September 30, 2020

Моя стратегия инвестирования

Расскажу немного про свою стратегию инвестрирования.

Не так давно я рассказывал про то какие стратегии есть на рынке (на мой субъективный взгляд). Сегодня расскажу как я инвестирую сейчас.

На данный момент бОльшая часть моего портфеля уходит на трейдинг. Раньше я тоже пытался трейдить, но сейчас я полностью поменял подход. Как я делал раньше - на каком-то канале читал идею, если мне она казалась хорошей, то я покупал бумаги, либо сам пытался торговать на новостях. Львиная доля такого трейдинга пришлась на январь-февраль. Я покупал какие-то акции и продавал их потом, были прибыльные трейды, но прибыль была небольшая, а многие акции в итоге остались висеть в моём портфеле. В августе я попробовал новый подход, более профессиональный. Немного изучив теханализ, я попробовал сделать первые трейды. Ключевой момент этих трейдов - это ограничение рисков, то есть во всех своих сделках я всегда ставлю стоп-лосс. Это крайне важно. Если мы входим в позицию спекулятивно, то у нас должна быть какая-то идея, которую мы отрабатываем, и должны быть ориентиры, по которым мы определяем что наша идея не сработала. Если она не сработала, то мы просто закрываемся по стоп-лоссу.

Раньше я не ставил стоп-лоссы и если позиция уходила в отрицательную зону, то я просто оставлял акцию на долгосрок, пока она не выйдет из этой зоны. В итоге я запутался. Весь мой портфель был полон акций, просевших на 20-30%, и восстанавливаться они не спешили. Вполне возможно, что большинство из этих бумаг восстановится и даже покажет рост, но всё это может быть в оооочень отдалённой перспективе. И тут получается такая ситуация - я не хотел закрывать позиции в минус, потому что для меня это значит прямые убытки. Получается купил по одной цене, а продал на 20% дешевле. Для инвестора это нелогично. Но с другой стороны - у меня были связаны руки - я не мог купить какие-то интересные активы, потому что в моём портфеле не было свободного кэша. В итоге вот к какому выводу я пришёл (скажу честно не самостоятельно) - на самом деле мы даже как инвесторы иногда можем закрывать позицию в минус. И вот почему. Допсутим мы купили акцию какой-то неплохой, зарекомендовавшей себя на рынке, компании за 100 баксов, но коронавирус внёс свои коррективы и теперь эта акция стоит 70 баксов, и скорее всего в ближайшее время не восстановится. Что тут делают многи - они начинают усредняться, то есть покупать эту же акцию по 70 баксов, чтобы уменьшить свой средний вход. Вроде как - до короновируса это была хорошая компания, и раз мы её купили, то теперь когда она стала дешевле можем купить ещё. В целом такой подход имеет место быть, но не всегда он правильный. Если компания из цикличного сектора (например это нефтянка или круизы), то она восстановится не скоро, если вообще восстановится - в истории мы можем найти немало бумаг, которые падают долгие годы и потом не возвращаются к своим максимумам, и при это продолжают жить. Более того также есть компании, которые вполне себе существовали и здравствовали, но теперь их существование под большим вопросом (а какие-то уже подали на банкротство, в этом году таких историй немало).

Возьмём для примера компанию Carnival ($CCL). До кризиса это была вполне успешная компания. Нельзя сказать чтобы темпы её роста были какими-то супербольшими, но компания выглядела вполне прилично. Её выручка росла, прибыль тоже была неплохой, чистая маржианальность в среднем порядка 15-16%, что весьма неплохо.

Потоки компании Carnival

Компания выплачивала неплохие дивидеды, поэтому она отлично подходила тем кто выбирает дивидендную стратегию, также мы видим умеренный рост котировок, и в принципе в конце 2019 - начале 2020 мы покупаем её по умеренной цене, далёкой от хаёв - $40-50.

Цена Carnival

Но вот пандемия, круизное пароходство останавливается, компания вынуждены оплачивать огромные лизинговые кредиты, сокращать львиную долю персонала, котировки падают более чем на 70%. Что нам делать в такой ситуации, если мы застряли в этой бумаге? Конечно же мы можем усредняться, и нам будет казаться что это гениальное решение. Но на самом деле это решение не имеет никакого смысла. Ситуация поменялась и теперь бумаги этой компании уже не кажутся нам привлекательными - дивиденды компания больше не платит, штат сотрудников сокращён, выручки нет, долги нужно выплачивать. Теперь инвестиция в такую бумагу будет отвратительным решением - ведь мы даже не знаем восстановит ли она свою деятельность или подаст на банкротство. Мы можем конечно просто продолжать держать бумаги в портфеле, и если компания восстановится, то и бумаги восстановятся. Но тут вот какое дело. Допустим мы купили компанию $CCL по $50, и теперь она стоит $15. Восстановление может занять длительное время - например 5 лет. И все эти 5 лет по этой бумаге у нас будет убыток, который мы не хотим фиксировать. И вот наконец прошло 5 лет, компания подросла, и мы теперь при своих. Но мы можем также продать эту компанию, зафиксировать убыток в $35, а на эти 15 баксов купить какую-то другую бумагу из менее пострадавшего сектора, либо наоборот даже усилившегося от пандемии - например сектора здравоохранения или высоких технологий. И за эти же 5 лет эти 15 долларов могут превратиться в 100, на которые мы сможем уже купить 2 акции Carnival.

В чём суть в двух словах. Суть в том, что нам не нужно волочить с собой убыточные активы. Для начала мы конечно должны удостовериться, что они убыточные. Да они могут со временем восстановится, но это может занять большой отрезок времени, за который мы больше заработаем на других активах. Иначе говоря - нам нет нужды отыгрывать свои потери на том же активе, на котором мы их получили - мы можем отыграть их на другом активе.

Но основа всего это конечно анализ акций перед покупкой и переоценка. Переоценку мы можем делать раз в квартал или раз в полгода, либо после таких событий как пандемия и крупная распродажа на бирже. Выше я показал пример с переоценкой акций компании Carnival.

Теперь у меня есть 3 основные стратегии, которые я использую:

1) Акции роста. Здесь я покупаю акции с хорошими перспективами, недооценённые рынком на данный момент. Доля таких акций в моём портфеле не превышает 5%. Здесь я также определяю какие-то цели по цене, которой хочу достичь (тут опять же имеет место переоценка).

2) Венчур. Сюда я покупаю интересные акции с большим потенциалом - в основном это акции относительно небольших биотехнологических компаний. Про них я расскажу в отдельном посте.

3) Трейдинг. Это сейчас самая большая часть моего портфеля. К трейдингу я отношусь также как к покеру - все наши сделки не могут быть успешны, и могут быть серии неуспешных сделок, либо серии успешных сделок. За счёт чего мы тут зарабатываем? За счёт того, что успешные сделки перекрывают несколько неуспешных. Критерий на который я ориентируюсь это то, что наш профит фактор должен равняться минимум двум стоп-лоссам. Как это понимать?

Допустим мы покупаем какую-то акцию за $110 и ставим стоп-лосс на уровне $100. Риск в позиции у нас здесь составляет 110-100 = $10. Риск в одной позиции у меня не привышает 1% от депозита. При этом сама позиция порою может занимать до 20% от портфеля. То есть я ограничиваю риск стоп-лоссом, и не взирая на то что объём позиции может составлять значительную долю от портфеля, риск в ней невысокий, потому что он ограничен стоп-лоссом. Тейк-профит мы можем ставить на уровне $130. Таким образом если мы заработаем $20 на одну такую акцию, то наше вознаграждение будет в 2 раза выше риска. То есть чтобы наше мат. ожидание было равно нулю, нам нужно на одну успешную сделку получать 2 неудачных, что означает что нам надо иметь точность 33%. Конечно тут надо учитывать комиссии за сделку - они немного отъедают от нашего профита, у немного увеличивают риски. Тейк-профиты в сделках я не ставлю, так как иногда мы можем упустить большую выгоду. Но мере движения цены вверх я поднимаю стоп-лосс на новые уровни. Если же цена забралась очень высоко, то и стоп-лосс я могу поставить очень высоко, чтобы в случае отскока просто зафиксировать прибыль, а в случае продолжения движения наверх не потерять дополнительный возможный профит.

Вот так вкратце выглядит моя торговая система.