December 31, 2022

Собачьи итоги 2022 года.

31 декабря, на улице стемнело, Новый год шагает по стране - и можно вспомнить, что творилось с моими финансами в уходящем году. Вспоминать буду по возможности откровенно и открыто, поскольку считаю, что для потенциального читателя главный смысл публикаций в этом дневничке - не какая-то уникальная аналитика и секретные идеи. Главный смысл в том, что где-то на просторах Российской Федерации живёт такой пёс, который продолжает инвестировать свои заработанные деньги в этой самой Российской Федерации. Несмотря на весь тот ад, который в этой самой Федерации творится.

Когда я начинал вкладывать деньги - для меня всегда было ценным читать про конкретные вложения конкретных людей. Потому что социальным животным важно прятать свои запасы в такое же дупло, как и кто-то другой. Совать деньги в полную неизвестность как-то страшно. И текст ниже имеет скорее психотерапевтическую ценность, чем инвестиционную.

Итак, 2022 год начинался с красивых планов. Прибыль в 2021 была для меня рекордной. Наступающий год, казалось, должен стать грандиозным. Газпром по всем расчётам к лету должен был стоить 500 рублей с дивдендами 50+. Российская нефтянка выглядела недооценённой. У меня был кэш для выкупа просадок и позитивные ожидания по рос.рынку к лету.

Помимо инвестиций на фондовом рынке у меня была инвестиционная квартира в Москве и Новый Год я начал с решения зафиксировать прибыль в этой инвестиции. Нараставшая нервозность гнала сильно выросшие цены дальше вверх, рентный доход упал ниже 4%. В начале февраля на фоне растущей турбулентности спрос на бетон стал истеричным. Я выставил квартиру на продажу и за неделю её купили. 24 февраля вечером раскрылся аккредитив и я получил деньги на счёт. Ох уж это 24 февраля...

Нервозность чувствовалась в российском информационном и инвестиционном пространстве с начала года. Акции не росли, несмотря на приличные апсайды и манящие див.доходности. Иностранная пресса нагнетала истерику и обещала войну. Из Киева эвакуировались посольства. Из Москвы бежали оппозиционные политики и журналисты.

Консенсус в инвестиционном сообществе выражался фразой "Никакой войны не будет. Нам просто ссут в уши." Я вёл дискуссии, что не всё так очевидно и нужно допускать разные варианты развития событий. Но при этом выкупал просадку на российском рынке. Ведь люди вокруг активно складывали денежки в это дупло. И социальная природа внутренним голосом шептала, что лучше получить лося вместе со всеми в лонге, чем остаться без профита, в случае, когда все заработают. Стоит запомнить этот момент. Где-то внутри социальным животным важнее быть не хуже остальных, чем отойти в сторонку и сохранить свои деньги.

Когда 24 февраля я получил деньги за квартиру - мир уже летел ко всем чертям. Российские танки бодро шли на Киев, а российские акции ещё быстрее летели на юг.

Просадку на российском рынке я начал выкупать ещё в конце 2021. В феврале я заряжал в рынок деньги из самых дальних кубышек. С вечера 24 февраля я стал выкупать рынок на деньги от продажи квартиры. 24-25 февраля я выкупал рынок на 1 млн в день - не знаю как для вас, а для собак это серьёзные деньги. Потом, после открытия рынка в марте, зарядил в российские бумаги ещё некоторую сумму. Когда Сбер отскочил выше 140 - я прикинул его дивидендные перспективы и понял, что мир изменился. Сбер по 150 уже был недёшев! Тогда я остановился. В целом, в феврале-апреле я примерно удвоил суммы на счетах с российскими бумагами. Остатки средств от продажи квартиры я положил на депозиты в Сбере, там они пока и остаются.

Решение продать квартиру в феврале оказалось одной из удач этого года. Это не только позволило выкупить просадку в феврале-марте. Сейчас за цену продажи однушки я могу купить в том же доме двушку. Но я не спешу, поводов для роста цен тут пока не вижу и жду, что в первой половине 2023 года цены на недвижимость продолжат снижаться. А рентный доход от московской недвижимости остаётся кратно ниже доходности вкладов и ОФЗ.

Второй важной удачей 2022 года стало то, что мне удалось избежать блокировок бумаг. Американские акции по большей части были куплены через Финам напрямую на NYSE. Небольшой объём бумаг, купленных на ИИС через Санкт-Петербургскую биржу я продал сразу, как только начались разговоры о возможных блокировках депозитариев. В пятницу, 25 февраля по той же причине - опасаясь блокировок Евроклира на вечерней сессии я продал приличный объём FXUS - полчаса рисковые физики разбирали у меня бумаги. Дальше последовало закрытие бирж, блокировка депозитариев и FXUS превратился в тыкву.

Главной неудачей стала неверная оценка перспектив рубля. Когда ввели санкции и заморозили резервы ЦБ - я посчитал, что у рубля отняли половину его обеспечения и курс доллара должен удвоиться. Если бы это был сценарий кризиса 2008 года - вероятно, так и было бы. Но мир летел в другую сторону. ЦБ РФ не собирался поддерживать курс валютными интервенциями. Он просто ограничил хождение доллара. Покупать его стало незачем. А ограничительные санкции привели к тому, что даже держать доллар стало опасно. Я ждал курс на остаток года 100+. Доллар укатали на 50 рублей. Эти полёты во многом и определили доходность по счёту.

2022 год стал худшим в моей короткой истории собаки-инвестора. Доходность по счёту составила всего +2.75%. Но это лучше, чем российский или американский индексы, лучше чем доллар или трежерис - все эти активы показали по итогам года убыток. Так что жаловаться на судьбу и выть на луну я по этому поводу не собираюсь. И это для меня шестой год подряд с положительным фин.результатом.

2017 - +6%. 2018 - +9%. 2019 - +15%. 2020 - +19%. 2021 - +43%. 2022 - +2.75%. (Доходность считается по формуле ЧИСТВНДОХ - с учётом срока хранения довнесённых средств на счёте.)

Конечно, в далёком 2016 году, открывая ИИС, я ждал совсем других доходностей, но сейчас я рад, что выжил и сохранил капитал. Уже неплохо.

10 марта за счёт курса доллара доходность по счёту составляла +28%. Было желание уйти в рубль, купить ОФЗ, плюсануть к этой доходности ещё 10-20% к концу года - но для этого надо было умерить гордыню. А гордыня говорила, что в кризисный год надо удваивать счёт и я достаточно опытный пёс, чтобы сражаться с реальностью дальше. Дальше доллар ушёл на 50 рублей, счёт ушёл в минус, потом добавилась отмена дивидендов Газпрома, потом мобилизация - и только к концу года валютная переоценка вытянула счёт в безубыток.

Это был год осторожных. Я был осторожен пять лет до этого, фиксил профит, держал резервы, дул на воду - но в этом году не захотел забрать небольшой выигрыш и в итоге остался с нулём. Тоже стоит запомнить.

Что позволило закрыть год сильно лучше индексов.

В российском портфеле это не выбор бумаг, который в этом году напоминал лотерею "заплатят/не заплатят дивиденды". Это только готовность выкупать просадку. Для этого требовались финансы и тупая решимость бультерьера. С финансами получилось удачно. Было что влить в рынок на дне. Решимость тоже откуда-то взялась.

В американском портфеле именно выбор бумаг позволил получить хороший профит на медвежьем рынке. Основой портфеля были бумаги энергетического сектора, который в итоге оказался единственным выросшим сектором на американском рынке. Какие-то позиции удерживались весь год. Какие-то особо резвые бумаги фиксировались по достижению таргетов и откупались на глубоких просадках. Странность итогов этого года в том, что я получил худший профит за 6 лет и заплачу максимальные за 6 лет налоги. Профит по закрытым сделкам в американском портфеле на этот раз не удалось спрятать, переоткрывая убыточные позиции, поскольку американский портфель лежит в Финаме, а российские бумаги - в Сбере и БКС.

В этот раз только профит от закрытых сделок в американском портфеле за год составил почти две моих годовых зарплаты на основной работе. Я заплачу у брокера в два раза больше налогов, чем на работе. Это как бы намекает, что инвестиции по-прежнему могут быть источником дохода и, несмотря на весь происходящий ад, система продолжает работать. Вложенные в правильные активы деньги продолжают приносить доход.

И это позволяет надеяться, что 2023 год даст нам заработать. Нужно только выбрать правильное дупло и положить туда свои запасы...

О правильных дуплах 2023 года стоит написать отдельный текст. А то этот длится уже слишком долго. Пойду отмечу окончание этого нелёгкого года, наверну крабового салата, а завтра напишу о том, чего жду от следующего года и что планирую делать дальше.