June 12, 2022

Интервью с dev.eth о генеративном искусстве


Расскажи о себе, как и когда ты оказался в крипте?

- Привет, мне 30 лет, в первый раз столкнулся с темой в 2012 году. Я тогда был студентом и переехал в другую часть страны, тогда я очень любил траву, и в новой ситуации пришлось искать новые пути добычи товара, и я нашел даркнет и silkroad. В тот момент 2г стоили примерно 3-4 BTC =). Я сделал пару заказов, в то время биткоины еще покупались через платежные карты и довольно геморойными путями, но больше об этой теме не задумывался до 2014 года.
В те годы я много жил на имиджбордах самых разных и там в принципе постоянно на эти темы шло общение. Но так же, у меня не было денег серьезно вникать в это все и на интересе, дело заканчивалось. В итоге я начал вкладывать деньги с 2017г, когда уже все полетело вверх, конечно же в следующем году начался спад и я потерял немногие вложенные деньги. Тогда я был большим фанатом ChainLink, у меня все в этой монете лежало и к 2020г я вернулся окончательно, мои монеты взлетели и кроме этого у меня был уже неплохой капитал для вложений. С того момента я тут каждый день. Сейчас благодарен судьбе и б-гу что мне позволено этим заниматься весь день. Могу гордиться тем что стал финансово свободным в полном смысле, и пока что, не отдал заработанное назад рынку. Посмотрим, уходить пока не собираюсь.

Если я правильно понял, больше всего тебя привлекает генеративное искусство. Почему именно оно? Покупаешь ли ты по мимо такого вида нфт, другие? Разные PFP-коллекции и прочее?

Если смотреть в сфере НФТ то да, это так. Но я всегда торговал всеми сортами этого дела. Мне большую часть 2021 года не было интересно коллекционирование, я покупал и продавал чисто ради прибыли. Я на своем кошельке имел практически все сегодня известные НФТ, от панков через обезьян до арт блокс, буквально каждая коллекция за это время прошла через мои руки.
Лично по вкусу я, как и все более менее серьезные коллекционеры, люблю ген арт. делать хороший ген арт очень сложно и требует редкой комбинации, таланта программиста и художника одновременно. Верю в то что жанр „генеративизм“ станет одним из главных трендов в мире искусства нашей эры. Но для этого нужно много времени.

Видел, у тебя есть галерея, где выставлены генеративные нфт, которые ты купил. Для тебя это хобби или заработок? Создаешь ли ты сам генеративное искусство?

Всегда был заработок, инвестиция. Сейчас можно сказать что от части хобби, но и сейчас я не могу игнорить финансовый аспект. У меня сейчас только ген. арт на tezos, большинство с fx(hash), я считаю, что эту инвестицию пока еще нужно держать. Вообще, если често, очень немногие могут себе позволить заниматься этим как хобби. Я считаю чтобы реально спокойно спать и быть коллекционером, требуется сначала существенная сумма ликвидности, в районе $1 млн минимум. Я бы сказал, что все остальные должны видеть себя в роли торговцев и накапливать средства, и вкладывать только те средства, которые готов потерять 100%. Сам не создаю, но очень хочу найти время научиться, правда боюсь, на креатив я бездарен. Конечно же мечта когда нибудь самому сделать коллекцию, желательно как коллаб с любимыми ген артистами, но это для меня сейчас не приоритет вообще, если честно.

На самом деле эта сфера не сильно популярная, по крайне мере, я редко вижу, чтобы об этом говорили в крипто сфере. Как ты считаешь, наступит ли хайп на генеративное искусство и почему?

Эта сфера была дико популярная в июле-сентябре 2021, и я уверен, что качественный арт сохранит цену и в будущем. Все топ трейдеры и коллекционеры в этом рынке любят именно этот жанр, у меня лично нет сомнений. Когда это будет - я не знаю. Но мне уже и некуда торопиться, время наступит.

Какой блокчейн самый популярный среди авторов генеративок?

Ethereum и Tezos, все другие чейны можно спокойно игнорировать в смысле ген. арта

В связи с медвежьим рынком, цены на такие нфт тоже подкосились?

На абсолютно все, кроме fx(hash), там сейчас хорошая активность и цены растут. Хотя в долларах не так сильно, так как очень упал курс XTZ. Тем не менее, примечательно насколько хорошо идут дела на арт платформах, на чейне Tezos. Если смотреть в целом, то мое мнение что стоимость 99% всех НФТ сойдет на 0 в скором будущем. Но сама сфера и отдельные коллекции будут, конечно же, жить и дальше.

Из чего складывается цена генеративного искусства в сфере нфт?

Оригинальность, визуальное качество, репутация автора, ну и главное, имена тех, кто этот нфт купил. Коллекционеры в основном и делают цены.

Из чего складывается уникальность? Как подобрать потенциально выгодные работы на твой взгляд?

Сложный вопрос. Лично я коллекционирую на глаз. Я уверен в том что подбираю то, что красиво. Если опыта нет или мало, то легче всего выбирать то, что выбирают топ коллекционеры у которых есть вкус и успехи.

Какие есть направления генеративного искусства, и какие на твой взгляд перспективны?

Я всегда различал между абстрактными коллекциями, и как я их называю, натуралистичными, которые показывают природу. Это сейчас модно на тезосе. Ну есть еще профильки, AI искусство, многое, но я не различаю

В каких программах обычно создаётся генеративное искусство? Если не ошибаюсь, то генеративное искусство создает ИИ. Есть какие-то уже созданные программы, куда может зайти человек и создать свое творение или же он должен сам создать свой ИИ и обучать его? Есть ли где-то опенсорс данных программ?

„Если не ошибаюсь, то генеративное искусство создает ИИ“ - нет, это скорее редкость. Автор пишет код на языке программирования, где есть рандомные параметры, которые в результате генерируют разные версии „картины“. 95% всех генеративок, это чисто программный код без ИИ.

С чего начинать таким художникам?

„Creative Coding“, „p5js“, например, хорошие темы которые можно вбить в поисковик и поискать туториалы =)

Где покупать/публиковать генеративное искусство в виде нфт?

В основном fx(hash), art blocks. Есть еще versum, где тоже хорошие релизы. Много независимых авторов есть, которые продают через custom контракты на своих ресурсах.

Назови топ-5 лучших на твой взгляд авторов генеративного искусства в нфт

Tyler Hobbs, Dmitri Cherniak, Zancan, Matt DesLauriers, Ganbrood

Если не секрет, какая самая дешевая и дорогая работа была, которую ты купил?

Самых дешевых очень много. Я в основном покупаю в самом начале и продаю в хайп. Так, самая дорогие работы были waiting in afton #1 ($40000), и Garden, Monoliths, которых у меня 4, от $15000 до $30000.

Ты в основном ищешь художника, который публикует свои работы или же есть проекты, которые выпускают серии генеративных нфт? Что тебя привлекает больше и почему?

Серии легче продать, чем 1/1 работы. Очень важна ликвидность, популярные платформы лучше, легче найти покупателя

Как художники/проекты продвигают свои работы? *Если сам создавал коллекции/работал в каком-то проекте, много ли денег уходит на маркетинг?

Маркетинг делают в основном коллекционеры сами, я сомневаюсь что художники на это много тратят - хороший арт говорит сам за себя

Как искать художников/проекты, которые занимаются генеративным искусством? Может быть есть новостные ленты, где об этом рассказывают или твиттер-аккаунты?

Твиттер твой друг) Фолловить надо художников и коллекционеров. Найди их адреса кошельков и тоже можешь узнать, кто что покупает и какие коллекции интересны)

Твой заработок связан исключительно с нфт и криптой или нет?

Да. До этого у меня был свой бизнес и клиенты, я до сих пор их обслуживаю, но 95% моего состояния я заработал на крипте и нфт.

Вот и все, дорогие читатели. Надеюсь, вам было интересно и главное полезно.
Чтобы не пропускать интересные посты от dev.eth, подписывайтесь на его Twitter.
Ну, и не забывайте обо мне, мой Тг-канал и Twitter будет рад видеть вас :)