May 8, 2019

Наталья Март об учебе на факультете геймдизайна в Финляндии, часть 2

Первая часть: https://teletype.in/@mistle

А.: Один из самых интересных вопросов к тебе - это, конечно, следующий: как происходит обучение? Как учат геймдизайнеров?Н.: Ну, первый год почти ничего действительно интересного не происходит. Первый год обучения - это общие предметы, которые даже и не относятся к геймдизайну, то есть, нет такого, что с первых же занятий вы начинаете заниматься созданием игр. В течение первого года сплачивается коллектив и школьников превращают в студентов, учат коммуницировать друг с другом. Попробую перечислить те предметы, которые сразу приходят на ум. Бизнес-английский, потому что несмотря на то, что у всех ребят в принципе приличный уровень языка, некоторые специфические вещи, какую-то терминологию, знают не все. На этом курсе также обучают составлению резюме, прохождению собеседований - довольно нудные занятия, но мне вот сейчас при трудоустройстве очень пригодились мои конспекты. Медиакоммуникации (даже не помню о чем это было, помню, что очень скучно), История культуры, Международное право, Финский язык. Некоторые предметы подготавливали нас не только к веселой части работы, но и к ответственной, организаторской: курс From Idea to Innovation - занятия с групповым проектом по разработке, рекламе и внедрению новых технологий, курс Управления проектом. Также нас учили писать репорты, то есть отчеты, на курсе Report Writing. Было также много Рисования, как предметов и людей с натуры, так и каких-то рандомных зарисовок по референсам, также задания с использованием разнообразных материалов и техник, все на бумаге. 3D композиция, Скульптура - курс, на котором мы лепили из глины и делали разные поделочки из картона, проволоки и прочего. Иллюстрация, Типография, Базовое программирование, Анимация, Колористика. Вот какие-то такие направления.

Вообще в самом университете несколько направлений обучения: бизнес (торговля, маркетинг), дизайн, геймдизайн, всякие телевизионные направления, кинематографические, даже медицинский был факультет. И вот на протяжении всего обучения, кроме основной общей программы своего факультета можно было выбирать дополнительные предметы других факультетов, ходить на занятия в другие группы. Поскольку я уже отучилась на факультете дизайна в Политехническом университете 4 года, я некоторые предметы перезачла автоматом. За некоторые, например за историю искусств, я намеренно не стала получать перезачет, потому что мне было интересно послушать европейский, финский взгляд на этот предмет.

А.: А после основной общей программы?Н.: А со второго года, когда закончилась общая программа и начались предметы, относящиеся к геймдизайну. Начну с того, что все предметы делятся на обязательные и предметы по выбору. Я уже упоминала, что здесь геймдизайнер имеет довольно размытый круг задач. Так вот, кроме обязательных предметов, каждый студент может набрать себе предметов по выбору с уклоном в одно из следующих направлений: программирование, анимация, 3D моделирование, нарратив. Я на программировании начинала просто засыпать, поэтому выбрала минимальное количество предметов из этого блока, и выбрала вместо этого много рисовальных курсов, курсов по колористике, были у меня даже курсы скульптуры, резки по дереву. В общем, я по отзывам выбирала все то, что мне показалось интересным.

По большому счету, курсы второго года и далее - это продвинутые, расширенные курсы первого года обучения. То есть, если на первом курсе нас учили рисовать на бумаге, на втором мы уже осваивали различные техники в редакторе. Вместо базовых Основ программирования у нас был целый ряд курсов по программированию, где мы изучали конкретные языки. И так во всем. Вот некоторые предметы, которые я могу сходу вспомнить, не уверена, что все они были обязательными, но большая часть точно. Переводить не буду, думаю твоим подписчикам известны все эти слова. Character Design, Environmental Design, Game Design (Unity), Level Design, Game Engine and Scripting, 3D Low Poly, 3D Character and Animation (high poly) / Motion Capture, JavaScript (и ещё пара предметов с программированием названия которых я не помню - видимо, проспала их совсем), Digital Painting / Concept Art, Game Analysis, углубленный Project Management (создание игры с нуля до играбельного прототипа), UI Design, Post-production / CG Effects. Может я что-то забыла, но я думаю, что относительно полное представление об образовательной программе я смогла дать.

Короче говоря, из основных предметов были курсы, которые учили нас создавать свою концепцию игры: текстовые описания, зарисовки скриншотов, персонажей, окружения, написание дизайн-документации, отрисовка интерфейсов, моделирование, написание сюжетов. Был целый курс по типографике, курс по иконкам. Это все включало в себя много групповых заданий, то есть студентов в группе разбивали на небольшие команды по четыре-пять человек и эти команды должны совместно разрабатывать какой-то концепт. Зачастую задания были творческие, без особых ограничений, но были и довольно конкретные. Например, у нас было задание сделать игру в тематике 20-х годов, наша команда выбрала классическую тему итальянской мафии и на одном из уроков нас возили в музей старинной довоенной техники, причем музей был закрыт, и специально для нас его открыли, чтобы мы могли сделать зарисовки для наших концептов. Вот, сидели осенью в холодном ангаре с самолетами и рисовали. Когда все это своими глазами видишь - уже можешь более реалистично представить, как вся эта техника будет в твоей игре функционировать. Ну и кроме зарисовок, конечно, тут надо было и сюжет придумать, и персонажей, и дизайн одежды - словом, все-все-все. Конечно, работа объемная, поэтому она включала в себя различные подготовительные этапы вроде составления цветовой схемы, или так называемых “мудбордов” - досок с реферансами, вырезками, скриншотами из других игр, чтобы собрать атмосферу будущего проекта. С третьего, или четвертого курса у нас были даже занятия с использованием системы Motion Capture, то есть, вот ты создал своего персонажа, и потом для него делаешь захват движения сам, озвучиваешь его сам. Короче говоря, все предметы были направлены на то, чтобы к моменту выпуска из университета у вас был свой проект, и объемное портфолио работ, созданных во время обучения.

Кроме этого, очень много времени было отведено на изучение других игр, то есть нас фактически заставляли играть в другие игры, предмет назывался Game Analysis. Но не все так сказочно - по каждому такому уроку нужно было потом писать отчет, подмечая интересные решения, механики, особенности интерфейса и так далее. Тем не менее, многим ребятам очень нравилось, потому что по факту у нас была большая комната с бин-бэгами и разнообразными приставками, системами виртуальной реальности, и вот мы приходили на занятия и полуразвалившись в этих бин-бэгах с джойстиками в руках играли. Но писать надо было действительно много, так что к этому надо быть готовыми.

А.: А предметы по выбору?Н.: По выбору из геймдизайна все называется так же, просто сами курсы будут более углубленными в какую-то конкретно свою специфику. Названия абсолютно те же. У меня например было три Digital Painting и они все немного отличались. На выбор я также брала вообще не относящиеся к геймдизайну предметы, я уже говорила об этом. Например, я взяла пару курсов финского, еще курсы скульптуры и отливки из гипса, резьбу по дереву (на станках), обычную живопись с натуры и так далее.

А.: Трудно было вообще учиться?Н.: Мне было непросто, да. В основном из-за того, что было очень много письменной работы на английском языке и это было для меня сложно. Но что действительно спасает - тут очень много помощи от преподавателей. В отличие от российских ВУЗов, где ты учишься, а потом после окончания приходишь на работу и в деталях сталкиваешься уже с совершенно другими реалиями, тут прямо на занятиях дают колоссальное количество полезной информации. То есть, нам давали много ссылок на сайты с бесплатными текстурами, шрифтами, рассказывали подробно, как покупать лицензии на контент, где лучше всего искать референсы. Самый главный плюс - это то, что здесь сами учителя очень замотивированы, у них большие зарплаты, они очень любят свою работу, они открыты, приветливы. Нет никакой надменности в духе “я - преподаватель, а ты - никто”, наоборот, все общаются на “ты”, к преподавателям обращаются просто по имени. К любому можно подойти и просто сказать: “Я вот сейчас делаю такой-то проект, не могли бы вы мне уделить время и рассказать кое-что”, и тебя чуть ли не домой позовут, пирожками накормят, расскажут все и даже больше. Сами преподаватели работали в игровой индустрии, поэтому они с горящими глазами рассказывают обо всем. Некоторые работают параллельно с преподаванием: приходят пару дней в неделю преподавать, просто для удовольствия собственного читают лекции.

А.: Конспекты лекций все по старинке, ручками в тетрадках?Н.: Ручками в тетрадках тоже было, но у нас также была электронная онлайн система. Сами преподаватели делали электронные конспекты и презентации, так что если пропустил лекцию, она не пройдет безвозвратно мимо тебя, можно будет ее потом скачать. Также в эту же систему студенты заливали свои домашние работы, презентации, рисунки - все на свете. Потом, естественно, все с преподавателем обсуждается. Вообще очень удобно, так как если что-то потерялось или забылось - всегда можно зайти в электронную систему и посмотреть, там обязательно будут ссылки на ресурсы, видеоуроки - все необходимые материалы. В случае чего, можно к студентам на курс помладше обратиться и попросить скинуть ссылку на какие-то материалы прошлых курсов.

А.: Давай немного поговорим про деньги. Я так понимаю, ты училась там бесплатно?Н.: Ох, вопрос денег для меня очень больной, я могу вечно говорить на эту тему. Я - да, училась бесплатно. Мне повезло поступить в тот год, когда образование в Финляндии еще было бесплатным для всех. Сейчас, насколько я знаю, оно бесплатное только для граждан Евросоюза, да.

А.: Сейчас обучение платное и составляет 6000 евро в год.Н.: Ну, надо понимать, что даже эти шесть тысяч - это намного, намного дешевле чем во всех остальных странах. У меня друзья учатся в США, в Британии, в Швейцарии - там просто космические цены. Многие просто едут в Финляндию учиться потому что там, в родной стране, им приходится платить за обучение.

Прим. Геймдизайна для сочувствующих: на сайте университета есть информация о том, что при успешном обучении в конце каждого учебного года студент может получить денежное возмещение стоимости обучения в размере до 50% в виде стипендии. Успешность определяется по Европейской системе перевода и накопления баллов.

А.: Предоставляется ли иностранным и иногородним студентам общежитие?Н.: Не у всех финских ВУЗов есть общежития, у XAMK - есть. Общежития тут платные и обходятся недешево - от 250 до 300 евро в месяц. Это цена для Куовола, конечно же, в Хельсинки могут быть просто безбашенные цены. Плюс в том, что общежития здесь не выглядят так, как у нас, они скорее представляют из себя квартиры из трех-четырех комнат, в каждой из которых живет студент. При этом у таких “квартир” общий санузел, кухня, иногда гостиная. Позже я со своим молодым человеком снимала студенческую квартиру. Студенческая квартира - это такой особый тип жилья, доступный, надо понимать, только студентам. В Финляндии есть организации, которые когда-то взяли кредит у государства и начали строить специальные дома для студентов. Так что можно подать заявку на сайте такой организации и жить совсем в отдельной квартире. Этот вариант, конечно, дороже, чем общежитие, но все равно гораздо дешевле, чем просто обыкновенное жилье, стоимость которого может доходить и до 1500 евро. Наша квартира обходилась нам в 560евро на двоих.

А.: Когда пересчитываешь цены в евро на наши рубли - становится страшновато. Как ты справлялась? Помогали родители?Н.: Мои родители замечательные, и они мне очень сильно помогали, старались поддерживать и материально, но, конечно, они не могли полностью меня обеспечивать. Здесь были ребята, у которых богатые родители оплачивали им вообще все. Но я была не из таких, так что пришлось работать параллельно с учебой. Напомню, что я была в Финляндии по студенческой визе, и по факту у меня не было как такового разрешения на работу, но можно было работать не более 25 часов в неделю. Частичная занятость. Варианты подработки тут есть, сейчас я про них расскажу.

Во-первых, это, конечно же, простая работа, рассчитанная на студентов. Мне с этим не везло постоянно, я всегда пыталась найти способы подработать, работу тут не так-то просто найти. Но большинство работ, которые в России многими считаются ужасными - это как раз те, которые вы сможете найти в Финляндии в качестве студенческой подработки. Я лично работала в пиццерии. Когда мои друзья узнали, что я в пиццерии для турков мою посуду, а иногда и туалеты - они покатывались со смеху, говорили: “Все, Наташа, ты упала на самое дно”. Но это того стоило, я ведь реально платила за свою квартиру, оплачивала все расходы сама, получала прекрасное образование. Потом еще я официанткой работала. Платят в принципе неплохо, я могла за один выходной день в пиццерии заработать 50-70 евро. Также работала уборщицей на стройке - это такая работа, которая состоит из хождения туда-сюда со строительным пылесосом и “запылесошивания” опилочек, ну и нужно строительный мусор всякий собирать, складывать. Вот такая черная работа. Но платили за нее неплохо, 11 евро в час, так что за день можно было вполне 100 еврозаработать. Потом мне повезло, я устроилась на стройку маляром на лето, таскала тяжелые банки с краской, красила, еще занималась декоративной отделкой помещений. Научилась с циркулярной пилой обращаться. Но платили там очень хорошо, 1000-1500 евро можно было получить за месяц. Мне тех денег, которые я заработала за лето, потом еще на год хватило и благодаря этим деньгам, я сейчас совсем не беспокоюсь по поводу предстоящего переезда в Швецию, потому что у меня есть запас денег, и я смогу там снять нормальное жилье. Правда, у меня после этой стройки потом еще долго спина болела из-за таскания тяжестей.

Еще можно удаленно устроиться работать, я вот работала в Nevosoft, насколько ты знаешь, сначала в офисе в Петербурге, а потом удаленно. Правда, в России работа оплачивается гораздо ниже, если соотносить с финскими ценами и зарплатами. Получалось так, что я за выходные в пиццерии зарабатывала больше, чем за те же выходные, работая художником в офисе. Но все же деньги, 600 евро в месяц получалось, да и опыт нарабатываешь, практику.

Еще тут есть такое понятие, как обязательная летняя практика, когда ты устраиваешься в игровую компанию и работаешь. Так что можно устроиться на практику в финскую игровую компанию. Конечно, тут никто тебе ничего специально не находит, за ручку никуда не приводит. Стопроцентной гарантии, что ты найдешь работу - нет. Но если ты активный и хорошо себя показываешь, университе могут помочь найти какой-нибудь фриланс. Вообще иногда просто важно оказаться в нужное время в нужном месте, поддерживать со всеми хорошие отношения - никогда не знаешь, откуда может прийти помощь. Эта работа на практике - не всегда бесплатна, за нее могут платить от 500 евро в месяц. Я за 1200 евро работала, но это мне очень повезло, может быть отчасти потому, что я все время ходила и ныла: “вот, у всех стипендия, все зарабатывают, кроме меня” и мне действительно помогли найти эту жирно оплачиваемую летнюю практику.

Еще один способ хорошо зарекомендовать себя и попробовать получить оплачиваемую работу на лето - участвовать в дополнительных курсах. В самом университете иногда бывают такие особые дополнительные занятия, где студенты выполняют работу по каким-то проектам, заказанным университету извне. Иногда среди них бывает и разработка игр. Участие свободное и бесплатное. Занимаешься вместе с группой студентов, работаешь над каким-то проектом, а потом тех, кто был полезен и хорошо справлялся, могут пригласить в компанию на летнюю практику, которая уже как раз-таки оплачивается - до 1000 евро за месяц.

А.: Я слышала, что в Финляндии очень много игровых компаний. Почему так трудно найти работу?Н.: Дело в том, что там не текучки сотрудников. В компаниях их очень любят и создают для них крайне комфортные условия работы, поэтому никто не стремится переходить активно с одного места на другое. Я сейчас подумала, что я, наверное, всех запугиваю чрезмерно. Нет, все не так плохо: найти что-то вполне можно, я просто хочу подчеркнуть, что само в руки ничего не течет, надо приложить усилие, что никто к вам не придет со списком вакансий, из которых можно будет выбирать. Например, я отправила резюме в пятьдесят фирм, а мне ответили, скажем, три. Нужно собирать портфолио, нужно вкладываться, активно рассылать резюме. Возможно где-то поработать бесплатно, или за какие-то копейки, чтобы потом пригласили работать за деньги. В такой ситуации, если ты студентом хорошо поработал, могут потом пригласить на постоянную работу по окончании ВУЗа. А вообще в университете дают все возможности, все ссылки, просто лично я, наверное, выглядела очень жалко, поэтому одна преподавательница меня устраивала на летнюю практику каждый год, очень мне помогала, присылала какие-то ссылки из групп с вакансиями, на которые была подписана, говорила: “Вот, Наташа, если ты там еще с голоду не померла, глянь-ка на эту вакансию”. Кстати, после окончания университета сейчас дается целый год на поиск работы, так что никто вас сразу из страны не выгонит, будет много времени что-то найти.

А.: Так, а почему тебе не платили стипендию?Н.: Для начала давайте разделим всех студентов на два типа по визам. Первый тип - это рабочая виза, когда тебя пригласили в Финляндию работать, и семейная виза, когда у тебя тут какие-то родственники - родители, супруги. Второй тип - это студенческая виза, то есть, когда иностранный студент просто получает визу для учебы заграницей. Если у тебя рабочая, или семейная виза, то ты можешь пойти еще учиться и тогда у тебя будет стипендия от 300 до 500евро, тебе также могут оплачивать частично жилье, например. Более того, обучение в университете будет для тебя бесплатным. По студенческой визе нет, конечно, никакой стипендии и обучение для тебя платное. Так что если есть возможность поехать по одной из виз первого типа - устроиться на работу, или быстренько выйти замуж, или жениться - то используйте этот вариант. Еще вариант для тех, у кого нет шести тысяч евро, но кому очень хочется поступить - учите финский язык, поступайте и учитесь на финском, тогда обучение для вас также будет бесплатным. Я желаю вам удачи, потому что лично для меня - финский - это язык из ада, который писал сам сатана, чтобы поиздеваться над людьми.

А.: Жить в Финляндии дорого?Н.: Вообще тут все смеялись очень, когда узнавали мою зарплату в России, считается, что на 600-700 евро тут вообще совсем нельзя никак прожить. Но по своему опыту скажу, что на 700 евро тут можно, в общем-то, ни в чем особо себе не отказывать. Я путешествовала, питалась по большому счету нормально, так что если научиться экономить, можно вполне на эти деньги тут существовать.

А.: Помогает ли международный диплом устроиться на работу в России?Слушай, я бы не сказала честно говоря. В России на мой диплом вообще никто не смотрел, ничего не спрашивал. Конечно, когда я говорила, что училась в Европе - это вызывало определенное уважение, и, возможно, как-то влияло на итоговое решение, но я бы не сказала, что это играло какую-то очень большую роль.

А.: А в Европе?Н.: Конечно, да! Если говорить про Финляндию, то тут вообще вряд ли без диплома по профессии можно устроиться хоть куда-нибудь. На диплом очень обращают внимание, потому что они знают: если соискатель закончил какой-то европейский ВУЗ, получил диплом о международном образовании, то он явно знает все основы и хорошо разбирается в вопросе, работодатели примерно представляют его уровень. Я даже больше скажу, они не просто обращают внимание на сам диплом об окончании университета, они могут из общей базы скачать твою дипломную работу, посмотреть, что тебе было интересно, о чем ты писал, могут на собеседовании ее с тобой обсудить, например.

А.: Сейчас в Швецию?Н.: Сейчас я получила работу в Rovio. Изначально я хотела в офис в Хельсинки, но там не было вакансий. Тем не менее, им очень понравилось мое резюме и портфолио и они мне предложили работу в офисе в Стокгольме.

А.: Столо ли оно того?Н.: Опять же, из-за особого отношения к сотрудникам здесь, мне помогли найти жилье, предоставили ноутбук, телефон, абонемент в спортзал, страховку. В самом офисе кроме пары кофемашин, бесконечного количества фруктов и всевозможных вкусняшек, есть еще холодильник с энергетиками, холодильник с пивом и сауна. Я, правда, не очень понимаю как использовать сауну в офисе… Еще кабинет с массажистом: массаж делают в рабочее время, чтобы спинка не болела от долгого сидения. Каждую пятницу все сидят на диванчиках с пивом и делятся новостями, показывают новые фичи разных проектов.

Так что да, однозначно стоило!

А.: Наташа. Спасибо тебе огромное за тонны полезной информации и за твой очень подробный рассказ. Удачи тебе в Стокгольме, ждем фотографии из сауны в офисе Rovio :)Н.: Спасибо тебе, надеюсь твоим подписчикам это все будет полезно и интересно читать!