April 8, 2019

Ремчуков удивился новости об уплотнении в кварталах реновации. Или сделал вид?

Фрагмент интервью председателя Общественной палаты Москвы, главреда "Независимой газеты" Константина Ремчукова касательно новости "Коммерсанта" об уплотнительной застройке кварталов реновации.

Полная версия - здесь.

_____________________________________________________________________________

О.Бычкова

― Мы продолжаем программу «Особое мнение». У микрофона — Ольга Бычкова. С особым мнением Константин Ремчуков, главный редактор «Независимой газеты». «Коммерсант» написал сегодня о проектах строительства высотных кварталов в Москве вместо сносимых пятиэтажек, вот этой самой реновации. Появились подробности. В реновации обнаружилось утроение площади, — пишет «Коммерсант». Хотя говорилось о том, что там будет не более четверти прироста этой площади — раньше обещали чиновники.

В общем, если коротко, то смысл в том, что людей там предполагается заселить намного больше, этажей там будет тоже намного больше. При этом мало парковок и мало озеленения. Сомнениям подвергаются эти планы? Что вам известно об этом?

К.Ремчуков

― Я тоже прочитал сегодня «Коммерсант». Мне известно столько, сколько и вам. Я думаю, что там же сейчас общественные слушания должны проходить по каждой из площадок. И жители, которые там есть, должны принимать участие.

О.Бычкова

― Там 6 микрорайонов в Москве.

К.Ремчуков

― И вот эти территории с микрорайонами — жители — должны высказываться. Я тоже, когда прочитал, что в три раза, в каком-то районе даже в четыре раза почти. Метрогородорк у парка Лосиный остров. Демонтировано 74 дома, 428 тысяч квадратным метров, — пишет «Коммерсант», — а здесь должны возвести 30 жилых комплексов площадью почти 1 миллион 23… Это почти в четыре раза. Это, конечно, уплотнение жизни, особенно если нет парковок. Поэтому я считаю, что москвичи должны активно принимать участие в этих слушаниях и высказывать свою точку зрения по этому поводу.

О.Бычкова

― А это помогает?

К.Ремчуков

― Ну да. Общественные слушания. Без них никак нельзя принимать никакие решения.

О.Бычкова

― Но не совсем, по-моему, так.

К.Ремчуков

― Без проведения общественного слушания невозможно разрешить никакого строительства.

О.Бычкова

― Да. Там, как я понимаю, правило такое, что общественные слушания должны быть проведены. По результатам общественных слушаний там же не выносится никаких вердиктов, никаких рекомендаций. Никто не обязан выполнять волю участников общественных слушаний. Если они все скажут, что нет, например, нам это не нравится — нет никого условия…

К.Ремчуков

― Нет, мне кажется…

О.Бычкова

― Да, это так. Конечно, я это наблюдала просто сейчас по одному из этих громких дел в центре Москвы. Там просто важно, чтобы была поставлена эта галка, что провели общественные слушания. Другое дело, что может подняться какая-нибудь страшная волна, и тогда уже просто волевым решением политически будет принято решение, что нужно как-то притормозить, как, например, с домом Булошникова происходит. Но, в принципе, никакой обязанности в этом нет.

К.Ремчуков

― Мне-то казалось, что нет. Потому что когда принимали документацию по градостроительному… как-то назывался… в общем, что-то такое землеустройство Кодекс… такой многостраничный документ. Мне казалось тогда, что на общественных слушаниях должны присутствовать люди из близлежащих к этому месту… И они высказываются. Если они высказываются против, то строительство не будет проводиться.

О.Бычкова

― Там просто все мило обмениваются мнениями, ставят вот тут галочку, что слушания проведены. И дальше все идет по первоначальному плану. Обычно так бывает.

К.Ремчуков

― Ну, что я могу сказать — что власти надо побольше общаться с народом. У меня такое ощущение, что после всех выборов власть стала поменьше общаться с народом. Это ошибка. По определению, с одной стороны, увеличивающиеся масштабы преобразований являются толчком к тому, что у людей появляется точка зрения. С другой стороны меня жизнь людей, эти социальные медиа, ВКонтакте, в Фейсбуке группы. У всех есть точка зрения. Вот, мне кажется, процесс неостановим того, что каждое действие, равно как и бездействие является предметом обсуждения. Поэтому власти прятаться не стоит. Это бесперспективно.

И мой призыв к властям всех уровней: запасаться аргументами, выходить к людям, слушать их аргументы, искать компромисс. Потому что в большой столичном городе, где много образованных неравнодушных людей, по-другому, мне кажется, нельзя. И то, что я вижу очень мало объяснений, если честно, меня это удивляет.

О.Бычкова

― То есть по-другому все-таки можно.

К.Ремчуков

― В смысле общаться?

О.Бычкова

― Ну да. Вы говорите, что по-другому нельзя, если не общаться, но пока мы видим, что только…

К.Ремчуков

― Нет, просто не получится так, как надо. Когда я говорю — нельзя, имеется в виду не фиксация конкретного поведения в сегодняшний день. Я имею в виду итог какой-то. А итог может быть: драматическое снижение рейтинга, нарастание недовольства, протест драматическим образом увеличивающийся в размерах. Все-таки людей, чаще всего, оскорбляет нежелание с ними говорить.

Если проблема содержательная и у нас есть точка зрения — у вас одна, у меня другая, как, например, на Зеленского и Трампа, — то мы можем говорить с вами, та и другая проблема нас все-таки касается не так горячо, так застройка многоэтажными высотными домами, — то, конечно, в ходе разговора, когда ты предъявляешь аргументы и люди слышат, если у тебя сильная позиция, почти всегда можно убедить людей, которые не политизированы, которые содержательно ищут ответ, либо, наоборот, услышать, что они говорят так и представить себе пробки на выезде из этих микрорайонов многочасовые в последующем, если представить, что они все заселились и если, как пишет «Коммерсант» там нет парковок, как они будут туда добираться, во что превратиться их жизнь по утрам — это же воспроизводство недовольства, протеста, плохого настроения. А я так понимаю, что весь смысл создания Москвы как города добровольного радостного совместного проживания — как бы эта философия противоречит тому, что это город по воспроизводству недовольства и протестов.

О.Бычкова

― Да. Вот Таня нам тут же пишет, что мы в Тропарево-Никулино активно протестовали против уплотнительной застройки — 3 высотки и дорога — и на митинги выходили и тысячи подписей вроде сдали, но детские площадки снесли, гаражи носят, деревья срубили. Идет стройка. Ну вот, это только один из многих примеров.

К.Ремчуков

― Я могу сказать, что в сентябре будут выборы в Мосгордуму. Процесс такой, очень активный. Мосгордума — орган важный в Москве. Поэтому, мне кажется, есть возможность принять участие активное в этих выборах.

О.Бычкова

― Да, это важно то, что вы говорите сейчас и напоминаете.

К.Ремчуков

― 8 сентября выборы. Просто не проигнорируйте. Сформулируйте повестку для тех людей, которые, как вам кажется, будут точнее. Тогда протест переходит на более формализованный уровень — на уровень Московской городской думы.

О.Бычкова

― Да. Нельзя к этому относиться к каким-то неважным выборам. Президентские — да, это круто. А в Мосгодуму — это так, не о чем. Не пойдем. Вовсе даже нет.

By Снос пятиэтажек