Переводы
December 13, 2018

4 ошибки, которых следует избегать, если вы хотите преуспеть в VC: руководство для начинающих инвесторов

Автор: Павел Черкашин

Большинство венчурных инвестиций терпят неудачу. Это просто характер бизнеса. Даже самые опытные венчурные инвесторы не могут предвидеть все. Иногда они неправильно оценивают людей, неправильно понимают идеи или рыночные условия. Но есть определенные ошибки, которые особенно распространены среди неопытных инвесторов – и способы их избежать. Вот четыре главных ошибки, которые я допустил, и уроки, которые я усвоил на своем пути.

Ошибка № 1: инвестирование в тлеющий бизнес

Кошмар инвестора – это не стартап, который быстро сжег деньги и обанкротился, а тот, который годами тлеет, пожирая ресурсы управления и принося небольшую отдачу от инвестиций. Инвестору практически невозможно продать свою долю в таком стартапе, который хранит средства замороженными, недоступными для более эффективных инвестиций.

Когда я только начинал инвестировать как бизнес-ангел, я быстро влюблялся в многообещающие концепции и закрывал глаза на предпринимательские недостатки основателей. Я думал: «Эта идея настолько велика, что любой сможет добиться успеха!» Но я ошибался.

В одном случае основатели создали удивительный сервис, но не знали, как построить большой, масштабируемый бизнес. Они были смыты с рынка более агрессивным конкурентом со слабым продуктом. В другом случае амбиции основателей не шли дальше, чем просто получение хорошо оплачиваемых, стабильных корпоративных рабочих мест. Их нулевая терпимость к риску не позволила им использовать уникальную позицию стартапа на рынке и хорошую прибыль, чтобы привлечь больше средств и расширить свою деятельность в глобальном масштабе. Бизнес стал работать по инерции.

Хотелось бы сказать, что это происходило всего один или два раза, но до того, как я усвоил урок, потребовалось больше времени:

никогда не вкладывайте средства в основателей с маленькими амбициями, даже если идея или продукт звучат очень многообещающе. В конце концов, венчурный успех связан не с текущим состоянием бизнеса, а со скоростью, с которой компания ускоряет свой рост.

Ошибка № 2: Подача в FOMO (страх пропустить)

Страх пропустить – злейший враг венчурного инвестора. Каждый год появляются новые тенденции: облачные технологии, виртуальная реальность, искусственный интеллект, самоуправляемые автомобили, криптовалюты и так далее. Соблазнительно следовать за толпой и инвестировать в области, о которых вы ничего не знаете, и просто хотите не пропустить тренд.

Как инвестор-любитель, я стал легкой мишенью для компаний второго и третьего уровня в новых пространствах; они будут продавать меня по обещаниям рынка, а не по качеству своего продукта. Не зная, что будущие лидеры делали в космосе, я поверил, что луг пуст. Но к тому времени, когда компании, которых я поддерживал, выставляли свои продукты, лидеры уже заняли бы самые зеленые места и вытолкнули всех остальных в болота. Многие из моих инвестиций умерли, потому что я не смотрел достаточно далеко, чтобы увидеть впереди нас сильную конкуренцию, готовящуюся к запуску.

Этот опыт научил меня не инвестировать в бизнес, который я не понимаю, каким бы заманчивым он ни был. Теперь, когда кто-то предлагает мне умную идею, я предполагаю, что кто-то другой уже открыл и профинансировал ее. Прежде чем принять решение, я ищу частную информацию: прошу других инвесторов искать стартапы, которые уже собрали значительное финансирование для решения подобных задач, но еще не анонсировали свои продукты и так далее.

Ошибка № 3: Не посещать стартап кладбище

Стартапы приходят с гипотезой для проверки. Самая безрассудная и абсурдная гипотеза может превратиться в бизнес на миллиард долларов, в то время как то, что кажется хорошей идеей, может вскоре стать несостоятельным.

Идеи, которые очевидны, но не жизнеспособны, существуют в каждой отрасли. Я потерял счет того, сколько раз слышал слух о компенсации конечным пользователям за просмотр рекламы. «Никто еще не был достаточно умен, чтобы сделать это», – говорят мне предприниматели снова и снова. Но многие попробовали это, а идея просто не работает.

Мне понадобилось несколько лет и несколько сотен тысяч долларов, чтобы научиться распознавать такие идеи. Ключ в том, чтобы проверять новые идеи, ища их не только среди успешных стартапов, но и среди тех, кто похоронен на «кладбище стартапов». Я спрашиваю других инвесторов, приходилось ли им иметь дело с этой идеей и что они об этом думают, потому что инвесторы более охотно делятся своими неудачами в частном порядке.

Ошибка № 4: Фокус на оперативной работе

Слишком часто новые инвесторы решают засучить рукава и показать, как следует вести бизнес. Для меня это была естественная ловушка. В конце концов, я построил три успешных предприятия, прежде чем стать инвестором. Так что время от времени я прыгал в операционную рутину стартапа и позволял себе отвлекаться от моей настоящей работы по поиску следующего предприятия. Почти всегда это приводило к жалкой неудаче.

Я понял, что если я не могу позволить себе посвятить свою жизнь новым предприятиям, всегда найдется кто-то, кто сможет. Поэтому я научился делегировать оперативную работу другим и сосредоточился на том, чтобы превратить следующие предприятия в успех.

Я надеюсь, что мои ранние ошибок помогут вам избежать их совершения.

Павел Черкашин – управляющий венчурным капиталом и предприниматель с успешным опытом создания компаний на миллиард долларов в качестве учредителя, инвестора и члена совета директоров. Будучи соучредителем и управляющим партнером в Mindrock Capital и GVA Capital, Павел инвестирует в искусственный интеллект, блокчейн и технологии самостоятельного вождения.

Источник: http://bit.ly/2EigIX5