May 12, 2019

Наталья Март об учебе на факультете геймдизайна в Финляндии, часть 1

Вы часто меня спрашиваете, есть ли в России такие места, где могут подробно и официально научить геймдизайну? Отвечу, что скорее нет, чем да. Scream School - это совершенно не те знания и не тот уровень, который вы хотели бы получить за эти деньги в России. Факультет геймдизайна в ВШЭ - в принципе ничего не могу сказать, хотя на мой взгляд программа обучения выглядит сомнительно, но если все же сравнить ее с той, о которой пойдет речь в этом интервью - сразу становится понятно многое. Про онлайн курсы можно вообще забыть: невнятные преподаватели, коих сейчас большинство, не смогут вас научить делать игры по скайпу за месяц.Поэтому я выцепила человека, который сможет вам рассказать все об учебе на геймдизайнера - это моя бывшая коллега, Наталья Март, которая закончила факультет геймдизайна в финском университете KyAMK. Сейчас Наталья трудится в шведском офисе Rovio на позиции художника и она любезно согласилась уделить мне время, чтобы своим рассказом всех вас вдохновить пойти по ее стопам.Речь пойдет об универтитете XAMK (бывший KyAMK) в Куовола, ссылка на программу: 

https://www.xamk.fi/en/degrees/bachelor-of-culture-and-arts-game-design/

Наталья Март, квалифицированный геймдизайнер и просто красотка

Алиса: Ну расскажи, как же ты попала вообще в Финляндию. Почему ты туда поехала?Наталья: Первый раз я поехала сюда по обмену. Я узнала случайно, что оказывается эта программа обмена студентов есть в очень многих университетах, особенно в Питере. Но дело в том, что сам университет это совсем не афиширует. Например, в нашем Политехническом университете никто не кричал на каждом углу: “Вы знаете, у нас есть программа обмена студентов, так что можно поехать учиться за границу вот так вот запросто!”. Практически никто об этом не знал. Я узнала просто потому, что девочка с курса старше вернулась и сказала, что ее не было полгода, потому что она училась в Финляндии. А ее подруга точно так же училась в Италии. Так что возьмите на заметку: если вы хотите заграницу поехать по обмену - поспрашивайте, это скорее всего возможно.

А.: А почему не афишируют?Н.: Я думаю, в первую очередь университет старается на такие программы пропихнуть своих любимчиков, или детей учителей. К тому же, это ведь очень классная тема - учеба в Европе, кому не хочется попробовать? Мало того, на обучение заграницей студенту иногда даже дается грант. То есть, университет здесь, в Финляндии, платит за твое обучение, может даже оплачивать часть жилья.

А.: Как же быть? Где узнать о таких программах?Н.: Как ни странно - надо просто идти и узнавать в деканате. Если уж вы спросите, то они обязаны ответить честно что, так и так, да, программа обмена есть. Назвать какие страны в ней участвуют. Скорее всего за это отвечает какой-то один человек, который, как это бывает в наших университетах, не любит чтобы его дергали. Так что нужно поймать этого человека и настойчиво попросить его рассказать в деталях обо всех ваших возможностях, как студента. Это ведь его работа, ему за это платят, так ведь?

А.: А трудно ли собрать документы для поступления? Мне это кажется чем-то совершенно фантастическим.Н.: Документы собрать сложно, но можно. Конечно, придется все делать самим, самим собирать все документы - у нас очень редко помогают с этим. Придется самостоятельно списываться с человеком, который отвечает за обмен студентов в иностранном университете. Общение обычно происходит на английском языке, так что если с языком не очень, можно попросить кого-то помочь, но в принципе в Финляндии очень лояльно отнесутся к тому, что иностранные студенты пишут на ломаном английском. Вам все равно ответят на все вопросы и все расскажут.Да, со сбором и оформлением документов для подачи на визу действительно довольно много сложностей. Дело в том, что их просто очень много, и каждый в отдельности даже не то чтобы сложно получить, но приходится изрядно помотаться по инстанциям чтобы собрать их все и это занимает прилично времени. Знаете, как это всегда бывает - обязательно забудешь какую-то бумажку. Здесь опять посетую: если бы у нас университете был человек который должен этим заниматься: помогать, объяснять, если бы была бы какая-то четкая инструкция для студентов, которая уже благодаря опыту предыдущих лет учитывала все подводные камни сбора документов, подачи на визу и поступления - было бы гораздо, гораздо легче. А когда поступаешь с нуля - это еще тяжелее, нужно гуглить, нужно смотреть на всех сайтах, проверять какие документы нужны, потому что в одном месте может быть дан один список документов, а в другом - другой. Главное смотреть на официальных сайтах посольства, визового центра, предельно внимательно отнестись к списку документов. Бывает, в визовом центре довольно сильно придираются к фотографиям, к каждой строчке в анкете - ко всему.

А.: А когда нужно этим всем заниматься? Сбор и подача документов, я имею в виду.Н.: Вообще все это лучше делать заранее. Если вам сказали, что вы поступили и вы решились поступать, то начинайте собирать документы прямо в этот же день, иначе можно не успеть. Иногда студенты не успевают приехать, потому что везде, особенно в последний год, очень перегружены визовые центры. Так что прямо в мае, или начале июня, как только вывесили списки поступивших - сразу бегите все оформлять. У кого-то это может занять две недели, а кто-то сталкивается с какими-то трудностями и процесс оформления визы затягивается на 2-3 месяца. Так что читайте все требования, особенно мелким шрифтом!

А.: К поступлению мы еще вернемся, но давай еще немного поговорим про твою учебу по обмену. Ты туда перевелась на какое-то смежное направление?Н.: Да, я училась здесь, в Петербурге, на факультете дизайна. И туда я поехала по программе обмена на такой же курс: графика и медиа.

Введите описание картинки

А.: Легко удалось попасть туда по обмену?Н.: Не очень. Я попала со второго раза, вообще-то. Первый раз я пробовала туда поехать когда училась на втором курсе, но желающих было слишком много и я просто не попадала в программу. В итоге попала в KyAMK, когда уже была на четвертом.

А.: Какие были вступительные испытания?Н.: А почти никаких. С обменом все попроще, чем с обычным поступлением, про него чуть позже расскажу подробно. А на обмен нужно было всего лишь предоставить портфолио своих работ, причем не обязательно с каких-то реальных проектов. У меня это были студенческие работы, которые мы делали на занятиях, что-то по типографике, фотографии и даже какой-то видеоролик. В общем все, что поможет вас представить как человека творческого, с развитой фантазией, обладающего достаточными навыками и направленностью, чтобы справиться с учебой. Кроме портфолио был еще тест по английскому языку, над которым я с переводчиком просидела весь день, и потом только узнала, что на него должно тратиться минут десять.

А.: Тяжело было приспособиться? Все-таки другой язык, другая страна, другая среда.Н.: Я уже упоминала, что с языком у меня было не все гладко, и я иногда не понимала, что от меня хотят преподаватели, в какой кабинет меня посылают, что просят сделать. Но, скажу честно, здесь, в Финляндии, все учителя с пониманием относятся к иностранным студентам, у которых хромает язык. Все подбадривают, мол, ничего, в англоязычной среде быстро выучишь язык. Без проблем объяснят студенту все по несколько раз. В общем, нет такого, как в России с китайскими студентами, которым преподаватель может сказать: “я тебя не понимаю, иди отсюда”. Здесь комфортно, благополучно и все стремятся помочь, так что не чувствуешь себя каким-то инородным телом. Здесь очень быстро образовалась компания классных ребят, в которую вписалась и я. Одному без друзей здесь не остаться, друзья очень быстро находятся в студенческих общагах, к тому же, здесь много русских. Так что да, никаких проблем.

А.: Так, ну а что с уже серьезным поступлением?Н.: Стыдно сказать, но после того, как я тут проучилась по обмену год, я уже не хотела заканчивать учебу в Питере. Поэтому я фактически перевелись со своей программы специалитета на бакалавриат, быстренько защитила диплом (который надо было написать за две недели), а потом уже поступила сюда. Поняла, что мне очень хочется вернуться и закончить учебу тут.

А.: Наверное, поступать было уже сложнее, чем поехать по программе обмена?Н.: Да, конечно. Не только из-за более сложных вступительных испытаний, но и из-за английского языка. Я вообще думала, подучу, подготовлюсь, а сам язык легко выучу прямо здесь. Но оказалось, что для поступления нужен уровень гораздо выше, чем был тогда у меня. Серьезно заниматься изучением языка, а тем более получать международные сертификаты у меня не было времени из-за того, что я писала диплом. Так что с первого раза я не поступила, меня подвело плохое знание языка. Из-за этого я потеряла год, но потеряла его довольно плодотворно - весь год подтягивала английский. Так что не повторяйте моих ошибок, учите язык и готовьтесь сразу. В первую очередь рассматривают тех, у кого есть сертификаты, тот же IELTS (IELTS score должен быть не ниже 6.5). Уровень английского нужен не ниже B2 (upper-intermediate), или даже C1 (advanced), потому что при поступлении часто бывает устное интервью. Но вообще, попасть сюда, в KyAMK, намного проще, чем в другие университеты Финляндии и университеты других стран. Я знаю, что в Хельсинки есть очень престижный и крутой ВУЗ, но туда и конкурс больше, и отборочные испытания строже. Мне даже немного повезло, потому что раньше этот университет в Куовола назывался KyAMK и бол довольно небольшим, а сейчас он - XAMK, крупный объединенный университет на всю юго-восточную и восточную Финляндию.

Введите описание картинки

А.: Но почему геймдизайн? Почему ты не поступила на графику и медиа?Н.: На самом деле, геймдизайн не был моим изначальным выбором, все получилось довольно спонтанно. Я хотела поступать на дизайн, но на тот год, когда я решилась, эти направления обучения на английском языке закрыли. Тогда я узнала, что есть геймдизайн. Сначала я испугалась, ведь я ничего про это толком не знала, но мне все стали говорить, мол, давай, Наташа, у тебя есть все шансы, сюда ребята после школы поступают, а у тебя уже фактически есть образование. В общем, это было довольно спонтанное решение и я не очень-то понимала, на что подписываюсь. Но как только я сюда попала, я очень увлеклась происходящим, учеба мне безумно понравилась. В KyAMK были все предметы, которые я любила, многим я уже занималась в Политехе: создание персонажей, написание своих историй. И я, человек который очень мало играл в игры, и то преимущественно в казуалки, вполне со всем справлялась. Конечно, со мной учились абсолютно влюбленные в геймдев ребята, и по началу мне не хватало вот этих базовых навыков и опыта, так что приходилось смотреть летсплеи на YouTube. В общем, втянулась.

А.: Ну при поступлении испытания, наверное, отличались от тех, которые были для программы обмена?Н.: Да, конечно, все было намного серьезнее. Во-первых эти экзамены можно сдавать по месту жительства в каких-то крупных городах. У нас это, я точно знаю, Москва и Петербург и вроде бы еще Петрозаводск, но этот момент вот нужно уточнить. Мне же показалось целесообразным сдавать экзамены в Финляндии потому что я уже знала что здесь к чему. Каждый год испытания немного отличаются, но общая идея примерно одинакова.Первое испытание - это проверка знания английского языка. Это может быть интервью один на один с экзаменатором, а может быть групповая беседа с другими четырьмя-пятью абитуриентами. Дается какая-то тема, которую вам всем нужно обсудить, например: “Представьте, что вы команда по разработке и вы делаете такую-то игру, и вот у вас возникла вот такая проблема. Как вы ее будете решать?”. В общем, проверяют адекватность абитуриентов, способность вести беседу на английском, активность. Здесь очень важно показать себя, потому что может получиться так, что если даже вы хорошо знаете язык, но в группе будет кто-то, кто знает его лучше, или просто будет активнее вас, то этот человек начнет говорить больше всех, и просто не даст вам вставить ни слова. Ни в коем случае нельзя стесняться, нужно заранее подготовиться, повторить какие-то вводные фразы на английском, может, с друзьями попрактиковаться. Главное не молчать!Основная часть - это различные творческие задания. Когда я поступала, на все про все давалось целых шесть часов с перерывами на обед и прочим, времени предостаточно, но лучше все равно собраться и не растекаться по этим часам особо. Первое задание основной части - это рассказ о себе. Эссе, которое будет рассказывать о том, почему вы хотите поступить именно в этот ВУЗ, почему вы выбираете именно геймдизайн, какие навыки у вас есть, чтобы успешно здесь учиться, какие хобби и увлечения, которые указывают на то, что вы творческий и разносторонне развитый человек. Здесь можно обо всем на свете писать: и о том, что вы любите рисовать, и о том, что в пять лет фотографией занимались, и о том, что любите динозавров и вам нравится рисовать всяких монстров. Все что угодно. Я думаю, что мотивацию свою любой человек сможет аргументировать. Важный момент - это упомянуть, что вы очень любите групповую работу. Для Финляндии очень важно умение работать в группе, сами финны не очень разговорчивый народ, и их очень стараются мотивировать всеми правдами и неправдами на активное взаимодействие в коллективе. Даже если вы скажете, что занимались командным спортом - это уже будет плюсом.Второе задание основной части - это задание на придумывание сюжета, разработку концепта игры и отрисовку персонажа. Как правило, дается какое-то конкретное задание, например: “Персонаж вашей игры - квадрат”, и все, придумывай что хочешь, но ты должен обосновать почему он квадрат, придумать его историю, придумать чем он полезен, чем важен. Это не обязательно должна быть какая-то огромная полномасштабная концепция, а то мне сначала показалось, что я должна целую вселенную тут создать, но достаточно будет придумать даже самую простую мобильную игрушечку, главное, чтобы сам концепт был стройный и ладный. Ребята вот придумали игру, в которой персонаж-квадрат - это почтовый конверт, который летит по экрану и собирает сообщения. И завернули это все в сюжет про забывчивого почтальона, который растерял все сообщения, а конвертик, вот, ему помогает. Также здесь нужно будет рисовать, это очень важно, даже важнее, чем письменная часть. Нужно будет нарисовать основной экран игры, которую вы только что придумали, расположить на нем кнопки интерфейсные, может быть, нарисовать скетч уровня, в общем, как-то проиллюстрировать вашу концепцию, геймплей. Понятно, что в такой стрессовой ситуации все хочется сразу красиво сделать, но я на своем горьком опыте поняла, что лучше сначала накидать все схематично, а потом уже прорисовать как следует, если останется время. Правда, при оценке работы на технику рисования тоже смотрят, может поэтому мне и добавили баллов за мои хорошо прорисованные детали. Но гораздо важнее хорошо все сделать с точки зрения механики и логики: грамотно расположить кнопки, красиво преподнести идею. Часто интерфейс нужно также обосновать - для чего у вас какая кнопка. То есть, работу, на которую специалист обычно тратит недели, вам предлагается сделать всего за полтора часа, поэтому лучше заранее подготовиться, поиграть в игры разных жанров, обращая пристальное внимание на интерфейс. На этом этапе смотрят в первую очередь даже не на оригинальность вашей идеи, а на то, насколько в принципе интересен ваш концепт и сумели ли вы его преподнести.

А.: То есть, умение рисовать - ключевое на вступительных экзаменах?Н.: Умение рисовать необязательно, но оно является очень большим плюсом. Со мной рядом поступали ребята, которые очень плохо рисовали, но они немного подготовились к этой рисовательной части. Если вы понимаете, что если не умеете рисовать, придумайте заранее несколько самых простых мультяшных персонажей чуть-чуть потренируйтесь перед вступлением их рисовать, потом можно будет свой сюжет под них подогнать. Позже, на занятиях, вас научат рисовать, так что ничего страшного. Если вы прекрасно рисуете, но не можете структурированную и интересную концепцию выдать - то какой с этого толк? Рисование - важный навык, но не ключевой. Но поступая сюда, нужно понимать, что рисовать придется много, поэтому даже если вы совсем не умеете, вам это должно хотя бы нравиться. Здесь будут курсы по созданию персонажей, бэкграунда, интерфейсов, и все это надо будет в редакторах рисовать, а не просто на бумажке.

А.: Что за ребята, с которыми ты училась? В основном финны?Н.: Да, когда я поступала у нас был не слишком-то такой международный коллектив, большая часть была финнов, процентов 70-80. Было несколько русских ребят, включая меня - четверо, что довольно много для группы из двадцати человек. Были студенты из Чехии, Эстонии, Польши, даже из Англии и США. В общем, такой довольный разношерстный коллектив. Сюда многие ехали, потому что в Финляндии раньше было бесплатное образование, и по итогу обучения ты получаешь международный сертификат, который котируется не только в Финляндии, а и в любой европейской стране. Например, я сейчас уезжаю работать в Швецию, и моего работодателя полностью устроило мое образование. Кстати, обучение и сейчас бесплатное, но для граждан евросоюза.

А.: Студенты-геймдизайнеры. Как бы ты их описала?Н.: Очень разносторонние люди, у всех очень много разных увлечений и хобби. Был парень из России, который просто обожал гонки, залипал в них днями и ночами, мечтал создать когда-то свою игру в этом жанре. Другой очень любил пиксель-арт, очень круто рисовал в этом направлении и вообще увлекался олдскульными играми восьмидесятых. Он всегда хотел именно в чем-то таком работать, с классическим рисованием у него не ладилось и он все время делал пиксель-арт проекты. И кстати, впоследствии нашел себе работу пиксель-арт художником, хотя никто не верил, что это возможно. Пара ребят очень любили писать, в свободное время они прямо романы писали, эти ребята были на сюжете сконцентрированы. Вообще, представление о геймдизайнере там и в России очень сильно отличается. В России геймдизайнер в основном уровни собирает, или документацией занимается, а здесь эти функции воспринимаются как какие-то общие дисциплины, и ты во время обучения приобретаешь какой-то уклон - программирование, рисование, моделирование, нарратив.

Введите описание картинки

Вторая часть: https://teletype.in/@mistle/8200