February 27, 2020

От арабской весны до забытых шахтерских городов Туниса

Номинант Magnum 2019 года, Зиед Бен Ромдхан, рассказывает о влиянии тунисской революции на свои фотографии, о своей работе в заброшенных промышленных районах и преимуществах, которые даёт неспешность.

Облако на вершине холма возле фосфатного поля. Al-Mitlawi. Гафса. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos

Тунисский фотограф Зиед Бен Ромдхан стал номинантом Magnum на собрании коллектива 2019 года в Лондоне. Его самая известная работа - книга «West of Life» 2018 года , посвящена брошенному населению на юге Туниса и, в частности, отдельным изолированным, хотя и экономически важным, горнодобывающим общинам в регионе Гафса и его окрестностях. В то время как Бен Ромдхан начал свою карьеру в качестве коммерческого фотографа, изменения, которые он наблюдал как в Тунисе, так и в средствах массовой информации в целом во время Арабской весны, позволили ему сосредоточиться на создании документальной работы. Здесь фотограф обсуждает преимущества неторопливого подхода к документированию как сообществ, так и отдельных людей, создание визуального единства в разнообразной работе и устранение дисбаланса освещения проблем СМИ на его родине.

Это второе из двух интервью номинантов 2019 года. Вы можете увидеть первое, с немецко-российским фотографом Нанной Хейтманн, здесь (в ближайшее время мы опубликуем перевод в нашем сообществе ВКонтакте).

Старое радио и часы. Al-Mitlawi. Гафса. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos
Кран на здании местного самоуправления. Umm-Al-Arais. Тунис 2016. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos

Вы начинали работать в коммерческой фотографии, как вы оказались вовлечены в документальные проекты, которые привели к тому, что вы недавно получили статус номинанта в Magnum?

Сначала я действительно работал коммерческим фотографом, но я всегда занимался своими собственными документальными проектами, и я всегда любил документальные фильмы. Вообще вся документальная работа, которую я сделал, была мотивирована собственным желанием, а не, например, редакционным заданием. Вся моя документальная работа была личной работой. Я делаю коммерческую и рекламную фотографию, чтобы поддержать документальную. Эти два способа работы для меня совершенно разные.

Затылок молодого человека. Mdhilla. Тунис. 2016. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos

Вы говорили о влиянии Арабской весны на вашу работу. Как Жасминовая Революция в Тунисе повлияла на ваш подход к фотографии?

Я думаю, что изменения в моей фотографии, которые произошли во время революции, сводились к двум факторам ... Один из них - это просто возраст, в котором я был в то время, а другой - роль и влияние документальной работы и информации. Делюсь, в общем, из первых рук.

Ещё одним ключевым эффектом моей работы было то, что до революции, хотя я и пытался делать документальные проекты, это всегда было сложно. До революции освещать реальные проблемы в стране было нелегко... После революции человек оказался с относительно хорошим уровнем свободы выражения, и я наконец смог действительно попытаться осветить серьёзные проблемы в Тунисе.

Наконец, новая демократия привела к переходному периоду, в котором было много публичных дискуссий, внутренних столкновений и политиканства - этот период в более широком смысле побудил меня больше экспериментировать с моей работой и с тем, как лучше выражать свои мысли.

Почти вся ваша документальная работа была сосредоточена на Тунисе - является ли это преднамеренным отказом идти за «большими» историями за рубеж?

Я стараюсь не слишком отвлекаться. Конечно, есть такие истории на международном уровне или в глобальном масштабе, которые могут быть важными новостями или привлекательными по каким-то причинам, и я мог бы поехать за ними за границу — за счёт того, что это будет непродолжительная поездка, трудно будет полностью погрузиться в ситуацию. Напротив, когда я работаю в Тунисе, когда у меня есть возможность не торопиться, я могу полностью понять проблемы и понять, что на самом деле происходит.

Вообще говоря, личный проект, которым я хочу заниматься, займёт у меня годы. Везде есть истории, и, конечно, у каждой страны есть свои проблемы - это касается как развитых, так и менее развитых стран. Конечно, проблемы в любом месте имеют отношение к более широким, международным или глобальным проблемам. Ключевым фактором для меня является то, что я трачу достаточно времени на любую проблему, чтобы сделать что-то более глубокое.

Итак, отвечая на ваш вопрос: я много говорю о проблемах в Тунисе, потому что, во-первых, их много, и, во-вторых, потому что у меня есть к ним доступ, и в результате у меня есть возможность со временем поработать над ними.

Фосфатное производство. Umm-Al-Arais. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos

«В то время как регион Гафса чрезвычайно важен для нации, деревни там совершенно недоразвиты, в отличие от более богатых прибрежных городов и посёлков.» — Зиед Бен Ромдхан

Sagdoud. Мужчина зовет своего осла. Гафса. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos
Камни из фосфатной шахты используются для строительства домов. Al-Mitlawi. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos

Ваш самый известный проект, книга West of Life , кажется мне хорошим примером того, о чем вы говорите: местная история, к которой у вас был сравнительно лёгкий доступ и к которой вы обращались в течение долгого времени. И, как вы сказали, это история, которая отражает более широкие проблемы, которые можно увидеть в глобальном контексте. Можете рассказать нам о работе?

West of Life - это история о горнодобывающем регионе под названием Гафса, который является ключевым для отрасли по добыче фосфатов в Тунисе - одной из основных отраслей промышленности страны. После революции было много дискуссий о регионе и трудностях там. Это стало центром нового общественного движения. В то время как регион чрезвычайно важен для нации, деревни там совершенно недоразвиты, в отличие от более богатых прибрежных городов и посёлков. Эти вопросы стали центром внимания нового постреволюционного правительства.

Примерно в то время я путешествовал в Гафсу, и, что неудивительно, обсуждаемые проблемы оказались гораздо глубже, чем они представлялись в средствах массовой информации в целом или политиками. То, что я нашёл, было масштабной исторической проблемой. Эти фосфаты были впервые обнаружены в конце 1880-х годов, и крупномасштабная добыча фосфатов началась, когда Тунис всё ещё находился под французским правлением, и продолжается сегодня. Французская оккупация привела рабочих в этот район из других колоний - из Марокко, Алжира, Ливии и из существующих городов на юге Туниса.

Деревни начали расти вокруг шахт, населяемых только шахтерами и их семьями. В регионе нет сельского хозяйства, нет торговли, поэтому у людей был только один путь трудоустройства. Со временем деревни превратились в городишки, затем города. Но все же они были полностью зависимы от шахт. Поскольку эти люди прибыли из разных регионов, произошли внутренние столкновения между этническими группами, и трения усилились.

Бабушка пытается соединить руки своих внуков. Гафса. Tabeddit. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos
Samar. Al-Mitlawi. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos
Бывший шахтер. Al-Mitlawi. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos

Насколько важным ключом к созданию этой книги был упомянутый вами ранее подход - отсутствие спешки в работе, позволяющее посвятить много времени одному вопросу?

Я не приезжаю в место для работы над какой-либо одной идеей или с субъективным взглядом. Я приезжаю и сначала задаю только вопросы, пытаясь понять ситуацию. Некоторое время я ездил в Гафсу каждые выходные на поезде. Сначала люди неохотно разговаривали со мной, они говорили, что в последнее время туда приезжало много СМИ и что они с ними разговаривали, но ничего не изменилось.

Итак, сначала я попытался убедить их, что я не пытался показать что-то одно, что у меня не было повестки дня, я был просто фотографом, желающим показать, что происходит. Люди согрели меня. И через несколько месяцев я обнаружил, что тесно сотрудничаю с ними. Этот долгосрочный подход действительно важен для меня, он важен для людей, которые верят в проект, а также для меня, чтобы получить глубокое понимание любого региона и проблем.

Этот подход и эти мотивы также были важны для моей работы в Фам-Татавине, городе на юге на пути к границе с Ливией. Как и Гафса, это суровое место для жизни. Я думаю, опять же, речь шла о том, чтобы разделить взгляд на место, которое обычно не видели - север страны, более богатая прибрежная зона, хорошо освещается по телевидению и в национальных или основных средствах массовой информации, а южные регионы гораздо меньше.

Xeroderma Pigmentosum, или XP, генетическое расстройство. Миду надевает защитную маску перед тем, как идти в школу. 2013. Тунис. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos
Xeroderma Pigmentosum, или XP, генетическое расстройство. Фара (26 лет) выбирает, что надеть, прежде чем пойти выпить кофе в конце дня. Тунис. 2013. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos
Xeroderma Pigmentosum, или XP, генетическое расстройство. Яцин надевает маску на нижнюю часть лица, ожидая отца в машине. Яцин больше не ходит в школу из-за его состояния. Тунис. 2013. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos

Дети Луны, ваша серия о людях, страдающих генетическим заболеванием Xeroderma Pigmentosum (XP), которое делает их чрезвычайно уязвимыми к воздействию ультрафиолета, поначалу кажется совершенно отличным от вашей работы о Гафсе, но, возможно, тот же медленный, осторожный подход оказался особенно полезным здесь?

Основным поводом для этого проекта было моё собственное любопытство. У меня есть друг, который работает в ассоциации, которая заботится о людях, страдающих от XP в Тунисе. Разговор с ней оставил у меня много вопросов без ответа: как эти люди прячутся от света, живут ли они в абсолютной темноте? Как дети ходят в школу? ... У меня в голове постепенно формировалась история: идея, сформировавшаяся вокруг воображаемой среды, которую я для них представлял, вот что пробудило во мне намерение сделать этот проект.

Процесс уединения с ребёнком, страдающим ХР, в течение нескольких часов в день, в среднем по одной неделе с каждым, можно считать несколько навязчивым. Мне пришлось «занять место» в их мире. У этих людей ограниченная общественная жизнь, и мне пришлось вторгнуться в неё. Сначала предметы полны вопросов, и да, чтобы открыть их, требуется время.

Для проекта я выбрал фотографии, которые представляют то, что можно считать яркой стороной их жизни. Я отбросил более «драматичные» изображения. Некоторые из них были очень невинными детьми, которые не осознавали реальной опасности их положения, поэтому я должен был защищать их достоинство и представлять их так, как они хотели, чтобы их видели.

Xeroderma Pigmentosum, или XP, генетическое расстройство. Перчатки и маска, которые носят люди, страдающие от XP, для защиты от ультрафиолетовых лучей. Тунис. 2013. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos

«Портрет, абстракция или пейзаж могут представлять только определённые аспекты истории. Я использую широкий подход, чтобы отразить широкие проблемы,» — Зиед Бен Ромдхан

Импровизированная палатка для протестующих, требующих работы. Гафса. Al-Mitlawi. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos
Вагон с фосфатом. Гафса. Redayef. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos
Мальчик играет с картонной броней. Mdhilla. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos

В рамках этих проектов меняются темы, а также типы фотографического изображения: репортажные изображения, портретная живопись, абстрактные пейзажи ... Единственное, что кажется постоянным - это использование чёрно-белых изображений?

Для меня использование чёрного и белого делает вещи простыми! Чтобы было ещё проще, я обычно использую только один из двух объективов - это придаёт работе ощущение непрерывности, изображения лучше работают вместе, что обеспечивает большую согласованность. Это способ создать сплочённое чувство работы, даже если предметы, проблемы и места могут отличаться.

Я думаю, что моя попытка получить общее представление о конкретной ситуации или истории заставляет меня использовать различные фотографические форматы. Портрет, абстракция или пейзаж могут представлять только определённые аспекты истории. Я придерживаюсь широкого подхода, чтобы отразить широкие проблемы.

Что Вы видите как ключевой момент, объединяющий все Ваши работы?

Я думаю, что Тунис находится на этапе перехода. Каждая страна прошла через аналогичную фазу или пройдёт в будущем. Я заинтересован в этом этапе. Что касается моих проектов, я думаю, что я работаю над вопросами, которые, возможно, уже обсуждаются - добыча полезных ископаемых, окружающая среда, вторжение песка или что-то еще. Но меня интересует то, как мы подходим и обсуждаем эти экологические и социальные проблемы. Что удивительно, так это то, насколько близко вы можете подойти к этим вопросам в выбранном вами месте, и насколько вы можете открыть дискуссию вокруг них в своей работе.

Конечно, одна из вещей, которая так интересна в фотографии, - это способность переносить вас в новые места и открывать для вас новые истории: раскрывать то, чего вы никогда не ожидали. Тем не менее, я тунисец, и с этим связан доступ к проблемам в Тунисе и польза в их понимании. Я думаю, что по этой причине, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, я, вероятно, продолжу сосредоточиваться на тех местах, которые я знаю, как лучше всего исследовать и открывать.

Еженедельный взрыв на руднике. Гафса. Al-Mitlawi. Тунис. 2015. © Zied Ben Romdhane | Magnum Photos

Оригинальная статья на сайте Magnum Photos

Перевод выполнен сообществом Magnum Photos