December 8, 2020

Привычка критиковать себя. Кто такой Внутренний Критик?

В своей консультационной практике, я очень часто сталкиваюсь с безжалостной самокритикой. Многие клиенты категорически обесценивают свои достижения, очевидные успехи и позитивные личностные качества.

«Я не способен на это!»

«Я совершенно не привлекательна!»

«Я не заслуживаю успеха!»

«Другие в моем возрасте добились гораздо большего!»

«Такую как я невозможно полюбить!»

«У меня нет никаких талантов!»

«Я постоянно всё порчу!»

Это лишь небольшая подборка фраз, которые я регулярно слышу от взрослых самостоятельных, и в целом достаточно благополучных людей.

Знакомы ли вам подобные формулировки? Звучат ли они настойчиво и в вашей голове?

Если да, то у меня для вас плохие новости. С вашим внутренним критиком что-то не так...

Здесь стоит сказать, что в способности критически себя оценивать, как таковой, нет ничего страшного. Скажу даже больше, умеренная самокритика это необходимое условие психологического здоровья, адекватной самооценки и нормального взаимодействия с окружающими.

Но когда внутренний голос становится невыносимо громким и жестоким, а всё сказанное им болезненно ранит вас, заставляет постоянно думать о своей несостоятельности, а иногда даже лишает вас воли к жизни, то вы, скорее всего, имеете дело со своим патологическим критиком.

Патологический внутренний критик постоянно отравляет вашу жизнь и подрывает ваше самоуважение. Это как раз тот, кто:

  • Постоянно сравнивает вас с окружающими. Причем в этом сравнении вы почти всегда проигрываете;
  • Устанавливает завышенные, иногда откровенно нереальные стандарты, а затем обвиняет вас в том, что вы не способны им соответствовать;
  • Стремится жестоко наказать вас, даже за самый незначительный проступок;
  • Читает мысли окружающих, и очень убедительно уверяет вас в том, что ваши коллеги, друзья или близкие считают вас бездарным, глупым и неинтересным человеком.
  • Крайне преувеличивает все ваши недостатки и ошибки, но совершенно не замечает достоинства и успехи.
  • Постоянно напоминает вам о ваших неудачах.

Внутренний критик – это ваш крайне опасный и коварный враг. В определённой степени, он влияет на ваше мышление, и, как следствие, на вашу жизнь, даже в большей степени, чем вы сами.

Но есть и хорошие новости. Внутренний критик не обладает своей собственной волей, он лишь является частью вашей личности. Поэтому при должном внимании к самому себе, к своим мыслям и чувствам вы можете научиться анализировать, подвергать сомнению и даже опровергать его слова.