квест по поиску ответа становится проще и приятнее.
Когда в активе уже есть несколько прорешенных вопросов, ты не переживаешь, получится или нет. Тебя не пугает, что ты пока понятия не имеешь, как решишь диллему. Ты знаешь, что найдешь ответ в процессе – так было всегда.

Когда ты рефлексируешь письменно, ты видишь всю картину перед глазами, как орёл.
И четко, и с высоты.

Ретроспектива

Ретроспектива - единственный компонент дневника, который не может существовать без предыдуших.
Именно в ней заложена главная польза – ты учишься на своем опыте.

Вся твоя жизнь – на ладони. Твои действия, идеи, желания, сомнения, страхи, «ошибки». Все то, что ты решил для себя зафиксировать. Чем больше ты вложил, тем больше ты получишь.

В краткосрочной перспективе – перечитывая за вчерашний день или прошедшую неделю – ты объективно видишь как движешься по жизни.
Ты видишь, что на самом деле успеваешь сделать за неделю – твоё планирование становится реалистичнее.
Ты видишь, какие задачи вообще не сдвигаются с места – значит они требуют твоего внимания. Или изменить стратегию, или отказаться. Ты понимаешь, что чуда не произойдет - у тебя перед глазами подтверждение :)
Ты видишь повторяющиеся трудности, тревоги. Теперь они у тебя перед глазами. Ты можешь их проигнорировать, но они никуда не денуться. А еще ты можешь начать с ними работать и сделать жизнь проще, приятнее :)
Ты видишь свои ежедневные идеи, выводы и желания! Если при перечитывании что-то у тебя вызывает мысль «О! ТОЧНО!», поздравляю! Теперь ты можешь решить, что хочешь сделать с идеей (отложить/начать работать), как применить вывод (не зря же ты его сделал!) или придумать, как реализовать свое желание.

Помните, как я начал читать книги? Мне потребовалось 30 дней ежедневного повторения в голове «хочу читать», чтобы я обратил на это внимание и предпринял действия. С дневником не прошло бы и недели.

В долгосрочной персрективе ты видишь, как твоя жизнь меняется со временем – за месяц, полгода, год.
Я думаю, здесь лежит самый главный мотиватор. Идея об улучшении каждый день – это звучит хорошо и логично. Когда регулярно пишешь и перечитываешь, жизнь постепенно меняется, эволюционирует. Ключевое слово «постепенно». Незначительное изменение легко не заметить, даже если оно происходит каждый день.
Но когда ты можешь обернуться назад и увидеть с чего ты начинал...Мама моя! Это удивительный чувственный опыт!
Ты видишь, где ты был, и где ты сейчас. Объективно. Ты видишь разницу и она поражает. Вот так выглядит прогресс!

В начале мая я прочитал свои первые записи - мысли, рассуждения, распорядок дня и цели. Меня потрясло – те цели, о которых я только задумывался были достигнуты, а выводы - применены. Я чувствовал, что дневник сделал меня каким-то супеменом. Радость от прогресса и чувство, что ты «могёшь»! Как Брэдли Купер в “Областях тьмы» под LSD NZT. И ведь я не прикладывал титанических усилий!
Я лишь задавал вектор, обновлял «карту», поправлял курс и двигался.
Когда начинал эксперимент с дневником, я и подумать не мог, что такая простая вещь может так сильно влиять на жизнь.

Сейчас, оглядываясь на этот опыт, все кажется очень логичным. Похоже на сложные проценты.
Если улучшаешься на 1% каждый день, то за год ты улучишься почти в 38 раз.
Если улучшаешься на 1% в неделю, то за год ты улучшишься почти на 70%
Сколько вложишь, столько получишь.

Смысл не в цифрах, а в принципе - я не знаю, как можно замерить саморазвитие.
Но в рамках идеи все просто – если регулярно опираешься на свой опыт и его используешь, ты продвинешься дальше, чем если нерегулярно опираешься на память о своем опыте.

Когда я говорю о развитии, я не имею в виду развитие по чьим-то стандартам.
Я имею в виду именно движение по своему пути.

Скрытый бонус – через письмо учишься лучше формулировать мысли. Когда пару раз перечитаешь и не поймешь, что имел в виду, появляется желание позаботиться о будущем себе :)

Что в остатке?

Работа со своим жизненным опытом – это мета-навык - базовый навык, который помогает развить любой другой навык.
Чем лучше выстроена работа с опытом, тем быстрее мы развиваемся.

Дневник (личный журнал) – в каком-то смысле это применение научного метода к развитию и самопознанию.

Как мы его применяем:
1. Работаем с фактами (фиксируем, что мы знаем – события, мысли, выводы)
2. Выдвигаем гипотезы (почему это произошло, что я об этом думаю, что я хочу с этим делать)
3. Проводим эксперименты (используем свои выводы, проверяем, работают ли)
4. Фиксируем результат, обновляем факты 5. Повторяем с п.1

Важно – Мы развиваем настоящего себя. Через свой жизненный опыт.

Что бы я сказал себе перед началом.

Кирилл, привет! Если ты это читаешь, значит кто-то научился путешествовать во времени. Тебе пишет Кирилл из будущего!

Ты решил снова попробовать вести дневник.
Это твое лучшее решение за последний год, представляешь? Дневник – это снежный ком развития. Ты начнешь по-настоящему использовать свои выводы и узнавать новое о себе. Глубокое новое. Тонны инсайтов.
Самое главное – ты понятия не имеешь, как изменишься уже через месяц благодаря дневнику. Ты обернешься назад и поразишься. Это удивительный чувственный опыт, и он тебя ждет :)

Чувствуешь давление?
Расслабься. Ты это делаешь для себя. Правильного способа нет. Веди дневник как хочешь! На то он и личный.

Не знаешь о чем писать? Просто честно записывай события и мысли. Без цензуры. Будущий ты будет видеть, как он жил, как он думал – что работает, а что – нет.
Ты увидишь, где ошибаешься. Да, ты ошибаешься, представляешь! (Земля на самом деле кругая!)
Но это не будет тебя огорчать. Ты будешь рад. Ты снова начнешь познавать жизнь, как ребёнок. Ты перестанешь держаться за убеждения. Ты будешь просто жить и наслаждаться этим.

Тебе для этого не придется прилагать усилий.
Просто выбери, когда ты будешь писать, выдели на это время с запасом и тупо поделай пару недель.
Попробуй фиксировать планы на следующий день и смотреть, что получается, а что нет. Подумай, почему - прямо письменно. Тогда ты увидишь свою логику – может найдешь ошибки.
Позадавай себе вопросы – чего ты хочешь на самом деле? Начни туда двигаться.
Может, ты поймешь, что хочешь что-то другое. Это нормально! Тебе необязательно продолжать идти по корридору, если видишь, что там тупик!
Важно не оказаться правым здесь и сейчас, а двигаться к тому, что действительно «твоё».
Перечитывай свои записи и ты найдешь много интересного – здесь я тебе подсказывать не буду, пусть это будет сюрпризом!

Поздравляю, ты нашел секрет вечного двигателя развития!
Пользуйся ;)

К.