December 5, 2018

#1. В медитации можно сойти с ума! / "боюсь, что мое сознание в медитации уйдет в такие дали, что не сможет вернуться!"

Мне иногда задают подобные вопросы - "как быть, если в медитации появляется страх сойти с ума?" Обычно я спрашиваю: "а кто именно боится сойти с ума? кто в медитации задает этот вопрос, не сошел ли я еще с ума?"

Правильно, ум. Сойти с ума - это одна из игр ума.

Ум хитер и изворотлив. Он знает, как нас обвести вокруг пальца, как зайти с черного входа.

Медитация для ума современного человека смертельно опасна - впервые в жизни ум может потерять доминирующую позицию и поэтому всеми способами пытается это предотвратить. У ума есть несколько любимых приемов, обычно действующих безотказно - возможно, что-то их этого Вам знакомо:

"какой ерундой мы сейчас занимаемся! Ну скажи, зачем так бездарно тратить драгоценное время? Мы бы столько полезных дел успели сделать!"

"моя нога онемела, надо немедленно прекратить это дурацкое занятие и спасать ногу! Ты слышишь? Ноге совсем плохо, если не прекратить это сейчас же, то придется вызывать скорую и возможно, даже ампутировать ногу!"

"вот очистишь ты свой ум от мыслей и к чему это приведет? Вроде, взрослый человек, а в голове - ветер, ни одной мысли. Ха, дурачком хочешь стать, чтобы на тебя дети пальцем показывали?"

"мне так скучно, я больше не могу! Какой смысл вообще наблюдать дыхание? Что это дает? Давай лучше обсудим действительно важные вещи - что бы ты хотел сегодня на завтрак? куда поедем в отпуск в следующем году? что ответить на эту дерзкую смску? да как он вообще мог такое написать?!"

"прекрати немедленно, я схожу с ума"

Игра "я схожу с ума" - это всего лишь один из приемов ума. Не покупайтесь на это. До тех пор пока Вы сохраняете осознанность, бояться Вам нечего.

Наша задача в медитации - беспристрастно наблюдать все, что происходит - все приходит и уходит, все непостоянно. Если приходит мысль "я схожу с ума", то просто осознаем появление такой мысли, позволяем ей быть, но при этом не развиваем ее, а когда она сама исчезнет, отпускаем, не пытаясь удержать. Это и есть медитация.

И раз уж мы затронули тему страха в медитации… По моему опыту, страх (смешанный с восторгом) могут вызвать первые проблески состояния безмыслия. Это настолько необычное и сильное переживание, что оно просто не может оставить равнодушным, особенно новичка, склонного цепляться за переживания и состояния в медитации (подробнее об этом см. заблуждение #16 ниже). Этот страх исчезает по мере развития практики, состояние безмыслия становится уже привычным и не вызывает ужаса.

Игорь Будников