November 8, 2021

Аутсорс как основной бизнес. Почему нет?

Как я уже писал ранее, побывал на паре мероприятий для digital рынка.

Что меня зацепило, так это правильный вопрос к участникам рынка, который был задан на одном из мероприятий: "Зачем вы создали и занимаетесь своей ИТ компанией?".

Типичная (самая часто встречающаяся) история создания агентства звучит как-то так: "мне нравиться программировать, сначала сам работал, потом стало много заказов, появились единомышленники и вот я здесь".

Что касается целей, то у меня сложилось мнение, что они у многих не свои, а навязаны рынком с его "успешным успехом": почти все мечтают вырасти до крупной компании, численностью 300, 500, 1000 и более человек. На вопрос "зачем?", самые честные отвечают: чтобы заработать, для чего же еще нужен бизнес?! Моя догадка такая: скорее всего, человек попробовал что-то, у него получилось, он продолжает делать, пока получается. Зачем расти до бесконечности? Ответ тоже понятен: плох тот рядовой, который не мечтает стать генералом!

Мне всегда не нравилась идея растить большой аутсорс. Попробую обосновать свои рассуждения тут, вдруг кому-нибудь пригодится ну или хотя бы заставит задуматься.

Я считаю, что если ты не занимаешься хобби, то всегда надо планировать развитие бизнеса, анализировать лидеров рынка, понимать, что достижимо, что нет и исходя из этого ставить цели. Ну и почаще задавать себе вопрос: "не занимаюсь ли я херней?" ))

Давай посмотрим на лидеров рынка аутсорса.

Обычно, все называют EPAM как компанию, на которую можно ориентироваться. Да, у EPAM все не плохо: P/S: 13 (т.е. компания стоит 13х к своей выручке: продает на 3 млрд $, стоит 39). Но там в 2017 году уже работало 22 000 человек (сейчас, думаю уже больше). Даже когда они вышли на IPO в далеком 2012 году, у них был штат 10 000 человек, выручка 400 млн $ (300 млрд ₽) и глобальные клиенты. Т.е. по состоянию на 2012 год, один сотрудник приносил EPAMу 300 млрд / 10 тыс чел = 3 млн.₽ в год.

Перепроверим себя. Редмэдробот (№1 в digital по версии Тэглайн): 650 человек, оборот 2 млрд ₽ => все те же 3 млн. ₽ с человека.

Прибыль посчитать тоже не сложно, у EPAM она открыта и аудируется. Норма прибыли - 13% от выручки. Можно сделать поправку на то, что в маленьких компаниях норма прибыли будет повыше, но я бы не рассчитывал на цифру более 20%, да еще и в условиях активного роста.

Любой руководитель может посмотреть на свою скорость найма в компанию и экстраполировать, за сколько лет он наберет 300, 650 или 10 тыс человек.

Для примера, возьмем компанию, численностью 100 чел. Плановая выручка должна быть 300 000 000 ₽ в год.

Отмечу тут, что я просмотрел данные по нескольким агентствам - 3 млн на человека в год не увидел ни у кого - всегда меньше, иногда значительно. Но у EPAM и Роботов вроде получается, поэтому не буду уменьшать в расчетах.

Прибыль (13%): 39 млн ₽ в год или 3,25 млн в мес. Если вас три равноправных учредителя - каждый получит по 1 млн рублей в мес. Зарплата какого-нибудь Data Scientist в Сбере, причем без рисков и бессонных ночей, зато с соц.пакетом. Тебе точно это нужно?!

Представим, что ты единственный учредитель, да и норма прибыли у тебя высокая - 20%. Возможно, тебя привлекает получившаяся сумма 5 000 000 ₽/мес. Тогда лучше...

... остановись здесь! Дальше не читай ))

Ну а если ты привык, как и я, смотреть правде в глаза, то добро пожаловать за мной к дальнейшим размышлениям )

Брать лидера рынка, конечно хорошо и приятно. Но вероятность им стать или превзойти - не очень велика. Лучше взять несколько компаний и вывести средние значения. Какая российская аутсорс-компания приходит на ум, помимо EPAM? Мне - Luxsoft, детище IBS, которое стало успешнее своего родителя.

Что же мы видим тут? Провели IPO в 2013 году, в 2019 году куплена американской компанией DXC Technology (которая, вот совпадение, также является аутсорс компанией!). Вот по последней и посмотрим данные. Капитализация компании - 8,66 млрд $, число сотрудников: 136 000, а коэффициент P/S (внимание!) 0,5. Т.е. компания стоит половину своей годовой выручки! Прибыль тоже не впечатляет - 2% от выручки (330 млн при 17,37 млрд). Как тебе такие показатели?

Готов получать 150 - 500 тыс в месяц в своей компании на 100 человек? Я - не очень )

Капитализация. Почему она важна?

Напоследок, объясню, зачем я привожу тут капитализацию компаний и соотношение их капитализации с выручкой.

Пока ты работаешь в компании и выводишь прибыль - все хорошо (относительно, как мы убедились выше). Но нельзя исключать момент, когда ты захочешь продать свою долю в компании полностью или частично, раздать опционы ключевым сотрудникам и т.п.

В любой из таких моментов, возникает необходимость оценить стоимость компании. Признанной системой оценки является оценка по выручке (та самая метрика P/S). Обычно инвесторы ориентируются на коэффициент оценки аналогичных компаний в вашем сегменте рынка. Так вот, если судить по DXC Tech, то если ты со своими 100 сотрудниками генерируешь 300 млн рублей в год, то компанию оценят всего-то в 150 млн рублей, т.е. в половину(!) выручки.

И это для публичной компании из США. Для нас в России этот коэффициент будет существенно ниже!

Теперь сравним показатели с продуктовыми компаниями. Нашумевшая своим увольнением сотрудников пермская Xsolla зарабатывает $67 млн $, а оценивается 2-3 млрд $, P/S = 45 => в 3,5 раза больше, чем у EPAM!

PeopleAI при выручке 35M $ стоит 1 млрд $ и работает в ней всего 250 человек. P/S 28 => в 2 раза выше, чем у 22 тысячного EPAM.

Ну, надеюсь, смысл понятен. Именно поэтому, еще в далеком 2017 году я сформулировал стратегию развития бизнеса, о которой расскажу в следующем посте.