Украина
April 30

Апрельский дневник

6 апреля

На кинопоказ "Книги джунглей" зарегистрировались 70 людей. Пришли 50.

В этом году невероятному творению Киплинга исполняется 130 лет.

После кино я собираю группу детей с родителями, чтобы поехать в соседний Брно, в театр, на постановку "Маугли".

(Как сейчас я трактую историю о Маугли - здесь)

8 апреля

Вместе со школой иду на специальную программу фестиваля Jeden svět в кинотеатр. Неожиданно там оказывается короткометражный фильм об украинской девочке-гимнастке.

Пишу об этом пост в две группы - одесскую и остравскую. В остравской - молчаливое понимание, половина реакций - "сочувствующие". В одесской - много возмущения. Но и понимания, одинаковости во взглядах - тоже.

10 апреля

День освобождения Одессы - 80-ая годовщина.

Обстрел транспортной инфраструктуры Ильичевска (Черноморска). Первые погибшие в нашем городе из числа гражданских. По области объявляют траур на 12 апреля - день рождения города.

14 апреля

Едем в Варшаву на один день: забираем книги, которые собрали для Остравы в Одессе и Ильичевске (всего 75 штук - в двух чемоданах). 4,5 часа туда, 4,5 - обратно. Туда поезд еще и задержался на час. Но оно того стоит.

Неожиданно у общих друзей встречаем одесситку, у которой были на презентации детской книги пять лет назад - и вот теперь она с семьей в Варшаве.

16 апреля

На встрече "украинского клуба" в школе, где я преподаю, дети из Винницы, Киева и Авдеевки смеются, листая детскую книжку.

19 апреля

Забираю в типографии штамп для "Українського книжкового клубу в Остраві".

20 апреля

Читаю нашему Женьке свою книжку о «Мишке в поисках шоколада». На последней странице он говорит: «Давай еще».

Возрастной критерий прошел тест: 4+.

*

Утром дочитали с младшей группой «Капосну книжку Маленького Вовчика». Устроили аплодисменты сами себе. Вспомнил Дашу по завершению «Хоббита»: — И как мы будем это праздновать?)

24 апреля

Несколько друзей написали по поводу принятого в Украине нового закона о мобилизации, мол, «как ты?».

Ну как... жду декабря — у меня там срок контрольной сверки в военкомате. Звонил месяц назад в консульство — мне сказали, решать вопрос со своим ТЦК, а не с ними.

(Почему я здесь, а не в Ильичевске, можно прочитать тут)

25 апреля

Сегодня узнал, что в следующем школьном году на мое место может вернуться преподавательница из декрета. Немного странно думать, что я могу потерять работу в школе (а я только нашел учебники по нашему языку, которые более современные и игровые, чем эта «Радуга»). Но да, всё может быть.

26 апреля

Одна из мам, которые приводят своих детей ко мне на чтения, утром написала, что купила "Книгу джунглей". После фильма, который ее поразил. В такие моменты понимаю, ради чего всё.

*

В этот же день, в обед, приходит письмо из Харькова от организаторов онлайн-конференции "Як заохотити дитину до читання: 50 незвичних способів": они наконец выпустили сборник статей и тезисов участников, к которым присоединился и я. С этой недели сборник свободно распространяется в сети. Он на двух языках — украинском и английском.

27 апреля

Провожу "родительское собрание" для украинских семей, которые приводят детей ко мне на занятия. Вручаю первые "читательские билеты" нашего неформального книжного клуба. Обсуждаем разные форматы обучения - грамотности, чтению, письму, украинской истории. Теплое чувство "своих людей", с которыми нам вместе по пути. Все понимаем, что может быть очень надолго.

30 апреля

В Одессе снова траур: вчера возле моря от очередного ракетного удара погибли мирные люди.

*

Ровно два года назад я увез свою семью от войны — понадобилось меньше недели, чтобы принять решение: после первой погибшей семьи из-за обстрела Одессы, перед Пасхой.

Сейчас об этом можно говорить уже как о «двух годах [вынужденной] эмиграции».

В первую годовщину я писал о другом — с моим новым городом, Остравой, у нас оказалось больше общего, чем мы предполагали вначале.

Сегодня я вспоминаю, как Даниэлла из Vivienne Mort впервые исполнила "українську повстанську" в апреле 22-го:

Хай же воля наша буде з нами,

а ворожим намірам кінець!

Хай буде так.

А на завтра по-прежнему много дел.