October 1, 2021

Помощь помощнику

Вы же не думали, что скандал вокруг обращения Айнур Карбозовой, руководителя «Центра международных программ Болашак», закончится за один день? Я был уверен, что нас ждет захватывающее продолжение. И оно случилось.

Итак, в двух словах, что произошло.

29 сентября работники Министерства образования и ЦМП «Болашак» начали пересылать друг другу текст, написанный от лица госпожи Карбозовой, где она жаловалась на давление со стороны министра образования Асхата Аймагамбетова.

Утром в четверг я списался с Айнур Багдатовной и она подтвердила, что действительно отправила это обращение курирующему образование вице-премьеру. Я так понимаю, Ералы Тугжанову. Еще Карбозова предложила мне созвониться, видимо, хотела что-то объяснить, но так и не нашла время для разговора. Вечером я решил, что ждать уже хватит, пора действовать, поэтому выложил текст ее письма. Ну а спустя какое-то время президент ЦМП написала в Фейсбуке, что не подтверждает информацию, хотя в личных сообщениях писала обратное. После этого она меня просто заблокировала. Впрочем, с девушками такое случается, как метко заметил Махамбет Абжан. Тыкайте в ссылку, если хотите прочитать все сами.

Я абсолютно уверен, что скандальное письмо написано именно Карбозовой. Во-первых, оно совпадает по содержанию с ее постами в соцсетях, которые она мне советовала прочесть. А во-вторых, только находясь внутри «Болашака» можно знать все детали с увольнениями и приемами на работу, о чем написано в тексте. Самый же важный, на мой взгляд, кусок жалобы касался некоего Ербола Сармурзина, как называет его Карбозова - помощника министра Аймагамбетова. В обращении Айнур Багдатовны указано, что он получал зарплату как представитель ЦМП в Великобритании в течение пяти месяцев. Об этой услуге якобы попросил сам министр через своего советника Ернура Дауенова. Вот я для удобства даже кусочек текста вырезал.

Во-первых, чтобы найти подтверждение, что Сармурзин является помощником Аймагамбетова, нужно потратить 0,7 секунды в Гугле. За это время поисковая система обнаруживает ссылку на телефонный справочник МОН 2020 года, где у Ербола Жанбырбаевича даже есть персональный номер и он там указан как помощник. Обратите внимание на список - у министра аж 7 советников! Впрочем, удивляться нечему, в природе такие вещи тоже случаются. Матку пчелы обычно сопровождает целый рой трутней.

Второй момент - Фейсбук. Я не специалист по расследованиям в соцсетях, но могу поискать человека по имени. Сармузин и тут нашелся. Судя по его ленте, он прямо сейчас находится в UK, учится в магистратуре Манчестера, возможно, видел своими глазами первый гол Роналду после красивого возвращения в МЮ. То есть и здесь все сходится - Ербол Сармузин действительно проходит учебу по «Большаку» в Великобритании прямо сейчас. Вот его даже ректор Эдинбурского университета в своем статусе отметила 4 сентября.

Но означает ли это, что Центр международных программ платил ему зарплату, несмотря на то, что он в это время учился? А вот это я утверждать не могу, поскольку для этого нужен либо приказ о его приеме на работу, либо выписка из пенсионного фонда, куда поступают отчисления. Этих документов у меня еще нет. Но зато следователь антикоррупционной службы может легко достать обе бумажки, если он, конечно, получит указание проверить, нет ли в этой истории признаков преступления, предусмотренного статьей 361 - «Злоупотребление должностными полномочиями». И совершить его мог только министр, если он действительно дал команду устроить Сармузина на ставку, чтобы тот, обучаясь в Англии за счет государства, еще и зарплату от этого самого государства получал. Думаю, опытный борец с коррупцией найдет подтверждение столь же оперативно, как и Гугл.

И вы наверняка сейчас подумали - камон, да кто такой этот Сармузин, чтобы ему создавать столь комфортные условия жизни? У меня нет точного ответа, но кое-что я знаю: Ербола и Асхата связывают длительные отношения. Еще в 2018 году, когда Аймагамбетов трудился вице-министром образования, Сармузин уже носил за ним телефон. Откуда мне это известно? А все из того же Центра международных программ. Дело в том, что Ербола Сармузина тогда устроили туда на ставку, но при этом откомандировали в Министерство. Вот подтверждение.

Ничего противозаконного в этом нет - ряд сотрудников министерств официально работают в подведомственных организациях, например, из-за всяких сокращений и отсутствия вакансий. Еще бывает, что в подведомственной конторе зарплата тупо выше. Ну а еще бывает, что человек работает в двух местах одновременно, а вот это уже незаконно. Как мне шепнули знающие люди, именно этот факт выявила внутренняя проверка, поэтому Сармузина пришлось быстренько уволить из ЦМП.

А вот теперь давайте чисто гипотетически выстроим логическую цепочку: помощник вице-министра работает в двух подведомственных организациях, проверка это выявляет, нарушение устраняют, потом вице-министр становится министром, помощник уезжает учиться в Англию и вскоре получает прибавку к стипендии, как писала Карбозова.

Ну так как по-вашему, может ли такое произойти без влиятельного покровителя?

И мы должны быть все благодарны Айнур Карбозовой за ее гражданскую позицию - она ведь все-таки раскрыла этот факт в своем обращении вице-премьеру, как написала мне в личку. И если в правительстве отдадут бумагу на проверку в Агентство по делам госслужбы, то там легко подтвердят или опровергнут эти сведения. А в случае подтверждения и опытного следователя можно подключать.

Продолжение следует.