May 9, 2022

Опыт использования HRV

Поделюсь первыми 60 днями опыта использования приложения HRV4Training для оценки вариабельности сердечного ритма.

Стартовая страница приложения с индивидуальными границами ВСР и рекомендацией по текущему уровню тренировок
Анализ тренда ВСР

Начну, как ни странно, с интенсивной терапии. С 2002-2003 года я использую (более или менее постоянно) монитор под названием PiCCO. Мы, клиницисты, используем его для углубленного гемодинамического мониторинга (преднагрузка, постнагрузка, сократимость, сердечный выброс, сосудистое сопротивление и т. д. Другими словами, все те данные, которые мы «не можем видеть» при стандартных клинических измерениях, таких как ЭКГ, артериальное давление, сатурация и так далее). Отличный прибор, используемый в ситуации, когда пациент "плохо лечится" или мы не можем понять, что не так. Полезен ли он? Конечно. Лечит ли он больных? Конечно нет, только врач на основании данных монитора назначает терапию. Подходит ли он для каждого пациента в отделении интенсивной терапии? Определенно нет, может быть, для 5-10% (максимум) пациентов нуждаются в нем. Более того, есть данные/исследования, в которых сравнивали лечение на основе клинических признаков + опыта врача с решениями о лечении на основе данных PiCCO. Данные показали, что хороший врач, использующий базовые клинические/лабораторные данные, может лечить пациента так же хорошо, как и тот, кто использует данные от углубленного мониторинга. Надеюсь, вы уловили суть.

Итак, вернемся к жизни за пределами больницы. Я не большой поклонник чисел/измерений. Точнее, я думаю, что если мы что-то мониторируем/измеряем - надо что-то делать (или просто ждать) на основании полученных данных. Убеждён, что измерение только ради измерения и накопления циферок — ерунда и бессмысленность.

С 2013 года, когда я только начинал бегать, и по сей день, я использую очень простые метрики. Например, никогда не бегал с датчиком мощности (типа Stryd). Интуитивно я пришёл к тому, что сейчас называется «кенийским подходом» - когда тренировка закончилась, он закончилась, и ее не нужно анализировать, используя все имеющиеся данные.

С некоторых пор я активно использую RPE (тяжесть воспринимаемого усилия, она же шкала Борга. Самостоятельная оценка, насколько тяжелой была тренировка по шкале от 1 (шаг) до 10 (невыносимо тяжело)), а вне тренировок смотрю на утренний/ночной пульс, оцениваю самочувствие и болезненность мышц.

Как я уже говорил, ничего особенного.

Не так давно на спортивную сцену вышла вариабельность пульса, которую я долго и скептически оценивал, но все-таки решил потестировать. Методика использования довольно простая, каждое утро с помощью камеры телефона вы проводите измерение. Данные копятся, формируется их динамика, и я начал анализировать, что мне дают новые цифры. Оказалось, ничего нового. Безусловно, дополнительные цифры/тренды (динамика всегда гораздо важнее, чем "одиночные" данные), но в сравнении с тем, что я получал при использовании простых вещей, описанных выше - ничего нового.
Например, я знаю, что когда мой ЧСС покоя увеличивается - значит, я заболеваю/перетренировался/словил чрезмерный стресс. Та же картина с изменением настроения. Я использую гонки/скоростные тренировки (вариантов не так много, может быть, 5-6, которые я регулярно чередую) как инструмент для проверки моего прогресса или его отсутствия.
В целом, все мои стрессоры хорошо известны, и я знаю об их влиянии на свою жизнь/тренировки.
Вариабельность пульса - это неплохой калибровочный инструмент, показывающий, насколько хорошо/плохо работает ваша субъективная оценка вместе с простыми данными (например, пульс покоя, настроение, болезненность мышц, аппетит). Анализ таких простых данных позволяет вовремя изменить тренировочный план, если у вас накопилась усталость или избыточный стресс.

Заключение

  • Стал ли ВСР инструментом, который изменил мой подход к тренировкам? Однозначно нет.
  • Хорош ли он в качестве инструмента калибровки? Однозначно да.
  • Буду ли я использовать его дальше? Скорее всего, хотя бы в течение года, чтобы еще лучше "оттюнинговать" свои ощущения.
  • Могу ли я рекомендовать его всем спортсменам? Нет, это как монитор PiCCO: хорош, но для случаев, когда "мы не знаем, что здесь происходит".
  • Могу ли я рекомендовать его для спортсменов-любителей, в периоды, когда уровень стресса больше обычного? Скорее всего.

Я думаю, что анализ ВСР подойдёт многим спортсменов, особенно тем, кто не понимает, что им следует делать, когда вроде тренируешься, в толку нет. Он хорош как калибровочный инструмент, помогая нам справляться с общим стрессом (компонент, часто не учитывающийся в тренировках).