October 10, 2019

Шиес – лучшая школа жизни — корреспондент «Северо-Запад. МБХ медиа» съездил на строящийся полигон

Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»

Я решил отправиться на станцию Шиес, потому что это одна из самых актуальных тем последнего года. Эковолонтеры дежурят на месте вырубки, куда власти Архангельской области планируют свозить московский мусор, и не пропускают бензовозы. И пусть сейчас основная техника с Шиеса уехала – волонтеры станцию не покидают. Они создали на Шиесе коммуну и отстаивают право на чистых воздух для своих детей и внуков. Я отправился на Шиес из Архангельска на поезде. Но сейчас на самой станции остановки нет – ее отменили, чтобы снизить поток протестующих. Людей это, конечно, не остановило. Они добираются через лес от станции Мадмас – следующей остановки после Шиеса.

Проехав мимо станции Шиес, я увидел гигантскую вырубку. Из окна было видно скопление людей в черном - сотрудников частной охранной компании. Над станцией возвышались огромные горы из песка. С них вслед проходящим мимо вагонам махали активисты. Как же хотелось, чтобы поезд резко затормозил прямо на станции, но, к сожалению, со мной в вагоне не оказалось Древарха, который привычно дёрнул бы стоп кран.

Я доехал до станции Мадмас – там каждый день, в одно и тоже время, вновь прибывших встречают активисты на машинах. Перед тем как выйти из вагона, я надел пресс карту, и как только люди заметили надпись «МБХ. Медиа», то очень обрадовались и отнеслись ко мне с особой теплотой и добротой. Несколько человек с удовольствием рассказали мне, что на Шиесе уважают наших журналистов и очень любят читать «МБХ. Медиа».

Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»

Выйдя из поезда, я погрузил вещи в «буханку» и мы направились от Мадмаса к Шиесу. Дорога была малопроходимой, сильно трясло, а держаться было не за что и поэтому пару раз я вшибся головой в потолок. Через полчаса мы затормозили, и я был в предвкушении увидеть лагерь активистов, но оказалось,что сначала машина едет до середины пути. На лесной дороге стоит заграждение в виде нескольких витков толстой проволоки. Это сделано, чтобы остановить проезд бензовозов – по ту сторону проволоки нас ждала другая машина, в которую мы, обойдя заграждение, и пересели.

Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»

Первым на нашем пути возник пост «Костер». Всего их шесть – «Костер», «Баня», «Брестская крепость», «Станция», «Ленинград» и «Переправа». Мы разгрузили машину с вещами и познакомились с дежурными. На Шиесе все люди с тобой здороваются за руку, но никто не представляется. Происходит это примерно так

- Здравствуйте, меня зовут Валера

- Здравствуй, Валера, очень приятно

И человек быстро уходит.

На «Костре» нас встречал экоактивист Анатолий. Когда мы все сели за стол, он сказал: «Ну что, сейчас будем вас пиццей угощать!» Все засмеялись, и я подумал, что это такая шутка, но когда увидел коробки с пиццей, то очень сильно удивился - как её сюда доставили? Здесь вообще много всего удивительного – интернет прямо посреди леса, люди, которые прибывают каждый день, не зная никого на постах и хорошее настроение, с которым эти люди находятся в холодном лесу.

Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»

Мы вышли с «Костра» и пошли на пост «Ленинград» через лес. Путь составляет примерно четыре километра, но болото подтапливает и дорога размокает - везде грязь,лужи и ямы. Поэтому идти приходится долго. Я понял одно – на Шиес всегда нужно брать с собой резиновые сапоги или берцы. По пути в лагерь я познакомился с Кириллом, студентом социологом, который, как и я, приехал на Шиес впервые. Он хочет понять, какие люди едут сюда и зачем. Меня это тоже волнует.

Древарх с водяным пистолетом


«Ленинград» заметен издалека - развевается огромное количество флагов, разноцветные палатки напоминают школьный поход. На подходе всех вновь прибывших встречает скульптура Древарха с тем самым водяным пистолетом. Здесь совсем не сердятся, что он уехал из страны. Говорят, было бы хуже, если бы его посадили в тюрьму.

Меня удивило,что даже в лесу люди смогли создать себе комфортные условия для существования:туалет,баня,кухня,интернет,печное отопление и даже электричество. К сожалению, интернет и электричество не так часто включают,но это связано,прежде всего,с экономией энергии.

Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»

На посту «Ленинград» я познакомился с поварихой Ольгой. Она мне провела небольшую экскурсию. Во время нашей прогулки я увидел то,что меня очень сильно потрясло – на Шиесе люди разделяют отходы. Мне сразу стало так стыдно,что люди смогли себя в таких условиях приучить к раздельному сбору, а я и в обычных такого не делаю.

После экскурсии мы пообедали, и я решил разобраться с ночлегом. Я взял свою собственную палатку,но оказалось,что в этом нет необходимости - есть общие палатки и также тебе могут выдать палатку, если хочешь спать отдельно.

Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»

На следующий день я активно знакомился и общался с экоактивистами. Мне было интересно, почему люди едут на Шиес, что ими движет. Мы отправились на прогулку с Валентиной из Ярославля – решили подняться на гору, которая называлась «Станция». Этот пост располагается на огромной горе грунта и с него видно абсолютно всё. На мой вопрос, почему она приехала сюда, Валентина рассказала мне забавную историю:

«Мне сын сказал, что если я поеду на Шиес хотя бы на один день,то он зауважает меня. Я спросила,а если буду два дня? Ответил - премию дам. А если три? Пообещал повышенную премию. Я и решили съездить сюда на три дня».

Поднявшись на гору, я увидел весь масштаб вырубки и спросил: «А это все 300 гектар?» На что я услышал смех и ответ: «Это всего лишь 15 гектар,сама свалка будет в 20 раз больше!».

Моему удивлению не было предела! Мне эта вырубка казалось невероятно огромной, такой большой, что ее невозможно было охватить одним взглядом, а мне говорят, что свалка с московским мусором будет в 20 раз больше. И я присел на трон, стоявший на вершине горы, чтобы справиться с эмоциями.
На «Станции» возвышается, как называют его активисты, трон - деревянный стул завещанный тканью и тёплыми вещами. С поста видно постройки, возведенные для нужд ЧОПа - ангар, общежитие, пара сарайчиков. В сараях, кстати, располагается небольшая ферма со свиньями и курами - все сделано для того чтобы ЧОПовец перед избиением активиста был сытым и довольным.

Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»

Я решил обойти все существующие посты, со мной отправилась пожилая женщина Анна. Оказалось,что она раньше жила в Шиесе. Она мне рассказала,что раньше тут был небольшой посёлок, который занимался лесозаготовкой. В посёлке был магазин,клуб с кинотеатром и много небольших домиков. Но в 1972 году здесь случился большой пожар и части леса не стало. И в 1975 году посёлок прекратил своё существование. Клуб был перемещён в Урдому, а из бывших построек я обнаружил две каменные развалины. Активисты сказали,что если пройти чуть дальше от поста «Баня», то можно ещё увидеть старые, заброшенные деревянные дома,но я не решился так далеко уходить в лес один – здесь полно диких животных.

Устройство Шиеса

Сначала меня удивляло, зачем нужно столько постов на Шиесе, но позже я понял - они образуют единую систему. На посту «Костер» встречают только прибывших активистов, с вершины «Станции» контролируют выгрузку топлива на территории ЧОПа, в «Бане»люди моются,«Ленинград»– лагерь для жизни и ночлега,а на посту «Брестская крепость» заготавливают дрова и чистую воды из вырытого тут же колодца. На каждом посту есть рация для связи и когда происходит малейшая активность у сотрудников ЧОП,активисты передают информацию друг другу, а нарушения фиксируют. Последний пост –«Переправа» располагается чуть дальше Мадмаса и именно через этот пост обычно пытаются провезти бензовозы.

В интернете большое количество роликов, на которых пресса и активисты разговаривают с сотрудниками ЧОП, а они в ответ хамятили несвязно мычат, натягивая на глаза балаклавы. Поэтому начальство «ЧОП Гарант» запретило сотрудникам общаться с кем бы то ни было. И все же я подошел к ним с камерой и попытался задать интересующие меня вопросы, а получил ответы: «Я не хочу с тобой общаться» и «Мне запретили говорить».

Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»

Неподалеку от железнодорожной станции стоит большая палатка, на которой красуется вывеска«Информационный центр». Он открыт компанией «Технопарк» и его задача рассказать протестующим, как они на самом деле ждали чудесного строительства «Эко -Технопарка» и какие в нем преимущества. В местной прессе писали, что в этом Информационном центре работают специалисты своего дела, к которым сможет обратиться любой житель, эксперт, активист, журналист, и ему будет дана подробная информация со всеми раскладками по данному объекту. По факту внутри платки сидит мужчина и односложно, нехотя отвечает на вопросы, используя заученные фразы. На плакатах, развешенных по стенам палатки, говорится, что мусор будут сначала измельчать, а уже потом сортировать. На мой вопрос, как они собираются сортировать измельченный мусор, он ответить не смог. Тогда я поинтересовался, что здесь такое находится за забором? Что это за стройка, что за ангары, кто в них живет и для чего эти люди здесь находятся? Он ответил, что стройки никакой здесь нет, а ангары построены для обеспечения жизни работникам, которые здесь дежурят. На вопрос, а для чего они дежурят, какую работу выполняют, он ответить не смог. Более того, вместе со мной в палатку вошел сотрудник ЧОПа и начал снимать меня на камеру, закрыв свое лицо балаклавой и кепкой. Я сделал вывод, что информационный центр реальной информацией не обладает, а представляет угрозу для активистов, так как сотрудничает с теми, кто их избивает.

Фото: «Северо-Запад. МБХ медиа»

Пожив в Шиесе три дня, я решил съездить на последний пост – «Переправа». Дорога была очень трудной: пришлось сначала идти три километра до «Костра» потом сесть а машину и ехать до Мадмаса, а там пересаживаться в другую машину и ехать до железнодорожного моста, перейти его и пройти ещё около километра. Сам пост представляет собой вагончик, где спят активисты. Здесь же поставлена теплица для хранения продуктови вещей, кухня и туалет. Если бензовозы едут на Шиес, они проезжают именно этот пост. Часто именно здесь происходит нападение на экоактивистов со стороны охранников. Сначала на посту было трое дежурных, но позже приехало ещё несколько активистов и стало намного веселее и уютней. Мы кушали шашлык у костра и пели песни Михаила Круга.

Мое дежурство
На следующий день я вернулся обратно в Шиес, где провел ещё пару очень насыщенных дней. Меня поставили на дежурство на посту «Станция». Мы дежурили с Ольгой и недавно прибывшей девушкой по имени Алена. Наше дежурство проходило с 22 часов и до полуночи. Мы следили, чтобы ЧОП не начал подозрительную активность – выгрузку и погрузку топлива, или если вдруг прибудет машина с подкреплением из ОМОНа. Но вечер прошел тихо и спокойно. Ночью в Шиесе очень холодно,но одновременно и очень красиво. После дежурства мы отправились спать. На утро меня снова назначили на дежурство,но уже с 2 ночи до 4 утра все на ту же станцию. И я, как большой молодец, все проспал. Утром на Ленинграде состоялся небольшой суд коммуны над мной. Мне было вынесено наказание: принести воды из колодца. Мне выдали огромный рюкзак и 20 литровую бутыль от кулера. Я направился в сторону поста «Крепость», но, проходя мимо больших кустов услышал какие-то странные звуки. Я замер, чтобы понять, что копошится,как вдруг нечто очень высоко подпрыгнуло,издало бешеный визг и убежало. Это оказался глухарь,который проживает недалеко от «Крепости». Он часто пугает путников и даже была придумана специальная система подвешенных жестяных банок, чтобы можно было заранее его услышать. Но я эту систему не оценил - ведь теперь глухарь не просто выпрыгивает на дорогу с диким криком, его сопровождает грохот жестяных банок. Я уже не помню,когда в последний раз так быстро бегал. Надеюсь,что больше у нас с милым глухарем встреч не будет.

Я уезжал со станции Шиес немного изменившимся человеком. Теперь я своими глазами видел, сколько леса на моей малой родине срубили под строительство огромной свалки под мусор из Подмосковья. Думаю, ни один нормальный человек, ни в Архангельской области, ни в Москве, не пожелал бы людям, чтобы у них в регионе построили такой опасный, ядовитый и бесконечно огромный полигон. Я понял людей, которые живут там. Это не фрики, которым, по словам дизайнера Лебедева, нечем заняться. Это люди, которые любят лес, природу, переживают за будущее своих детей и внуков и хотят хоть как-то изменить тот надвигающийся кошмар, который ждет Север, если «ЭкоТехнопарк» все-таки возведут. Я приехал домой, попил воды из бутылки и помыл ее под краном. Теперь я стараюсь собирать пластик, потому что люди, которые смогли делать это в лесу, в тяжелых условиях, показали мне пример. Я ещё постараюсь вернуться на Шиес и быть полезен этим отчаянным волонтерам. И больше я не просплю!

Валерий Дёмин