Овершеринг
September 24, 2021

Возвращение образованных студентов в родные страны

Проблема уезжающих из развивающихся стран людей, насколько мне известно, никуда не ушла, но каких-то более менее значимых примеров заметных подвижек со стороны государств, испытывающих подобные проблемы, в мой информационный пузырь как-то не проникало. Пока я не увидел статью в блоге Билла Гейтса про инженера биомедицинской техники из Сиерра-Леоне.
Заброшенный пионерский лагерь, СНГ

История Дэвида из Сиерра-Леоне

  • Сиерра-Леона - африканская страна, пережившая эпидемию вируса Эбола в 2014.
Сиерра-Леона

Дэвида Сенге, биомедицинский инженер из Сиерра-Леоне

  • Статья рассказывает о Дэвиде Сенге (David Moinina Sengeh), родившегося в Бо (второй по величине город в Сиерра-Леоне).
  • Бывая на операциях своего дяди-хирурга Дэвид наблюдал нехватку медицинского оборудования:
    • дяда отказывал пациентам в операции из-за отсутствия ультразвука - без него оперировать пришлось бы "вслепую"
    • во время операций мог выключится свет
  • Решив отучиться на биомедицинского инженера, Дэвид уехал в университет Норвегии, потом перебрался в Гарвард (где однажды встретился с Гейтсем, который давал там лекцию).
Дэвид (David Moinina Sengeh)
  • Свой PhD Дэвид написал с мыслью о 27000 ампутантов, живущих в Сиерра-Леоне (последствия гражданской войны из 90-х).
    • Он предложил метод создания 3D-слепка с помощью МРТ
    • На основе слепка делался каркас гильзы для протеза, максимально подходящая конкретному ампутанту.
    • Изготавливался каркас на 3D-принтере

Возвращение в Африку благодаря активному правительству

  • После PhD вернулся в Африку, в Найроби. Изучал там данные по заболоеваемости. Найроби
В это время, Дэвид получает звонок от нового (!) президента Сиерра-Леоне, Юлиаса Био (Julius Maada Bio), который пригласил его обратно в страну и предложил пост главы инноваций (поста не существовало до этого).

Вклад Дэвида в страну

  • Дэвид соглашается и начинает работу в качестве главы инноваций Сиерра-Леоне:
    • интегрирует технологии на всех отрезках работы правительства
    • поддерживает поколение предпринимателей
    • создает инструменты визуализации данных для представителей местного самоуправления, с помощью которых последние смогли принимать более эффективные решения
    • создает систему электронных записей в здравоохранении
  • Глядя на данные по коронавирусу COVID-19 из-за рубежа, Дэвид быстро делает выводы по поводу пандемии
    • Создается цифровая база данных по заболеваемости ковидом
    • Чувствующие симптомы люди могут сообщить о своем состоянии и будут снабжены всем необходимым, что снижает риск как для заболевшего, так и для окружающих
    • Благодаря превентивным мерам, Сиерра-Леоне не видит случаев COVID-19 до марта 2020
    • Использует опыт эпидемии Эболы в 2014: свежий опыт населения с другой опасной болезнью способствует серьезному воспринятию угрозы
    • Карантинные меры выполняются, население слушает что рекомендует правительство с самого начала пандемии
    • Случаи заболеваемости коронавируса остаются низкими на протяжении всей пандемии
На основании его достижений, несколько лет спустя Дэвиду предложили занять вторую позицию: министра образования.
  • На посту главы образования, Дэвид, опять же видя что происходит в мире, принимает меры по поддержания образования в условиях пандемии:
    • Создает правительственную программу радиообразования
    • Для особенно отдаленных регионов, где даже радио нет, создает рассылку учебных материалов
    • В относительно развитых регионах страны вводит онлайн-образование

Почему эта история важна

Меня удивляет, почему развивающиеся страны СНГ даже не пытаются делать ничего подобного.

Возьму как пример свой опыт:

  • Когда я только собрался уехать в Германию, мой университет в СНГ и в принципе локальные органы самоуправления максимально сопротивлялись: не выдавали по первому требованию документы, растягивали процесс максимально.
На собеседованиях в посольстве Германии всех учат говорить, что "я обязательно вернусь поднимать страну с колен!". Мы ещё вернемся к этому забавному факту.
  • Прожив в Германии много лет и получив образование, я заменял паспорт в консульстве моей страны. Консул спрашивал что я тут делаю, кем работаю - когда я рассказал, предложил зарегистрироваться на каком-то портале "выходцев с хорошим образованием". Так как "такие как ты нам в стране и самим нужны!".
  • Зарегистрировался, оставил свои данные, за прошедшие примерно 4 года никто ни разу даже не попытался связаться со мной.
  • Всё, что я слышу от моей страны - требования отчитаться по налогам.
    • Если вдруг будет установлено, что я недостаточно налогов заплатил в Германии - моя страна хотела бы получить эти неуплаченные налоги.
  • Почему считается, что я что-то вообще должен моей родине? Это очень хороший вопрос, так как:
    • Я получал мое первое образование на платном, страна ничем мне в этом не помогла - всё вытянули мои родители.
    • Уехал я также на деньги родителей, позднее начав зарабатывать в Германии на учебу самостоятельно - опять же, никакого участия государтсва.
    • Разумеется, никакой помощи страна мне не оказывает до сих пор (мне она и не нужна, естественно).
  • Последние пару месяцев, находясь в поиске новой работы, я рассылал также своё резюме по компаниям и госучреждениям из СНГ.
    • Сделал примерно 27 запросов
    • 3 ответа - автоматические отписки с отказом
    • Один ответ с предложением (от мутноватой организации, занимающейся однако якобы инновационной деятельностью) поговорить онлайн не состоялся: два раза я им присылал дни и часы, когда я бы смог с ними поговорить, учреждение просто пропало после этого.
Таким образом, обещание "вернуться на родину и сделать вклад", которое студентов-мигрантов практически заставляют давать страны типа Германии, практически нереализуемо. Мы никому не нужны в наших странах. Правительству, и уж тем более президентам, совершенно наплевать на уехавших.

В одном из документальных сериалов Netflix, Rotten ("Прогнившие"), в эпизоде "A Sweet Deal" ("Сладкая сделка") также упоминался африканец, выучившийся за границей и вернувшийся в страну и применяющий технологии (в частности, дронов) для улучшения жизни местного населения. И может это ощущение ложное (так как я, разумеется, не являлся свидетелем подобных триумфальных возвращений), но, кажется, их там действительно ценят. У меня же складывается впечатление, что страны СНГ массово считают уехавших просто потерянными людьми, умничающими инагентами, списанными со счетов и вычеркнутыми из будущего страны.

Исключение составляют только студенты, уехавшие по государственным программам - тех госорганы принуждают возвращаться, так как боятся что те останутся в странах, где получили образование. Методы при этом совершенно бесчеловечные и отторгающие - например, в Казахстане по такой программе заграничного образования, родители студента обязаны внести залог в размере стоимости образования или заложить квартиру (!). Если правительство считает, что этим создает себе положительный образ "думающих о своей стране лидеров", оно не угадало. Меня лично подобные принуждения отвращают ещё больше.

И может можно подумать, что у уехавших, в частности у меня, зашкаливает чувство собственной важности и мы переоцениваем свой потенциал. И наверно, ЧСВ у нас и правдо слегка завышено. Но учитывая количество преград, которые мы вынуждены проходить, начиная с изучения языка, адаптации к чужим условиям жизни, выживания в условиях отсутствия поддержки во время учебы и работы, и заканчивая постоянными требованиями со стороны уже не только одной страны, а двух - по моему ощущению, мы имеем на это какое-то минимальное право.

И я нисколько не романтизирую страны принявшие нас - им мы точно также не особо-то нужны. Например, в Германии, не нашедшие в первый год работу по специальности, уже ассимилировавшихся и получивших местное образование люди фактически выгоняют из стран. Это, по-меньшей мере, странно. С другой стороны - я выучился в Германии практически бесплатно, внося какой-то абсолютно незначительный взнос (примерно 300 евро в семестр - очевидно этого не хватит даже на оплату счетов за электричество во всех аудиториях, в которых мы за семестр сидим, не говоря уже о зарплатах преподов, оборудования, проездных и т.д. и т.п.), так что я могу для себя как-то оправдать эту меру.

По моему мнению, люди, справившиеся со всем перечисленным и добившиеся какого-то успеха (хотябы закончившие иностранный ВУЗ) определённо стоят хотя бы попытки вернуть таковых на родину. До сих пор эта мысль, видимо, не пришла в голову принимающих решение.

Выводы

  • Африканские страны, видимо, поддерживают контакт с уехавшими за образованием граждан (в статье пример Дэвида - биомедицинского инженера из Сиерра-Леоне).
  • Вернувшись из развитых стран с образованием, подобные студенты могут, менять развивающиеся страны к лучшему.
  • По меньше мере, пожив за границей, эти студенты имеют свежий взгляд на происходящее в родных странах - живя в определенных условиях долгое время перестаешь уделять активное внимание окружению.
  • Вместо того чтобы вести базы подобных студентов и пытаться выйти с ними на диалог, единственное чем занимаются в частности страны СНГ - контролем уплаты этими студентами-работниками налогов.
  • Вместо того чтобы показать "как здорово вам будет, если вы вернетесь", страны СНГ рапортуют о том что "у нас и без вас всё отлично"; практика регулярных вопросов "иностранном вмешательстве" ко всем, кто имел или имеет отношение к иностранным государствам, дополняет картину замка на калитке.
  • Учитывая тенденции, есть неиллюзорная вероятность возникновения следующего очага активного экономического роста - это регион осознавших свой потенциал и голодных до признания африканских стран.

Источники


EVOpit.log

https://t.me/evopit:

Хроника продвижения по карьерной лестнице магистра биомедицинской техники.

Бонусом: концентрат трансгуманизма, гаджетов, биохакинга и прочего повышения продуктивнос