Биомед лестница
July 12, 2019

Что делает хороший доклад

#биомедлестница

Как вы уже поняли, во вторник я защитился. Прошло всё удачно, оценка получилась 91% (письменная работа), 98% (презентация и защита), общая 95%. Это, честно говоря, выше моего психологического порога, на который бы я мог согласиться. Мне казалось, будет около 80%, но спорить я, конечно, не стал.

Что прошло хорошо:

Мои слайды оценили

Можно уже к этому добавлять "как обычно", и это не хвастовство, а планка. Сделать один раз хорошую презентацию - удача, повторить успех - заинтересованность, несколько раз подряд делать достойный дизайн и слайды - привычка. Если я теперь сделаю что-то качеством ниже, уверен, тут же возникнут вопросы.

По общему настроению и дизайну, я делаю что-то среднее между строгой (как обычно на конференциях) и хайповой (вдохновленной презентациями Apple, видео Verge Science и подобным), стемясь к минимализму и следуя принципу "рассказывания истории" - ничего нового, собственно, но почему-то мало кто может сделать это всё одновременно и хорошо.

На все вопросы, кроме одного из тех, что задал профессор, удалось ответить

Тот, что задал профессор касался нейрофизиологии, в которой я недостаточно глубоко разбираюсь. Мой ответ был в правильном направлении, но лишь частично верным. В таких случаях я всегда стараюсь превратить ситуацию в обсуждение, а не в спор или поучение (меня). Спорить вообще, я считаю, во время презентаций противопоказано, если только не на 9000% уверен в своей правоте и это прям принципиально. Гораздо выгоднее попытаться ненавязчиво уточнить что-то, показав спрашивающему, что ты признаешь его мнение и опыт, но при этом понимаешь о чём речь и действительно хочешь разобраться. Это тоже не откровение, но как же часто я видел на презентациях и защитах, когда люди либо паникуют/впадают в ступор, либо начинают доказывать, что "они так и сказали". Это всегда выглядит очень непрофессионально, раздражающе и совершенно точно не сказывается положительно впечатлении от доклада.

К содержанию практически не было претензий

Одна схема на слайд был не совсем правильно подписана, опять же - о нейрофизиологии. Мы это во время дискуссии обсудили, я принял к сведению и сделал выводы.

Уложился во время

И этот пункт очевиден, но я также был свидетелем заруиненых докладов на конференциях с жестким регламентом, когда расказчику приходилось комкать самую важную часть - заключительную - пытаясь хоть как-то завершить уже после истечения времени. Такой доклад вообще никакого впечатления сразу не оставляет. Как бы хорошо он не начинался, обычно такой вот конец выбивает слушателя из ритма и стирает из памяти абсолютно всё ранее сказанное.

Что вышло не совсем удачно (в основном моя самокритика):

Речь нужно было лучше продумать

(Особенно) говоря на неродном языке, текст нужно всё-таки писать полностью. Разумеется, его не нужно даже брать с собой, но написав текст и продумав один раз обороты, подобрав слова - гораздо легче делать это во время выступления. В этот раз я писал себе несколько предложений в заметки под слайдами, и этого, на мой взгляд, было недостаточно. У меня были презентации гораздо лучше.

Над интонациями и подачей нужно работать

Это было замечание очень доверенного человека, так что надо и правда этим заняться. В целом, думаю, запись докладов с последующим просмотром может исправить уже очень многое, хотя я терпеть не могу смотреть на себя - мне никогда ничего не нравится и я практически всегда ловлю с этого дикую деморализацию. Но конечно делать это надо. А уж если после многократного просмотра и коррекции становится понятно, что это вообще не вывоз, обращаться к профессионалам.

По поводу моих постулатов составления слайдов, у меня примерно такие:

  • Перенасыщенность слайдов хуже большого их количества.
  • Изображение первичнее текста.
  • Полные предложения приемлемы только если это единственный объект слайда.
  • В тексте должны быть выделены ключевые слова.
  • Размер самого мелкого текста - 30.
  • Первые и последние слайды - самые важные.
  • Слушателя нужно вести за руку во время всего повествования.
  • Первые слайды должны захватывать дух, последние - вызывать удовлетворение.

Ну и, конечно, очень важно постараться хорошо выглядеть во время презентации. Продумать одежду нужно полностью - от носков до ногтей на руках.

Пара особо критичных пунктов про одежду

- Если вы бываете рукожопыми - как я - воздержитесь от распивания кофе, а лучше вообще ничего не ешьте и не пейте, пока не сделаете дело. Я один раз на конференции опрокинул на себя кофе. Хорошо, мне не нужно было в тот день делать доклад. В особо тяжелых случаях рукожопия или если доклад только вечером - желательно иметь где-то неподалёку запасную рубашку или даже брюки.

- Желательно заранее знать погоду в день презентации и температуру в аудитории, чтобы одеться соответствующе. Когда спикер обливается потом или стоит с синими губами - это привлекает внимание слушателей, что совершенно лишнее.

- Если одеваешь пиджак/пулловер/кардиган/жилет - нужно стараться выглядеть хорошо и без этого всего, просто на всякий случай.

- Вся одежда и обувь должны быть удобными. Не экспериментируйте. У меня есть рубашки, которые просто адски раздражают кожу, сколько бы я их не стирал, хотя выглядят хорошо. Такие вещи сковывают и отвлекают.

- Не бывает мелочей. Примите душ (вымойте волосы!), подберите носки, нормальное бельё, свежепостиранные (и выглаженные) вещи, подстригите ногти, имейте свежее дыхание, аккуратно побрейтесь (или что вы там делаете обычно) и приведите в порядок обувь. Я видел спикеров с грязными волосами, уставшими рубашками, грязными туфлями. В день публичного выступления вы должны чувствовать себя как рок-звезда, а собираться нужно так, как будто вы идёте на свидание в ресторан. Иначе зачем вы вообще на это согласились?

Ну и на последок ещё несколько очевидных вещей

- Не читайте со слайдов, и уж точно никаких карточек и бумажек в руках. Если вы боитесь блэкаута - у вас есть слайды, они подскажут, что говорить.

- Чтобы не было блэкаутов - начинайте готовить презентацию за несколько недель. Понятное дело, бывают случаи, когда это невовзможно, а некоторые доклады слишком незначительны, но если необходимость доклада известна заранее, а сам доклад достаточно серьёзен - и слайды и речь требуют времени, даже если у вас готов материал. Самое меньшее, на мой взгляд - неделя. Вам нужно 3-4 дня на подготовку слайдов, и ещё столько же на написание речи и репетиции.

- Репетиции - это не что-то только для новичков. Напротив, лишь новички не репетируют. Мне перед защитой не хватило на это примерно дня, и я заметил ухудшение качества речи и текучести доклада. Также это позволит спланировать время и понять, укладываетесь ли вы в регламент.

- Прямо перед выступлением сходите в туалет (в прямом смысле), посмотрите в зеркало, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, настройтесь на нужный лад, выпейте пару глотков воды. Как бы вы не относились к Тони Роббинсу - посмотрите, как он готовится выйти на сцену и придумайте свой ритуал.

Всем удачных защит/докладов/выступлений!


EVOpit.log

https://t.me/evopit:

Хроника продвижения по карьерной лестнице инженера биомедицинской техники.

Бонусом: концентрат трансгуманизма, гаджетов и биохакинга.