March 1

«Спокойное сердце»: Накамура-сенсей — о счастье, одиночестве и (не)достигаторстве 

«Меня зовут Накамура Цунэко, мне исполнилось 89 лет. Почти 70 из них я работаю психиатром. Мой график — полный день с 9 до 17 часов…»

Представьте себе, можно не ставить больших целей, не любить свою работу до умопомрачения, не делать чего-то выдающегося — и все равно быть счастливым. Именно так прожила жизнь Накамура-сенсей — и она ни о чем не жалеет.

Читая ее книгу, вы будто ведете неспешную беседу с мудрой, понимающей Накамура-сенсеем. О работе и ценностях, душевном здоровье и отношениях, воспитании и сложных решениях. Исцеляющее и терапевтичное чтение.

Знакомьтесь, Накамура-сенсей

«Можно не добиться громкого успеха. Но важно, чтобы свет нашей жизни смог разогнать хотя бы маленькую часть тьмы», — наставляет Накамура-сенсей. Она и сама живет так.

Ее рост 1 метр 48 сантиметров, вес меньше 40 килограммов. Но когда эта маленькая женщина говорит, каждое ее слово дышит искренней любовью.

«К 70 или 80 годам грань между победами и поражениями для вас сотрется. Будет неважно, какая у вас должность. Ценнее другое: здоровы ли вы, жизнерадостны ли? Есть ли у вас друзья? Разве для счастья нужно что-то еще?»

Цунэко-сенсей так естественна во всем, что рядом с ней невольно думаешь: «Надо же, значит, можно жить именно так? Может, и у меня получится?»

Работа как отдушина

Большую часть жизни я посвятила работе. Но когда меня спрашивают, люблю ли я работу, то честно отвечаю: «Нет, не люблю». Однако и без нее я не могу. Я не уволилась, даже вырастив детей. Работать стало для меня естественным.

Но чаще всего суть нашей работы — вообще не самое важное. Намного важнее — коллектив.

Исходя из моего опыта, причина нелюбви к работе почти всегда кроется в наших отношениях с людьми. Если кто-то вдруг разлюбил свою работу, скорее всего, проблема глубже. У этого человека что-то с кем-то не ладится. Подумайте об этом.

А еще о том, что если вам хватает денег — это успех. А если ваша работа помогает тем, кто рядом, и вы это видите — это большая удача.

Одиночество

За всю взрослую жизнь я ни разу не возвращалась в родной город Ономити. Меня часто спрашивали: «Не было ли вам грустно?», «Не боялись ли вы?», «Почему вы такая сильная?»

Честно говоря, боялась и печалилась. Но я в этом не варилась, потому что что всегда помнила: каждый человек живет в одиночку. Я воспитала детей, живу в соседнем доме с сыном, счастливая бабушка — но я одна. Как и все. Мы не можем вечно смотреть в одном направлении даже с теми, кого любим.

Если осознать, что ты в конечном счете один, исчезает соблазн привязываться к другим больше, чем нужно.

И как ни странно, после этого жить становится легче. Ты освобождаешься от ненужных связей и не так сильно переживаешь из-за тех, что есть. Тебе уже не так страшно жить по собственным правилам.

Способ терпеть легче

Необходимость что-то терпеть — условие жизни. Хотелось бы его избежать, но это невозможно. Сенсей советует искать не «способ терпеть», а «способ терпеть легче».

У каждого бывает период, когда надо просто переждать. Думайте о том, как пережить это время легко.

Попробуйте ясно наметить финальную точку. С этим невидимым финишем впереди все, что казалось невыносимым, становится легче. Например, зная о тяжелом периоде на работе, заранее запланируйте отдых — и вспоминайте о нем почаще.

Что еще важного

Жизненный принцип сенсея прост: главное, чтобы каждый день был спокойным и размеренным. Она ничем не щеголяет, не гонится за успехами — просто живет, заботясь о том, что в ее силах.

Значит, можно жить именно так:

— Прекратить гонку достигаторов

— Жить так, как хочется тебе, а не кому-то еще

— Перестать винить себя за каждый неверный шаг

— Принять и приятный, и травмирующий опыт

— Обрести спокойствие даже в одиночестве

— Познать дзен

Книга — безмятежный цветок лотоса. Она погрузит вас в состояние гармонии, даст опору и силы, чтобы сказать: «Это моя жизнь — и я могу жить только по-своему».

За книгой: МИФ / Ozon / WB