Биомед лестница
August 1, 2019

Путь к магистру

#овершеринг #биомедлестница

Немного разобрался с делами, пора и пост написать.

Так как я недавно достиг определённого майлстоуна, думаю, есть смысл озвучить пройденный путь. Изначально я написал это всё в чате этого канала, может это кому-то будет интересно.

Начало

Я родился и вырос в СНГ, в не самом центральном регионе.

Закончил среднюю школу.

Пригород места, в котором я вырос

Поступил в универ на международные отношения, решил учить немецкий и китайский, потому что группа английского оказалось достаточно слабой, а опять с алфавита начинать было неохота.

Съездил в Германию на семестр, по программе ау-пэр, посмотрел что тут как.

Я почти год прожил в очень маленьком городке в Баварии, где было очень красиво, людей было очень мало, а те, что были говорили на баварском немецком

Вернулся, подал на практики в несколько мест, которые казались интересными - местные отделения ООН, ОБСЕ, консульства, везде отказали.

Закончил бакалавриат.

Первые работы

Устроился переводчиком на местный завод. Работа была временная, потому что немецкие инженеры работали короткими заездами и на постоянной основе немецкий переводчик был не нужен, а английских итак слишком много.

Переводить рядом с анодной печью почти так же классно...
...как переводить без маски (потому что иначе не слышно) в цехе с электролитом (парящие ванны с кислотой, в которых медь электролизом очищается)

Недолго поработал в турагентстве, что оказалось не моей сферой, да и с начальством я не сошелся.

Подал несколько раз на магистратуру в Германии через DAAD (немецкая служба академического обмена). Меня один раз выгнали с экзамена - я уже в аудитории, ещё перед началом экзамена решил проверить не включен ли звук на телефоне. В следующий раз прошёл до последнего этапа отбора, когда оставались буквально несколько человек со всей страны - и мне потом отказали.

Так как к тому времени я уже понял, что в посольствах в странах СНГ очередь из детей чиновников, ну или тебе должно очень повезти, начал работать не по-специальности в фирме, которая торговала медоборудованием. Съездил на пару выставок, посмотрел на то, как проходит сервисное обслуживание.

Параллельно подрабатывал в качестве помощника тренера восточных единоборств и на разных ночных работах.

Перемен, требуют наши (бионические) сердца

Пока работал с медоборудованием, понял что сфера мне интересна, но перепродажа это не моё.

Решил подумать, чего хочу от жизни в целом, начав с конечной цели, на каждом этапе воображаемой карьеры спрашивая, чего мне не хватает, чтобы этого этапа добиться. Набросал список своих интересов и требований, необходимых для работы в тех сферах. Победила биомедицина, потому что киборги и деусекс это круто. ;D Дойдя до сегодняшнего дня с "вершины моей карьеры" понял, что, собственно, вообще никаких навыков для достижения целей не имею. Решил пойти традиционным путём и пошёл учиться дальше. Начал выбирать страну для образования. Лучшее образование в штатах, но на них денег ни с каких работ мне не хватило бы, конечно, как и на Англию. Из альтернатив очевидным выбором были Германия/Австрия/Швейцария, так как я язык более менее знал. По личным мотивам остановил выбор на Германии.

Подучил ещё язык (спасибо хорошим преподам на курсах), подал документы на бакалавриат биомед техники, меня взяли. Из-за разницы школьного образования, чтобы в Германии учиться, надо чтобы либо хотя-бы 2 курса закончено было примерно в той же сфере, либо любой бакалавриат был закончен полностью. У меня был второй случай.

Если честно, я не особо надеялся, что долго продержусь - все естественные науки я со школы, естественно, забыл, да и программа ожидалась с какими-то казавшимися нереальными предметами, типа биокибернетики. Решил, что если не затащу учёбу, пойду во французский легион. ;D

Письма с подтверждением о готовности универа меня принять

На оформление документов, заверение и перевод миллиона бумажек, открытие счетов, поездки за визами, курсы немецкого и прочее ушли практически все отложенные с работ деньги. Очень повезло, что родители откладывали деньги мне на квартиру/машину/другие блага, которые я попросил выдать мне на учёбу.

Переезд

Приехал в Германию с деньгами примерно на год жизни и учёбы (деньги - первое и главное условие получения учебной визы).

Ещё из СНГ договорился, что поживу у знакомой по курсам немецкого в комнате общаги (она уже съехала с неё на квартиру, но всё равно продолжала за комнату платить - я просто отдавал ей лично деньги за аренду).

По приезду походил к репетитору из моей страны, которая по удачному стечению обстоятельств училась на магистра в том же городе, где я поступил.

Сдал обязательный экзамен немецкого. Вообще-то мне написали, что я не сдал, но я подал апелляцию и оказалось, что таки сдал.

Можно было идти на пары.

Германия

Начал учиться, пропустив вводные недели, о которых не знал.

На первой же "ознакомительной" лекции по физике понял, что требуемого для поступления немецкого вообще не хватает, плюс я забыл естественные науки за 5 лет учёбы гуманитарием гораздо крепче, чем думал.

Первые годы спал часа по 4 или вообще не спал, ел всякие витаминки и добавки, чтобы мозг работал, несмотря на не самое полноценное питание.

Учил химию

Мне нужно было фактически выучить весь курс немецкой школьной программы и абитуры (это специальные годы подготовки к универу в немецких школах) заново, параллельно изучая новый материал. И когда я говорю "весь", я имею в виду действительно практически весь, потому что специальность мультидисциплинарная. В отличие от физиков или электротехников наше расписание было пёстрым и разнообразным, никаких тебе кучи разновидностей "электрических систем", размазанных по неделе. Мы учили весь спектр естественных наук (физика, химия, математика), брали начальные курсы медицинских работников (биология, анатомия, физиология, диагностика, терапия и прочее - это частично вели врачи из дружественного универа, где учат медиков), инженерию (электроника, материаловедение, черчение, теория систем и прочее), плюс специальные предметы (биомедицинская техника, биофизика, электромедицина, медицинская физика, дозиметрия, правовые аспекты разработки устройств, анализ биосигналов и т.д.).

Подвал для фехтования в доме объединения, с тренировочными рапирами, шлемами (на дуэли не одеваются) и надписью "мучайте себя" и подписью объединения.

Почти сразу после начала учебы, мне надо было съезжать из чужой комнаты общаги. Начал искать квартиру, всё было очень дорого, но мне повезло с комнатой по смешной цене в традиционном немецком объединении студентов, в котором надо было фехтовать, жрать пиво литрами и петь немецкие студенческие песни на сборищах. ;D

Чтобы дать вам представление, как примерно выглядит объединение и фехтование - вот трейлер какого-то фильма. Всё на немецком, конечно, но они там ничего особо интересного не говорят. Всё как в жизни.

Объединение было "обязательно-фехтующее", т.е. для того чтобы продолжать жить в комнате мне нужно было фехтовать. Это я мог довольно хорошо (есть опыт разных боевых искусств), так что они меня какое-то время терпели, особенно после достаточно удачной дуэли на заточенных шпагах с непокрытой головой (традиционное академическое немецкое фехтование). Дуэли это тоже обязательная часть программы объединений. Съехал от них, когда они начали требовать к себе больше внимания, чем я готов был уделять. Вся жизнь в объединении это очень необычный опыт, о котором я нисколько не жалею. Может, я как-нибудь поделюсь постом с забавными историями, подробнее расскажу про дуэли и пивное безумие закрытых от посторонних праздников.

Выживание

Так как деньги кончались угрожающими темпами, работал "по-черному" (без официального оформления) где приходилось, устраивался в кэтеринг и узнал, что я прям вообще не официант. ;D Меня уволили через пару месяцев непредумышленного боя посуды и обливаний клиентов напитками.

Удачным образом, на меня вышла фирма из СНГ, которой нужно было представителя в Германии. Конечно, согласился, несмотря на достаточно высокий градус ответственности. Открыл по их запросу фирму в Англии, легализовал её в Германии, наладил административные процессы, бухгалтерию, логистику.

Во время работы на фирму, несколько раз съездил на выставку медицинской техники в Дюссельдорфе, сопровождая учредителей фирмы и участвуя в переговорах

С бизнес идеей самой фирмы неудачно вышло - после падения курсов валют СНГ к Евро, всё внезапно подорожало больше, чем в 2 раза. Разрабатываемые проекты поставок были заморожены, а позднее отменены и забыты. В поисках альтернативных путей заработка денег, я делал анализы рынка, писал бизнес планы, запрашивал кредитные деньги у банков. Но мы не учли сложность получения таких денег в Германии, так что все простые способы заработка отметались один за другим, а на сложные у меня просто не хватало бы времени из-за загруженности на учёбе.

Зарплата на работе была недостаточной для жизни, так что подрабатывать я не переставал. Но в любом случае, наличие этой работы было удачным подспорьем, без которого я бы на каждых каникулах раздавал флаеры 24/7.

Адаптация

Более менее начав понимать к 3-4 семестру, как работает образование Германии, начал получать за экзамены и контрольные что-то выше "троек".

На одном из практических занятий знакомились с коагулятором. Мясо уже было мёртвое, когда мы пришли.

Прошёл обязательную рабочую практику в универе. Вообще-то хотел в индустрии, но немцы ОЧЕНЬ рано начинают всё планировать, и места расписаны зачастую на год вперёд. Учитывая, что у меня на счету денег было обычно только максимум на месяц, я был далеко не уверен, что в следующем месяце мне будет чем платить по счетам, так что я так далеко загадывать не мог. Также, нравящаяся мне тема brain-computer interfaces в Германии непопулярна, а в единственное место, где меня могли взять с такой темой (Max Planck Institute for Neuroscience, откуда мне даже ответили) берут только магистров и PhD. В общем, прошёл практику у профессора нашего универа, который раньше участвовал в разработке ретинальных имплантов, а теперь занимается биосигналами и электромедициной. Их проект с имплантами тогда был несвоевременным, страховые компании были не готовы в него вкладываться, а с военными, который проявили очень живой интерес к теме, тогдашний лидер проекта дела иметь не хотел.

Наш универ выкупил здание обанкротившейся частной клиники вместе со всем оборудованием (они даже iMac-и не забрали), в которой нам повезло проходить некоторые практические часы.

Написал на основе проекта с практики бакалаврскую и опубликовал результаты на научной конференции. Параллельно начал работать в универе - сначала тьютором, помогать профессорам устраивать практические занятия, позже в международных проектах - том самом DAAD, который выгонял меня с экзамена и отказывал. Иронично вышло.

Развитие

В день защиты бакалаврской, я поступил на магистратуру, сдав вступительные экзамены по всем требуемым предметам, так как мой средний бал был на 0.1 ниже допустимого.

Сделав за 3 семестра все необходимые курсы, написал еще одну публикацию. Оценки стали гораздо лучше, чем в бакалавриате - сказалась привычка к немецкому языку, да и базу я подтянул. Магистерская защищена на твёрдую пятёрку, общий средний бал также отличный. Жаль тут нет красных дипломов, медалей или хотя бы квадратной шапочки с кисточкой и мантии.

Под конец магистратуры вышел на работу по специальности, о которой я в основном и пишу.

Сейчас окончательно принята моя третья публикация на местной конференции. Ничего супермодного типа Science или Nature, но это хороший опыт. На работе есть определённые перспективы, о которых расскажу в следующих постах. В общем, я думаю, всё это было не зря.

Башня рядом с выставочным комплексом Франкфурта. Моё любимое здание, на которое я всегда смотрю из поезда. Почему-то оно меня всегда мотивировало.

Такой вот примерно путь получился. Не всё далось легко, всё было очень витиевато и достаточно долго. Не обошлось без стечений обстоятельств и удачи. Очень помогли родители и мой путеводный маяк.

Ставьте цели и достигайте их. Если у меня получилось, вы тоже сможете.


EVOpit.log

https://t.me/evopit:

Хроника продвижения по карьерной лестнице инженера биомедицинской техники.

Бонусом: концентрат трансгуманизма, гаджетов и биохакинга.