August 1, 2021

Главные мысли из книги "Спасибо за отзыв" Д. Стоуни и Ш. Хин

Книгу подарил мне мой хороший друг и коллега юрист по профессии (как раз один из авторов является лектором в Гарвардской Школе юриспруденции). Читал книгу в августе 2016 года, но ее анализ и написание ревью заняло у меня чуть меньше полугода… (читайте ревью на моей полке на Goodreads). Но это того стоило на все 100%. Еще раз публикую эту стутью в середине 2021 года, когда написал другое эссе с названием "Критики и нытики".

Тема обратной связи меня всегда интересовала особенно, т.к. частенько ловил себя на мысли, насколько сложно воспринимать мнения окружающих о себе или о чем-либо, где у меня есть уже четкое и устоявшееся мнение. А если это касается непосредственно меня, будучи уверенным в себе оптимистом, подчас воспринимать спокойно информацию было практически невозможно.

В книге нашел интересную историю, которая спокойно могла бы случиться со мной, даже в тех или иных вариациях со мной случалась…:

“Есть старая шутка о юном оптимисте, которого родители хотели научить смотреть на мир более реалистично. С этой целью они подарили ему на день рождения мешок конского навоза.
- Что тебе подарили? - спросила бабушка, морща нос от запаха.
- Еще не знаю, - воскликнул малыш, возбужденно копаясь в навозе, - но, думаю, где-то там должна быть лошадка!

Восприятие обратной связи может быть примерно таким же. Это не всегда приятно. Но где-то там обязательно должна быть лошадка."

Итак, авторы книги объясняют источник проблем при восприятии обратной связи напряжением, которое возникает между двумя базовыми потребностями каждого человека:

  1. Потребность/желание быть любимыми, уважаемыми такими, какие мы есть;
  2. Потребность/желание учиться и достигать результатов.

Итак, обратная связь часто поднимает градус напряжения между этими базовыми потребностями.

Авторы убеждены, что “… каждый из нас может снизить это напряжение: снизить уровень тревоги перед обратной связью и продолжать учиться вопреки СТРАХУ…”.

Очень часто обратная связь кажется ошибочной и необоснованной, но только развив в себе умение распознавать в себе сопротивление и преодолевать его, уверенно и заинтересованно обсуждать разные мнения, извлекать из обсуждения полезные уроки, можно укреплять связи с окружающими и быть счастливым.

Так авторы выделяют 3 ТРИГГЕРА, которые блокируют обратную связь:

1/ ТРИГГЕР ИСТИНЫ - когда отзыв, который вы слышите, кажется Вам неуместными, неконструктивными или попросту неверными. (мысли: “Это неправда!”, “Это бесполезно”, “Это не я!”);

2/ ТРИГГЕР ОТНОШЕНИЙ - когда полученный отзыв Вы связываете с личностью человека, который дает обратную связь (“не могу слышать этого от вас!”); (мысли: “Чья бы корова мычала…!”, “Проблема не во мне, а в тебе”)

3/ ТРИГГЕР САМОЛЮБИЯ - что-то в этой обратной связи задевает Ваше самолюбие. (мысли: “Я все испортил”, “Я обречен”, “Я же неплохой человек - или плохой?”)

Итак, в книге даются рекомендации о том, как работать с этими триггерами (препятствиями), чтобы можно было более конструктивно воспринимать любую обратную связь.

ТРИГГЕР ИСТИНЫ:

1/ Определить, к какому типу обратной связи относится сказанное: признательность, наставничество или оценивание.

Мы нуждаемся во всех 3х видах обратной связи, но важно различать их для лучшего понимания и определения следующих шагов.

Признательность/Appreciation - всякая обратная связь, свидетельствующая о благодарности, когда говорят “спасибо”! Мотивирует и поддерживает нас.

Наставничество / Mentoring - всякая обратная связь, призванная научить Вас чему-то. Помогает нам развиваться.

Оценивание / Evaluation - высказывание абсолютных или относительных оценок Вам и Вашим поступкам. Информирует нас о текущем положении.

2/ Определить свою цель и обсуждайте ее - что является вашей главной цель - наставничество, оценивание или выражение признательности? Вы пытаетесь помочь другому человеку стать лучше, оценить его или выразить ему свою благодарность или поддержку?

Далее ясно обсуждайте это. Например:

“В мои намерения входит чему-то научить вас. Вы именно это воспринимаете? С вашей точки зрения, вы именно в этом нуждаетесь?” Если собеседник отвечает Вам, что ему приятно было бы услышать, что он хоть что-то делает правильно, это сигнал к тому, что ему хотелось бы услышать слова признательности и, может быть, положительную оценку своей деятельности.

Или: “Вы называете это наставничеством, но я слышу в ваших словах и оценку. Правильно ли я понимаю: вы считаете, что я не справляюсь?”.

И помните, ложка оценивания, способна испортить целую бочку наставничества и признательности.

3/ Стараемся понять глубже.

Переход от “Это неправильно” к “Расскажите подробнее”.

Если после уточняющих/углубляющих вопросов все-таки остается несогласованность позиций, то:

Помогите мне понять вашу точку зрения…

Помогите мне понять, где я запутался...

Давайте вместе разберемся, почему наши взгляды расходятся?

Важно понять, откуда обратная связь идет и куда она ведет. Для этого подчас необходимо пройти вместе по всей цепочке данные - интерпретация - ярлык - рекомендации/последствия.

4/ Определяем свои “слепые” пятна - здесь речь идет о том, что стараемся понять, что мы не замечаем и что видит собеседник - мимика, голос, жесты, эмоции, намерения, предыстория и т.д.

ТРИГГЕР ОТНОШЕНИЙ:

- Различайте “что сказал/сделал” от “кто сказал/сделал”

- Не переводите стрелки и четко разграничивайте/определяйте колею обсуждения. Разделяйте четко друг от друга темы разговора, типа “ты меня не любишь и как собрать вещи в командировку”, “пешеход бьет кулаком о вашу машину и кричит “Ты на переход заехал!”, а вы кричите “Не смей трогать мою машину!”

- Определите роли сторон - сделайте 3 шага назад: а) взаимодействие “ты+я” характеры; б) столкновение ролей; в) общая картина.

Авторы хорошо подмечают, что обратная связь как правило автобиографична.

ТРИГГЕР САМОЛЮБИЯ:

- Освобождение от программы - здесь авторы подмечают, что на восприятие любой обратной связи существенное влияние оказывает программа в самом человеке, которая проецирует любое сообщение под данную программу. Т.е. изначальное сообщение не столь влияет на восприятие…

Авторы рекомендуют:

- постараться максимально объективно воспринимать происходящее и анализировать прошлое;

- настроится на рост и развитие:

3 убеждения, которые помогут упрочить свою самоидентификацию:

а) ошибки неизбежны

б) ваши намерения сложны и противоречивы

в) проблема возникла не без вашего участия

3 практических метода настройки на рост:

1/ Настройтесь на наставничество. В этом случае, даже обратную связь вида оценивание расценивайте как попытку наставничества и постарайтесь добиться истинного наставничества.

2/ Выделите суждение из оценочного комплекта

3/ Поставьте себе вторую оценку. Если даже счет на табло “плохой”, то можно себе по какой-то другой шкале поставить высшую оценку (например “старание”).

После проработки всех типов обратной связи, важно четко представлять и коммуницировать свои границы, если становится понятно, что невозможно признать себе полезность получаемой обратной связи.

Три типа границ:

1/ Я не могу воспользоваться Вашим советом: “Я рад услышать ваше мнение… и, возможно, им не воспользуюсь”.

2/ Мне не нужна обратная связь на эту тему, во всяком случае сейчас

3/ Прекрати, или я ухожу.

И наконец авторы дают несколько практических советов о том, как проверить, насколько хорошо освоен материал:

1/ Спросите у своих знакомых: “Назовите одну из моих привычек поведения, которая мешает мне преуспеть” или еще проще “Назовите какое-то одно из моих действий, которое мешает мне преуспеть”;

2/ Прислушайтесь к общим темам, которые звучат в обратной связи относительно Вас;

3/ Спросите у знакомых: “Что мне следует в себе изменить (назовите что-то одно), чтобы это было лучше для вас?”.

Однозначно, буду возвращаться к данной книге и буду работать над своим умением получать обратную связь!

Всем рекомендую этот фундаментальный труд, 5 баллов!

ссылка на полную версию ревью, включая mind map.