Жизнь
September 4, 2022

Зи

Привет! Сегодня я хочу рассказать о месте, которое за последний год стало очень много значить для меня. Речь пойдёт про завораживающий и такой уютный дом компании Зингер. Да-да, речь пойдёт об офисе компании ВКонтакте. Но я не хочу повторять одну из тысяч статей-туров по известным местам Петербурга, я хочу поведать целую историю.

Сегодня мы с тобой совершим путешествие, которое я, вот уже на протяжении года, совершаю каждый будний день. Когда-то я писал про спешку в жизни, сегодня же неспеша посетим самое известное здание с куполом в прекрасном городе Санкт-Петербурге.

Мне давно хотелось написать о каком-то моменте своей жизни, но всё не находилось темы. Сегодня в голову пришла идея рассказать про место, видевшее мои слёзы; место, в которое приходишь, потому что хочется вернуться; место, наполненное приятными воспоминаниями.


Это утро началось с ярких лучиков солнца, сумевших пробраться сквозь плотный барьер из тёмных штор. Кому-то нравится просыпаться от лучей солнца, щекочущих и согревающих лицо. Мне же, напротив, приятно просыпаться от дуновения ветра, от естественных звуков природы. Вместо громкого будильника я предпочитаю вставать под слегка ударяющие по руке вибрации от часов. Уже с самого утра слышен звук шумного Московского проспекта. Я живу от него в двух кварталах, но звукам удаётся совершить столь нелёгкий путь от колёс проезжающих машин до моего окна.

За этот год я заметил, что зимой в Санкт-Петербурге слишком холодно, а летом слишком жарко. Как будто бы здесь нет дня, когда погода была бы такой, как ты хочешь, она здесь очень непредсказуема. И на каждое погодное условие я нашёл свой способ добираться до работы. Конечно, всё это находилось не сразу, а методом проб и ошибок.

Сегодня же день выдался солнечным, а потому на работу мы поедем троллейбусом. Я уже говорил тебе, насколько сильно я люблю троллейбусы? — Очень сильно. Для меня не составило бы труда всю жизнь перемещаться по городу только на троллейбусах и трамваях. Неспешно продвигаясь сквозь непохожие друг на друга здания, можно заметить остающийся позади парк Победы. Мы обязательно прогуляемся по нему, но в следующий раз.

Путь до Зингера на троллейбусе № 17 достаточно однообразен, ведь бó‎льшая его часть проходит по тому самому Московскому проспекту. Для меня он особо ничем не примечателен. Разве что пара-тройка сталинок, находящихся возле моего дома, может зацепить взгляд недавно прибывшего в город человека. Следующий час мы проведём в компании бабушек, следующих в неизвестном мне направлении ранним утром, школьников, уже опоздавших на первый урок и одной из трёх кондукторов.

Наш троллейбус свернул с Московского проспекта на Гороховую улицу — а это отличный повод показать тебе наш второй офис, находящийся в здании универмага «Au Pont Rouge». Если ты захочешь, то в один из дней мы посетим и его. Фасад этого здания также прекрасен, как и его купол, возвышающийся над городом на Неве. Можно даже пошутить, что ВКонтакте специально находит офисы именно с куполами.

Сделав небольшой крюк мимо здания адмиралтейства, мы движемся по Невскому проспекту прямо до Казанского собора. Троллейбус заканчивает своё движение около ресторана Терасса, откуда открывается прекрасный вид на два потрясающих купола: Казанского собора и дома компании Зингер.

Прямо возле остановки раньше располагался Starbucks, теперь же это помещение лишь напоминает былые времена и даёт ложную надежду своей табличкой с надписью «Скоро мы встретимся вновь». И хотя люди способны адаптироваться к любым условиям, я с приятной грустью вспоминаю, как сидел в этом месте холодной зимой и пил имбирно-пряничный латте под чудесные рождественские хиты. Если мои рассказы о Starbucks навеяли тебе желание выпить кофе — мы зайдём в Скуратов или Сёрф прямо рядом с офисом. Там можно взять достаточно вкусный холодный кофе, ведь последние дни в Санкт-Петербурге стоит невыносимая жара.

И вот, перед нами находится то самое здание — Дом книги, дом компании Зингер, кафе Зингер или, как его ласково зовут сотрудники ВКонтакте — просто «Зи». Последние месяц с небольшим в этом здании нету Дома книги и кафе, потому туристы вынуждены наслаждаться этим архитектурным чудом лишь снаружи. Тебе же выпала возможность заглянуть внутрь и узнать о нём больше.

Первое, что можно заметить, войдя в здание — исторические лифтовые шахты и поражающую воображение мраморную лестницу. На этой лестнице вплоть до 7 этажа расстеляна красная ковровая дорожка. По бокам расположены два лифта, которые имеют дополнительные металлические двери. Они напоминают старинные лифты, где помимо основной двери была дополнительная. Но так как мы хотим посетить все возможные этажи — подниматься будем по лестнице.

Первые два этажа мы пропустим, так как там в обычное время располагаются кафе и книжный. На третьем этаже перед нами открывается просторный атриум со столиками и креслами. Всего лишь год назад я сидел здесь и заполнял свой трудовой договор. Днём весь атриум заливает солнечный свет, превращая это место в самое спокойное и подходящее для поиска вдохновения. А ещё здесь можно увидеть балкончики, на которых иногда сидят и работают сотрудники ВКонтакте. Все этажи, начиная с третьего, делятся на два крыла, поэтому в первое время можно запутаться, в какую же дверь идти.

С одной стороны третьего этажа находится наша главная кухня — место встречи сотрудников в обеденное время. Здесь никогда не стихают разговоры, а ещё отсюда открывается потрясающий вид на Казанский собор. Пока мы отсюда не ушли, можно сделать кофе и прихватить с собой пару сырков от Ростагрокомплекс (бывшие Б. Ю. Александров).

В противоположном крыле расположились самые чудесные люди этой компании — дизайнеры. У нас всегда царит позитивная атмосфера, а иногда на всё крыло играют какие-нибудь песни. Днём всё крыло освещено лучами, отразившимися от дискошара на подоконнике. Таким способом мы впустили к себе больше естественного света. Если нам очень повезёт, то мы застанем маленькие радужные полоски. Они появляются от специальных наклеек на стекле, способных преломлять солнечные лучики. Именно в этом месте я ночевал во время нашего весеннего хакатона. Казалось, что это было так давно. Помню тогда меня каждые пятнадцать минут навещал охранник и проверял, сплю я или нет. То был мой первый и пока что единственный раз ночёвки в офисе. С улыбкой вспоминаю своё состояние на следующий день, так как поспать тогда мне удалось буквально пару-тройку часов. Кстати, в том хакатоне моя команда заняла второе место! Так что моя ночёвка в офисе была не зря.

Четвёртый этаж особо ничем не примечателен, разве что недавно вывешенным логотипом. Когда-то здесь был светящийся логотип ВКонтакте, но его заменил современный, глянцевый логотип VK. Кстати, между этажами на лестнице есть окна, открывающие вид на атриум. С этого ракурса люди там выглядят такими маленькими.

На пятом этаже находится стена, расписанная Покрасом Лампасом. Эти каллиграфические орнаменты встречают твой взор сразу при входе. А в глубине этого крыла есть небольшая спортивная комната, где в следующий раз мы с тобой сыграем в настольный теннис. Играть в него у меня получается не очень-то и успешно, но в хорошей компании любое занятие будет в радость. Сейчас мы отправимся на мой самый родной и несомненно самый любимый этаж. Именно на нём я проработал бóльшую часть своей жизни ВКонтакте.

Шестой этаж знаменит многим: переговоркой с самым лучшим видом на Казанский собор, кабинетом, откуда один известный Павел выкидывал деньги из окна, целой стеной с автографами различных гостей офиса ВКонтакте. Начнём пожалуй от со стены. Изучать её можно часами, сколько не водил друзей на экскурсии, каждый раз нахожу какой-то новый автограф, который не видел раньше. Эту стену можно считать неким спилом дерева под названием ВКонтакте, ведь именно по ней легко отследить всю историю соцсети, а также всех, кто когда-либо стоял на нашем с тобой месте и любовался офисом в самом центре Санкт-Петербурга. Держи маркер, можешь оставить здесь и своё послание. Оно расскажет всем, кто когда-либо будет здесь стоять, о нашем сегодняшнем визите.

На шестом этаже два крыла соединены переходом. В этом переходе и располагается самая классная переговорка с видом на Казанский собор. Собственно, она так и называется «Казанская». Сейчас здесь так солнечно, можем немного посидеть и погреться под этими тёплыми лучиками. А ещё можем оставить наше второе послание сотрудникам на доске. Однажды я написал здесь: «По жизни надо идти с улыбкой. Улыбайся чаще, твоя улыбка очень красивая». Хочется всегда делать людям приятно. Кстати, начиная со стажировки, я каждый день прохожусь по офису и обнимаюсь со своими коллегами, знакомыми. Такие, казалось бы, мелочи способны дать человеку хорошее настроение на целый день вперёд. А ещё таким образом люди понимают, что я им доверяю и чувствуют себя спокойнее. Если встретим кого-нибудь из знакомых сотрудников по пути, то обязательно наградим его порцией объятий.

В другом крыле находится переговорка «Историческая». Вон то дальнее окно, именно оттуда Павел Дуров выбрасывал деньги на Невский проспект. Ручки, как видишь, с окон сняли. Вообще это одна из самых больших переговорок. В ней мы часто собираемся командой мессенджера на групповые встречи. Однажды был тимбилдинг команды мессенджера. Тогда приехали ребята из других городов, и у нас была очная встреча в Исторической. В тот момент переговорка, которую я считал самой большой в Зингере, не вмещала даже половины собравшихся людей, поэтому ребята набрали мягкий пуфов и мы оккупировали целую переговорку.

Основную часть крыла занимает как раз команда мессенджера. Ой, если я тебе не говорил, я — продуктовый дизайнер мессенджера. Справа сидят команды разработки iOS, Android и Backend. А по левую руку расположилась команда разработки веба. Если честно, на шестом такая себе звукоизоляция, ещё и окна выходят на канал Грибоедова, так что после пяти вечера тут начинается самый настоящий концерт. Помню, спросил в один момент у Лёши (Лёша руководит разработкой под iOS), не отвлекают ли их музыканты каждый вечер. На что я получил ответ, что ко-всему привыкаешь. Зато благодаря уличным музыкантам Лёша и вся команда разработки теперь наизусть знают самые популярные уличные песни. Эта суперсобность помогает всем обитателям шестого этажа быть в центре внимания на любой вечеринке или в любом походе.

Ещё дальше находится бывший дизайнерский кабинет. Мы приняли решение переместиться оттуда, когда нас стало настолько много, что садиться на коленки приходилось в прямом смысле слова. Именно тогда нам и дали целое крыло на третьем этаже, переместив ближе к главной кухне, что несомненно можно считать большим плюсом. Сейчас же там не осталось от нас ни следа, кроме одной преломляющей наклейки на стекло, о которой я тебе рассказывал раньше. Иногда я по привычке приезжаю на 6 этаж, а затем вспоминаю про переезд и возвращаюсь на третий.

На нашем сегодняшнем маршруте остался последний этаж. Но не переживай, здесь много чего можно увидеть. В правом крыле та самая переговорка «Пыточная», известная своей мягко сказать странной атрибутикой. Выглядит она, конечно, круто, но созваниваться здесь — та ещё «пытка», ведь акустика оставляет желать лучшего.

В противоположном крыле располагается большой и достаточно светлый оупенспейс. Из-за отсутствия стен и высоких перегородок он кажется почти бесконечным, так как простирается вплоть до конца крыла. Рядом с ним находится местная кухня/переговорка, интерьер которой больше напоминает кальянную или вип зал в каком-нибудь провинциальном ресторанчике. Иногда здесь можно застать сотрудников за игрой в Playstation 5. Я же прихожу сюда за свежевыжатым апельсиновым соком и горячим шоколадом из автоматической кофемашины.

Вернёмся ко входу на седьмой этаж, ведь я нарочно провёл тебя мимо прохода к круглой и куполу. «Круглая» — это переговорка, поражающая своей ажурностью. Как уже можно понять, эта переговорка имеет форму круга, а с потолка свисает огромных масштабов люстра, элегантно дополняющая весь окружающий интерьер. Я бы даже сказал, что эта люстра является центром всей интерьерной композиции этого помещения.

Напоследок осталось самое интересное — наш величественный купол. Подняться в него можно по не самой удобной, но сохранившейся до наших времён, оригинальной винтовой лестнице. Добро пожаловать в купол Зингера! Отсюда можно увидеть все знакомые тебе места: Казанский и Исаакиевский соборы, универмаг Au Pont Rouge, Лахта-центр, Спас на крови, здание Адмиралтейства и многое другое. Если смотреть на Невский проспект из купола, то люди будут казаться такими крошечными. А ещё именно отсюда заметно, насколько сильно люди куда-то спешат. Внутри купола тоже есть лестница, она ведёт в глобус. Если тебе не страшно — можно осилить ещё один подъём. Когда-то давным-давно на этом куполе размещалась реклама компании Zinger. Этот глобус держит девушка, а потому в первый раз я очень сильно напугался, когда увидел часть её руки, когда поднялся на самый верх.

Вот такой он, офис ВКонакте — многогранный, уютный, поражающий воображение и местами смешной. Таким его сделали люди, многие из которых до сих пор продолжают делать ВКонтакте лучше. Наверное, магия этого офиса не в историческом фасаде или бесплатных сырках. Его магия в том, что именно здесь смогло собраться такое большое количество людей, которые хотят менять и совершествовать окружающий их мир. Каждый из них мечтатель, визионер и творец, а дом компании Зингер — лишь место, где все мы можем собираться и делиться своим опытом.