February 23, 2021

Как выгорание влияет на мозг. Нейропсихология.Спикер Ника Виардо

К выгоранию особенно склонны творческие люди, которые работают и думают, что это же любимая работа, она наполняет энергией. Начиная бизнес процессы - что я буду видеть, слышать и чувствовать?

«Сделай сто раз и на 101 получится», но «есть ли энергия чтобы сделать эти 100 раз?»

Закон паретто 20 на 80. [ 20% усилий дают 80% рез-та].

Выгорание - нейрофизиологический процесс. Потеря ментальной и физической энергии.

Нет энергии - теряем когнитивные функции (это видеть реальность, ранговый потенциал - масштаб целей, которые подкреплены энергетически) Когда есть энергия- мы видим возможности.

Для достижения целей нужны:

  1. Энергия
  2. Информация (способность мозга быстро отвечать на запрос. Хочу этого - и находятся люди и инструменты)
  3. Время. Время справляться мозгу с неопределённостью. Выстраивать нейронные сети, чтобы построить новые алгоритмы.

Тратим энергию, чтобы стимулировать процессы. На глубинном уровне обслуживаю свои страхи и тревожность.

Забираем энергию у себя из будущего. Прорыв - откат.

Нашей системе не хватает времени перестроить нейронные сети.

Базальные ядра. (Умею завязывать шнурки определенным способом. Это автоматически уже. Привычки. Доминант).

Внешняя среда поменялась, а способы реагировать на внешние стимулы не соответствуют.

Ошибка выжившего. Истории падений. Как случилось что успешный человек потерял бизнес или где-то споткнулся?

Выгорание развивается на фоне хронического стресса.

За стресс отвечает кортизол. Часто он обслуживает ожидание трагедии. И он мешает мозгу выстраивать новые механизмы реагирования на мир.

Концепция «нескольких видов стресса».

  1. Я молодец. Стресс, который помогает человеку развиваться.
  2. Эустресс. Стресс, где быстро адаптируетесь, где нет вреда здоровью. (Поездки, самоирония, позитивная среда). Химия интереса.
  3. Дистресс. «Я больше так не могу», «то, что нас не убивает, делает нас сильнее пока что нас не убило».

Обесценивание своего опыта, виноваты другие, терпеть большое кол-во напряжение и как себя еще больше похлестать. Износ сосудов, отечность.

Сопротивление - бей, беги, замри.

Среда вокруг меняется, а я не готов к этим переменам.

Модель истощения. И как будто все время одно и то же. На этапе эмоционального истощения люди просто не знают «как?».

Из стресса нужно уметь и забирать ресурсы. Для этого нужны Адаптивные механизмы.

Ультрапарадоксальная реакция на стресс- «как-нибудь сложится».

Чем больше человек занят творческой профессией, тем больше ему нужно отдыхать.

«Диссертация и творческое никогда за столом не пишется. Она пишется в горах, на берегу океана итд. Там, где можно вдохновиться».

Творческие процессы включаются прифронтальной корой головного мозга.

У мозга есть функциональные блоки:

  • Блок #1 - бодрствования (включает позвоночник). Когда я активирую систему через физические упражнения, в этот момент блок мозга активируется и передают энергию на второй уровень.
  • Блок #2 - зрительные зоны.

Ни у 1-го, ни у 2-го блока нет языка. «Я радуюсь, чувствую вдохновение, счастье». Этот язык отвечает за то, что ты на своем месте.

  • Блок #3 - сложные формы деятельности, программирования (тут придумывают айфоны 😅). Самый энергозатратный блок.

Если энергии не хватает, то зависает все на уровне миндалины (как мне нужно отреагировать? Как мне нужно испугаться?).

Как выгорание влияет на мозг и убивает его?

Кортизол - гормон ожидания ужаса. На уровне базовых инстинктов люди чувствуют себя небезопасно.

Гипокам - зона мозга, отвечает за хранения инф-ции, краткосрочную и долгосрочную память.

И когда нужно создать что-то новое, мы хотим получить варианты как это сделать. И когда гипокам разрушен кортизолом, там физически все выжжено.

Как это на практике: В жизни мы часто забываем, упускаем что-то. Ощущение что забываю, упускаю, модель мира - претензии ко мне и от меня. Невозможность построить отношения с близким человеком. Эти люди часто не видят выхода и решения.

Простой способ выйти - это замедлиться.

На 4й стадии выгорания просто замедления и медитации не помогают, а становятся еще более опасными. Мозг начинает действовать и думать как раньше.

  • На 4й стадии выгорания люди становятся циниками (+ потеря целей). Мозг закрывает человеку «хотелки». Человек помнит, что много хотел, не знает уже чего именно.

Мозг блокирует энергию.

Люди думают об окружающих людях «какие-то все странные». Люди взрываются на мелочи, чтобы получить энергию.

Человек на 4й стадии устраивает себе личный аттракцион.

  • 3я стадия выгорания - истощение. А когда мне было хорошо? На 1й стадии выгорания, пойду поучусь, пробегу марафон.

Агрессивный, возмущенный, раздраженный. Модель «признайте меня, я имею право.». Часто говорят о прошлом. «Вот так у меня было».

Это война с самим собой. Снижается самооценка. Клинический садизм к себе. Больше поработаю, меньше посплю.

Глагол «добиться» - добить самого себя (этимология)

  • 2я стадия выгорания - недостаток топлива. Постоянная утомляемость.

Сериалы, соцсети, заедание проблем, частая смена партнеров, «пойду запишусь на все марафоны».

Дофамин вырабатывается не в момент действия, а в момент предвкушения.

«Я ожидаю каких-то результатов».

Работаем больше, а результатов все меньше.

Прорыв - откат. Замкнутый круг.

Когда человек обесценивает - он отказывается от опыта. Он как бы сообщает мозгу, что этот алгоритм мы вычеркиваем. Минус энергия.

Депрессия - это способ услышать себя вместо убегания, способ соединиться нам с собой. Точка, где мы принимаем свои истинные решения.

  • 1я стадия выгорания - неочевидна. «Я себя люблю».

Когда человек не может думать ни о чем другом, кроме работы. Состояние дофаминового душа. Не хватает энергии двигать процессы и наслаждаться результатами.

Цена слова - вот сейчас я расскажу всем, какой я красавчик.

Залипание, гиперответственность и прокрастинация. Рассеивается фокус, «хочу все и сразу».

Иллюзия новой жизни, которая длится максимум 2 недели.

При потере фокуса внимания, мы не можем увидеть возможности.

Наш мозг требует от нас, чтобы мы продолжали развиваться и изучать окружающий мир.

Чем больше мы научимся замедляться и наблюдать за тем что вокруг, тем легче будут строиться наши бизнесы и процессы.

Сколько мы работаем, столько мы должны отдыхать, умножив на 2.

Неудача - это такая удача, которую нам нужно понять.

В состоянии выгорания карты желаний опасны. Мозг перестает давать энергию на мечты.

аккаунт Ники - https://instagram.com/nika.viardo

Автор конспекта - Katie Etnies