О чем книга
July 13, 2022

«Подросток»: роман о деньгах, интригах и отношениях с родителями

Самый недооценённый роман великого писателя и один из самых остросюжетных. Рассказываем подробнее о произведении и его главном герое.

Идея

Свой четвёртый роман Фёдор Достоевский закончил в 1875 году. К тому времени за плечами писателя — «Преступление и наказание», «Игрок», «Идиот» и «Бесы». В «Подростке» автор рассматривает конфликт отцов и детей, рассуждает о спасительной силе красоты и истинной вере в Бога.

Главный герой произведения — девятнадцатилетний Аркадий Долгорукий, он вступает в психологическую битву с отцом и пытается осуществить «идею Ротшильда», о которой пишет в своих заметках. В чём она заключается и кто такие Ротшильды? Ротшильды — европейская династия банкиров, возникшая в конце XVIII века. Фамилия семьи стала нарицательной, так обычно называли людей баснословно богатых и влиятельных. Получается, что Долгорукий мечтает просто разбогатеть? Не совсем так. Чтобы понять мотивы героя, необходимо обратиться к его биографии.

Деньги! Деньги! Деньги?

В начале романа Достоевский устами героя рассказывает, что Аркадий Долгорукий — незаконнорождённый сын дворянина. Поэтому с ранних лет он чувствует себя ниже окружающих, считает, что из-за происхождения люди презирают или недооценивают его. Из гордыни и уязвлённого самолюбия Долгорукий мечтает разбогатеть, но деньги для него связаны не с материальными благами; это средство достичь признания и могущества, которое поможет быть «на первом месте, всегда и во всех оборотах жизни». Деньги в представлении героя — деспотическое могущество, но в то же время и высочайшее равенство», которое «сравнивает все неравенства».

«Могущество! Я убежден, что очень многим стало бы очень смешно, если б узнали, что такая "дрянь" бьет на могущество», — размышляет в своих записках Долгорукий. «В том-то и "идея" моя, в том-то и сила ее, что деньги — это единственный путь, который приводит на первое место даже ничтожество. Я, может быть, и не ничтожество, но я, например, знаю, по зеркалу, что моя наружность мне вредит, потому что лицо мое ординарно. Но будь я богат, как Ротшильд, — кто будет справляться с лицом моим и не тысячи ли женщин, только свистни, налетят ко мне с своими красотами? Я даже уверен, что они сами, совершенно искренно, станут считать меня под конец красавцем. Я, может быть, и умен. Но будь я семи пядей во лбу, непременно тут же найдется в обществе человек в восемь пядей во лбу — и я погиб. Между тем, будь я Ротшильдом, разве этот умник в восемь пядей будет что-нибудь подле меня значить? Да ему и говорить не дадут подле меня! Я, может быть, остроумен; но вот подле меня Талейран, Пирон — и я затемнен, а чуть я Ротшильд — где Пирон, да может быть, где и Талейран?»

Поиск добродетели

Развивая свою идею «стать Ротшильдом», подросток осуждает как чрезмерное богатство, так и скупость, которая идёт от денег и, став богатым, он готов делиться деньгами с бедными. Но и это не из христианской добродетели, а для того, чтобы стать «вдвое богаче».

«Но прибавлю уже серьёзно: если б  я  дошёл, в накоплении богатства, до такой цифры, как у Ротшильда, то действительно могло бы кончиться тем, что  я  бросил бы их обществу. (Впрочем, раньше ротшильдской цифры трудно бы было это исполнить.) И не половину бы отдал, потому что тогда вышла бы одна пошлость:  я  стал бы только вдвое беднее и больше ничего; но именно все, все до копейки, потому что, став нищим,  я  вдруг стал бы вдвое богаче Ротшильда!»

Герой романа производит впечатление себялюбца, который не имея талантов, метит выше себя и готов ради достижения цели на всё. Но и это не совсем так. Аркадий Долгорукий — идеалист, и при этом крайне честный: он мечтает получить деньги законным путём, ведя аскетический образ жизни и отказывая себе в необходимом. Для проверки моральных качеств персонажа Достоевский  расставляет на его пути соблазны и силки: мошенника Стебелькова, выгодный брак старшей дочери Версилова, азартные игры младшего Сокольского, шантаж Ламберта, ростовщичество, — все они высвечивают характер героя и показывают его идеализм.

Впрочем, и сама «идея Ротшильда» (не самая благородная и возвышенная) отнюдь  не исчерпывает духовной сущности героя. Сам Фёдор Достоевский писал: «Подросток хотя и приезжает с готовой идеей, но вся мысль романа та, что он ищет руководящую нить поведения, добра и зла, чего нет в нашем обществе, этого жаждет он, ищет чутьём, и в этом цель романа».

Два отца

Важное место в романе и жизни героя занимают две фигуры — Андрей Петрович Версилов, дворянин и помещик, настоящий отец Аркадия, и Макар Долгорукий — «юридический отец», бывший дворовой человек. Версилов в сознании героя — таинственная и двойственная фигура, одновременно идеал человека и злой гений, который вносит смуту.  С ним Аркадий постоянно спорит и находится под его влиянием.

«В образе Версилова представлен весьма распространенный тип образованного дворянина, человек, желающий быть выразителем передовых национальных идей, намеревающийся служить народу и одновременно не верящий в силы, ум и способности народа, сознающий себя представителем духовной элиты», — писал исследователь романа Г.К. Щенников.

Попытки проанализировать личность отца и достичь «идеи Ротшильда» приводят героя к  Макару Ивановичу— страннику и праведнику, через которого Аркадий обретает в жизни новые цели. В романе он выражает утраченное высшим сословием духовное совершенство, к которому стремится (несмотря на свои честолюбивые мечты) главный герой. «Я вам рад. Я, может быть, вас давно ожидал. Я их никого не люблю: у них нет благообразия...», — говорит при встрече Аркадий Макару Ивановичу.

Встречи с Макаром Ивановичем меняют сознание Аркадия. Он начинает иначе смотреть на предназначение человека на Земле и к концу романа мятущийся подросток обретает нравственный стержень.

Читать «Подросток» в «НЭБ Свет»: