School
September 13, 2020

ДэЗэ по русскому (150 слов про тип творца)

Какова цель искусства? Невозможно в двух словах ответить на столь емкий и долгое время волнующий светлейшие умы человечества вопрос. Разумеется, каждый, вступающий в дискуссию на эту тему, имеет собственное мнение, зачастую во многом отличающееся от представлений большинства. Все мы помним, например, противостояние Фета и Некрасова, споривших об основном предмете литературы. Прошли годы, оба гения были сброшены с парохода современности, но понять, что важнее — прийти с приветом и рассказать, что солнце встало, или поразмышлять о тяжелой судьбе мужичка с ноготок, — никому так и не удалось. Однако И. Бродский выделяет две группы творцов — художники-реалисты, что составляют большинство, и "фантасты", рассматривающие жизнь как поле эксперимента для человеческих качеств. Но какого мнения придерживаюсь я?

Мне кажется, что образ писателя-"фантаста" для меня ближе по причине моей позиции в отношении искусства. Я считаю, главная его задача — заставить зрителя задуматься. Люди как биологический вид стремятся к развитию, в том числе и духовному. Мы прошли долгий путь от зарождения человечества до настоящего времени, и вместе физиологическими особенностями нашего тела, формами организации общества и технологиями менялось и искусство. Люди всегда (осознанно или неосознанно) задавали себе вопрос: "что я хочу сказать своим произведением? Какую идею хочу вложить?". В этом и кроется суть проблемы выбора между двумя типами писателей. Я считаю литературу описаний безыдейной. Это не означает, что она плоха, она просто не заставляет задуматься. Соглашусь, бывает приятно после тяжелого дня сбежать в мир тютчевской воздушной арки или понаблюдать за путешественниками, преодолевающими красочно описанные снежные горы, но жить красотой вечно я считаю невозможным. Жить нужно мыслью и чувством, а не красивой картинкой.

Подводя итог, нельзя не сказать, что любое искусство — все равно искусство, и правильного и неправильного не существует. Каждый лишь делает выбор в пользу своих предпочтений, поэтому в противостоянии красоты с мыслью я отдаю предпочтение второму. Пускай красота будет в природе и нас самих, а мысль — на бумаге и в наших умах.