March 5, 2021

Найдено уникальное письмо, имеющее важное значение для понимания зарождения современной лезгинской литературы! ⠀


Друзья! Нами найдено
уникальное письмо в стихах, написанное Казанфаром
из Мамрача
великому Етиму Эмину.

Оно лишний раз доказывает, что именно при нём, при Эмине, и благодаря ему письменность превратилась в полноценный инструмент лезгинской культуры, что породило лезгинскую литературу.

Здесь приводим копию этого письма, написанного на лезгинском языке, но арабскими буквами, а также приводим его текст, написанный кириллическими буками и в дословном переводе на русский язык. Читайте и наслаждайтесь:

(На) веси гуз дустар мийир тIун айиб,
Фелекдиз писди инсан я дуьньяда.
Шингъардин къаншарда лекIвенз гьар са тIиб,
Лачин, тайгъун перишан я дуьньяда.

(По нам справляя поминки, не стыди же ты нас,
Для небосвода худшее /творение/ - это человек.
/Нынче/ с кречетом на равных говорит каждая сова,
Белые сокол и ястреб печальны в этом мире.)

Авач и дуьньяда, гайитlани чан,
Дуст я лугьуз рекье чир жедай инсан.
ЧIур тахьана вучда ихьтин пис заман:
Са(д)-садавди пис душман я дуьньяда.

(Нету в мире, если даже и душу отдашь /за него/,
Того, кого другом познаешь в пути.
Как же не стать поганым этому плохому времени,
/Когда/ все друг с другом заклятые враги в этом мире.)

Дустари са-садан атIуда дабан,
Къаст авач са(д)-садав туькlуьз гьич садан,
Агалтна са(д)-садахъ нехирбан, чубан, –
Дилиярин хупI девран я дуьньяда.

(Друзья друг другу сзади отрезают пятки,
Нет ни у кого и намерения ладить с другими,
/Нет намерения/ у скотника с чабаном сплотиться, –
Безумные вольготно себя чувствуют в этом мире.)

Чинал рахаз гьар сада(н) мез гуьзел я,
Килигайтlа, рикlер адал бедел я.
Халкьа(рин) арада им са мисал я:
Дере хелвет туьлки хан я дуьньяда.

(Перед тобой у каждого язык красиво говорит,
/Но/ присмотришься, на языке /у них/ не то, что в сердцах.
Среди народа это является пословицей:
Лиса станет ханом в пустынном месте в этом мире.)

Эй Дили-вирана, къелем яхъ гъиле,
Душманарин чанда тваз са велвеле.
Бес я ваз дуьньяда Эмин дуствиле –
Фасикьвилиз ам Шагьбан я дуьньяда.

(Эй Дили-вирана, перо возьми в руки,
Чтобы вселить в души врагов смятение.
Довольно в этом мире, чтобы Эмин был для тебя другом, -
Для всего дурного он главный судья в этом мире.)

p.s.
Это письмо - ответ на письмо Эмина, которое всем известно в искаженном виде как его абстрактное стихотворение. Мы нашли запись 140-летней давности письма поэта Казанфару и в скором времени намерены опубликовать его в виде, в котором оно было известно в те далёкие года...

Мансур Куьреви