Культура
September 16, 2021

Инкультурация

На занятиях по Миссиологии Александр Борисович (Царство ему Небесное) говорил нам о таком явлении, как «инкультурация» — то есть практика преображения традиций народа, которому проповедуется Евангелие, пропуская их через призму христианского учения и культуры. По сути христианство мало что (а может и ничего вовсе) родило своего — нового, оригинального. Я не говорю про богословие сейчас, а именно культуру. Иконография, музыка, ритуальные обычаи в каком-то виде уже существовали то там, то сям. Христиане брали самое лучшее, что уже было и на этом языке выражали сердцевину, глубокую суть учения Христа, так, чтобы это было понятно. От того и сама христианская культура у различных народов имеет те или иные отличия, даже среди православных. Сейчас такое явление можно встретить уже намного реже, да и случаев массового крещения целых народов давно в прошлом. Потому те или иные сложившиеся христианские традиции словно законсервировались и представить себе, что могло быть как-то по другому сейчас уже довольно сложно. Это не плохо, но нужно здраво понимать, что та же иконопись не апостолами была придумана и даже письмо известной нам Владимирской иконы Божией Матери, являющееся своего рода эталоном иконописи — дело рук мастера века XII-го. От этого какие-либо попытки выразить на современном нам языке культуры православные истины воспринимаются часто в штыки. Не тронь своими погаными лапищами святыню! На давно загнившем, как известно, Западе христианство создало свой альтернативный пласт культуры в котором рэпчик и рочик о Христе — норма. В этом есть определённые плюсы и минусы. Получается гетто такое, христианское. Но у нас и этого почти нет. Ну, не люблю я песни про куполочки и свечечки, не умиляют они меня, а слушать ацкого Мэнсона человеку православному ни к лицу всё ж. Я люблю группу «Skillet» известную своими хитами «Hero», «Monster». Популярнейшая на весь мир христианская рок-банда. Они сотням и тысячам людей со сцены о Христе поют. «Skillet» приезжали к нам в Новосиб, выступали в Экспоцентре, совсем рядышком от семинарии (она в г. Оби находится, недалеко от Толмачёво). Чётко помню, как вечером, когда они за несколько километров от нас рвали меха, я мыл туалет :))) Я про то, что нужно быть чутким к таким вещам и не давать по рукам тем, кто пытается на доступном ему и другим языке донести свет вечных истин. Что-то может получаться, что-то нет. Но лучше пробовать, пытаться. Кстати вот прекрасный, на мой субъективнейший взгляд, пример — икона в стиле аниме. Здесь видно, что это не халтурка фотошопная, а прекрасная стилизация, автор трудился, дай ему Бог здоровья. Я не за то, чтобы рочик в православном аниме-храме играть — упаси нас Господь — я про другое, про религиозное искусство и его относительную свободу.

www.deviantart.com/aloron666/
cleansingfire.org