March 27, 2021

Британская легкоатлетка Эйлид Дойл – про беременность и материнство. Интервью Athletics Weekly

Беременность и материнство – это прекрасное время для каждой женщины. Но всё усложняется в разы, если ты – профессиональная спортсменка. Британская легкоатлетка Эйлид Дойл рассказала, как она справлялась с трудностями становления мамой и почему она никогда не упускала из виду свои олимпийские мечты.

Личное фото автора

Если брать шкалу от 1 до 10 общей физической подготовки, то Эйлид считает, что сейчас находится примерно на уровне 6-7 баллов. Неплохой результат для 33-летней спортсменки, сыну которой в этом месяце исполнится год. «Я действительно хорошо тренируюсь, - говорит Дойл - делаю фартлеки, забегания в горку, интервалы. Единственная проблема – это то, что из-за коронавируса я не могу ходить в тренажерный зал и делать силовые тренировки, а также использовать барьеры. Но это не так страшно, ведь я могу делать все базовые и фундаментальные тренировки, которые мне необходимы». Эйлид ー прагматичный человек и поэтому восприняла свое материнство достаточно спокойно. Когда она объявила о своей беременности в 2019 году, то сразу сказала, что не уходит на пенсию, а просто делает перерыв. Бронзовый медалист Олимпийских игр-2016 в эстафете 4х400 метров и чемпионка Европы-2014 в беге на 400 метров с барьерами, решила, что Олимпиада в Токио 2020  - вполне реалистичная цель для её возвращения. Хотя в тот момент она больше рассчитывала вернуться в качестве члена эстафетной команды, нежели в индивидуальном виде. И с этими мыслями она была нацелена оставаться настолько активной во время беременности, насколько это возможно. «В принципе, мне повезло с моей беременностью, я нормально себя чувствовала и могла продолжать тренировки почти до самого конца. В основном, я делала тренировки для поддержания своей общей физической подготовки, у меня были большие, но низкоинтенсивные объемы. Я делала много кардиотренировок, выходила на пробежки, делала фартлеки и горки  - примерно также, как мы делаем в зимний подготовительный период. Мне нравились эти тренировки, мне правда нравится просто выходить, чтобы побегать. Бег – это лучшее, что может быть со мной. И только когда я стала уже достаточно крупной и мне стало некомфортно бегать, я заменила его на плавание. До легкой атлетики я ходила в секцию плавания, и мне до сих пор нравится ходить в бассейн. Именно поэтому я могла хорошо и с удовольствием тренироваться, без риска получить травму».

Личное фото автора

Эйлид Дойл – успешная спортсменка, помимо бронзы в эстафете на Олимпиаде в Рио-2016, а также золота чемпионата Европы-2014 в Цюрихе на 400 м с/б, ей принадлежит национальный рекорд Шотландии в длинном барьерном беге и гладких 400 м в помещении.

Но, несмотря на это, иногда она всё же чувствует, что вынуждена соответствовать каким-то несуществующим нормам.«В нашем мире, который очень сильно подвержен влиянию соцсетей, бывает очень сложно принять свою норму на сегодняшний день, понять, что то, что ты делаешь – это норма именно для тебя. Во время беременности я чувствовала очень сильное давление. Я смотрела на других беременных, что они делали и что выкладывали в сеть, и мне всё время казалось, что я делаю недостаточно. Может, я прекратила бегать раньше, чем можно было? А может, другие тренируются лучше и больше? Хотя я бегала до конца октября, в итоге было 3 месяца, когда я не бегала вообще. У меня был довольно большой живот, и мне было очень некомфортно. Я не получала никакого удовольствия от бега, и, поэтому, вообще забросила его». В то время как триумфы каких-то незнакомцев были в онлайне, настоящие чемпионы показывали свой класс на чемпионате мира в Дохе-2019.

Достижения женщин, которые недавно стали мамами – например, Шелли-Энн Фрейзер-Прайс ー (выиграла две золотые медали в беге на 100 м и в эстафете 4х100 – прим.авт.), или Ниа Али (победившей в беге на 100 м с/б)  - оказали на Эйлид очень вдохновляющее воздействие.

«В какой-то момент я была в той точке, что думала – что же случится, когда у меня родится ребенок, как я справлюсь со всем этим. Я помню, как смотрела по телевизору интервью Шелли-Энн, и думала – хмм, она смогла. А я? У меня даже было чувство, что все, что она говорила про материнство, было сказано лично мне. Как будто, это был не чемпионат мира, а чемпионат мам. И если я когда-нибудь была в сомнениях, возможно ли вернуться в большой спорт после рождения ребенка, то вот они, доказательства, их показывали по телевизору». Дойл прочитала много исследований по восстановлению после беременности и родов и продумывала возможные варианты своего возвращения на стадион. Но реальность такова, что опыт каждого – уникален, и она не знала, что ждет именно ее. В то же время, ее муж и тренер Брайн, совместно с ее физиотерапевтом разработали план, в который включил лучший и худший вариант развития событий. Но все равно, он был очень примерный и неточный, вплоть до самого момента рождения сына. Она признается, что ей действительно очень повезло с родами, все было в порядке. «В те первые несколько недель после родов, когда я поняла, что даже немного опережаю лучший сценарий, который мы продумывали, я осознала, что это все потому, что роды прошли максимально естественно и все было бы абсолютно по-другому, если бы у меня было КС. В тот момент моей целью все еще был Токио (тогда его ещё не отменили), но речь шла только об эстафете. В барьерах более высокие стандарты, и поэтому сценарий, где моё возвращение было бы в индивидуальном виде, был абсолютно невозможен. Я хотела быть частью эстафеты, пусть даже не финальной четверки (в эстафетной команде может быть до 6 человек, при этом 50% команды могут быть заменены для участия в финале – прим.авт.)».

Основной целью для Эйлид на первой неделе своего материнства было войти в новый ритм жизни. Но уже после того, как она прошла все медицинские осмотры, она стала потихоньку заниматься пилатесом и скандинавской ходьбой, чтобы добавить в свою жизнь хоть минимальную активность. Она сконцентрировалась на микро целях – как в тренировках, так и в материнстве. Каждый день она заполняла небольшой опросник для своего врача, который отслеживал, как она себя чувствует физически и психологически, и отмечала какие-то моменты «красным флагом» - для более тщательной проработки. «Мы находились на той стадии, что понимали – если я действительно хочу вернуться, то нужно бросать себе вызов. Но естественно, мы не хотели загнаться так сильно, чтобы откатиться назад. В какой-то степени, мы ходили по острию ножа и врач хотел убедиться, что я не делаю ничего такого, что могло дать мне негативный эффект. Коронавирус, конечно, повлиял на наши планы, но не то, чтобы очень сильно. Токио по-прежнему остается нашей целью, но немного сменился конечный вектор. Я понимаю, что теперь у меня есть один дополнительный год для подготовки, и поэтому вполне реально подготовиться к индивидуальному виду – 400 м с/б. В 2020 году все мои тренировки были посвящены 400 м. Но в сентябре, перед зимним периодом, Брайн спросил меня, смогу ли я пробежать барьеры. Я ответила, что думаю, да, я смогу, хотя уже сто лет прошло с того момента, когда я в последний раз их делала. Барьеры – это очень специфическая вещь и мне было важно начать делать их в том же объеме, что и тренировки в зале, но в то же время, самое главное, это не получить травму. Я стала старше и у меня родился ребенок, и я очень хочу быть уверена в том, что я делаю все правильно и нигде не ошибусь. Я понимаю, если у меня будет травма, то это будет конец, game over. Я уже не могу позволить себе что-то упустить.

Личное фото автора

Я очень требовательна к себе именно в барьерном беге, и знаю все цели, которых мне нужно достичь в своих тренировках. Я должна бегать их с закрытыми глазами, и видеть, что прогрессирую. В противном случае, я не хочу выходить на старт и бежать абы как. В целом, сейчас все в порядке, но когда начнется лето, это будет совсем другая история».

Дойл тренируется в манеже и планирует открыть уличный сезон в конце апреля – начале мая. И как только они выйдут на стадион, она начнет тренироваться еще усерднее, ведь она ясно осознает, как далеко она продвинулась со своей первой тренировки в марте 2020 г. «Я помню ту свою первую тренировку очень четко – смеётся Эйлид. Она открыла мне глаза на вещи, которые люди обычно не обсуждают. Например, как влезть в спортивный топ, если ты кормишь грудью? Когда я была беременна, то думала, в основном, о своем ребенке – как он будет спать, есть, смогу ли я оставлять его, чтобы тренироваться и т.д. Но я ни разу не подумала о том, что поместить свою грудь в спортивный топ будет задачей посложней всех этих. Я помню, что когда я побежала, то абсолютно не чувствовала свой организм. Брайн кричал мне – помедленнее, помедленнее, а я бежала и думала – Господи, это не моё, я просто бегу в каком-то чужом теле! Ничего не работало так, как оно должно нормально работать, весь организм был слабым и неустойчивым. Это было ужасное состояние, на единицу по шкале от 1 до 10».

Но несмотря ни на что, Эйлид справилась со всеми трудностями. Без сомнения, Дойл является одной из самых упорных спортсменок Великобритании и не нуждается в том, чтобы соответствовать каким-то идеалам из соцсетей. У неё есть цель и к Олимпиаде в Токио 2020 она будет именно там, где она должна быть. 

Смотрите также -  интервью с Ольгой Мазурёнок, белорусской бегуньей и мамой, чемпионкой Европы, победительницей ряда крупных международных забегов на шоссе, рекордсменкой Белоруссии в марафоне и полумарафоне, участницей летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.