September 12, 2023

Беседа с Анастасией Рубцовой, победительницей Matterhorn Ultraks Extreme 2023

Настя, привет! Еще раз поздравляю тебя с победой на Matterhorn Ultraks Extreme! Расскажи, когда пришло решение зарегистрироваться на гонку и про процедуру регистрации: насколько я знаю, для участия нужно подтверждение горного опыта? А также про саму поездку в Швейцарию, есть ли какие-то сложности с получением визы и другие нюансы?

Нина, привет! Спасибо большое за поздравления. Откуда пришло решение - есть у нас в клубе “Я бегу” такой хороший человек Никита Матвеев, он мне и предложил пробежать эту классную сложную красивую гонку. Прислал видео с дистанции прошлых лет, я посмотрела и сразу согласилась. Он же мне помог зарегистрироваться. Так как я ни разу не бегала европейские старты, мы составили резюме для организаторов, приложили альпинистскую книжку (у меня второй альп разряд), указали, на каких вершинах и какой категории сложности я была, далее написали, что я выиграла забег на Эльбрус два года подряд, выиграла забег на Казбек, установив женский рекорд трассы скоростного восхождения, ну и еще несколько стартов. Все это подтвердили документами и этого оказалось достаточно. Предположили мое финишное время в районе 5 часов и после оплатили стартовый взнос. По поводу визы тоже все прошло спокойно, я съездила в консульство еще в мае и подалась на визу во Францию прямо у себя в городе во Владивостоке. Визы сейчас делают, главное знать, какая страна их с большим желанием выдает.

Так что особых сложностей не было, все шло ровно. Билеты в Европу я покупала практически перед самым вылетом, когда уже была на руках виза и слот на старт и я понимала, что дело за малым - только улететь.

призеры гонки, Настя посередине

Гонка известна тем, что она технически сложная и при этом безумно красивая. Какие участки показались тебе тяжелее всего? И успевала ли в режиме соревнования смотреть на окружающие пейзажи?

Да, все так и есть: гонка правда и сложная, и очень красивая одновременно . Тяжелее всего мне дались спуски, особенно в самом начале, когда еще не доверяла трассе, организаторам, просто смотрела в эту бездну, куда придется бежать. Конечно делала все очень аккуратно, опасаясь спустить на кого-то камень или самой поймать булыган сверху. А к середине первого спуска пришло понимание, что организаторы все сделали с большим умом и на этой трассе никто никого не покалечит, только если человек сам не упадет и не убьется. То есть моя скорость зависит только от меня и того, насколько я доверяю разметчикам. Тут я успокоилась, смогла расслабиться и уже более уверенно спускалась вниз.

Когда мы бежали с видом на Маттерхорн (я на него не сильно смотрела, так как успела погулять по приезду), было красиво, прикольно, но я была занята тем, что надо было переть в гору. А потом мы спустились в долину на другую сторону горы и я конечно обалдела от красоты, от ледников, множества водопадов, рек, скал, зубастых вершин - ну очень красиво! Помню это ощущение, как я бежала и волосы дыбом стояли от наслаждения!

Всем трейлраннерам конечно будет интересно послушать про инвентарь: в каких кроссовках бежала, брала ли палки, что необычного из снаряжения нужно предусмотреть?

Хороший вопрос, бежала в кроссовках Hoka Zinal - это отличные легкие стартовые кроссовки с подошвой Vibram, они меня вообще нигде не подвели. Я получила удовольствие от бега несмотря на то, что на первом же спуске набрала камушки внутрь, которые так и донесла в кроссовках до финиша. При этом ноги нигде не натерла, погода стояла сухая и кроссовки держали отлично. Палки я брала и не пожалела, они мне сильно помогли, использовала их три раза - на первом подъеме, где мы набрали в высоту 1500 метров на 6 км, на втором, да и на третьей горочке (небольшое расстояние) я их тоже достала, а перед спуском убрала.

Из снаряжения еще пригодились бы гамаши от мелких камушков и можно было одеть перчатки, чтобы браться за веревки и бежать вниз на все деньги, не боясь обжечь руки. Это прямо очень бы помогло, но я этого не могла предугадать.

А остальное, что обычно нужно для бега в горах, организаторы итак требуют в списке обязательного снаряжения: мембранка, спас-одеяло, бинт/обезболивающее/обеззараживающий стрептоцид, без мини-аптечки  я вообще не бегаю.

Из еды брала 5 гелей и 2 фляги с изотоником, еще доливала воду на леднике, иначе бы литра на гонку не хватило. Вот в общем-то и все, ничего особого больше не надо. Ну еще кепочка была на мне )).

Читала твои впечатления о забеге в соцсетях, о предстартовом волнении и словах тренера Елены Рухляды “ожиданий нет, есть интерес”. То есть для тебя это была некая “terra inсognito”, когда сложно спланировать тактику забега по отношению к трассе и соперникам. И поэтому особенно интересно, как для тебя прошла гонка и в какой момент ты оказалась впереди всех девчонок?

Да, мне крайне сложно было вообще что-то спланировать на этот забег, предстартовое волнение присутствовало. Старалась всю эту энергию направить в какое-то хорошее русло, чтобы не переволноваться и  не перегореть перед стартом. Конечно мне помогло наставление тренера, мы созванивались, Лена сказала  “Настя, не переживай, все участники такие же люди”, так оно на самом деле и оказалось )). Я боялась и высокой конкуренции, и самой трассы, так как не проходила на соревновательной скорости такие участки, переживала за спуски. И еще меня не отпускало чувство, что от меня все ждут результата, поэтому написала в чат длинное сообщение друзьям - сняла с себя эти обязанности по ожиданиям и мне полегчало.

И на старт уже вышла совершенно спокойная, в предвкушении предстоящего дня, я чувствовала силу в ногах, настроение было отличным, понимала, что сделаю все, что смогу. Побежала с удовольствием, хоть мне и было тяжело в начале. В первый подъем мы немного потолкались с девчонками, ближе к его середине вышла на третью позицию, шла почти на максимум с небольшим запасом и видела, что вторая девочка недалеко и первую тоже могу догнать. Дальше, на технически сложном участке, где надо местами подлезать по скалам, я вторую девушку и обогнала, при этом она похлопала меня по плечу и мы пожелали друг другу удачи. А на втором подъеме догнала и обогнала первую бегунью. Она очень хорошо шла в гору с максимальной скоростью даже без палок, но спуски и ровные участки ей давались сложнее. Но это гонка и нужно уметь все. В итоге она прибежала в этот раз на финиш четвертой, такое тоже бывает, возможно кто-то ускорился в конце на длинном спуске.

Так я оказалась впереди с группой парней, которые тоже меня поддерживали и показывали путь. Весь заключительный спуск я держалась бегуна, который был техничнее меня, но я старалась не отставать. Когда уже бежала по Церматту, то понимала, что все, впереди меня никого нет, слезы подкатывали к глазам и увидев финишную ленту не смогла сдержать свои чувства.

Ты так ярко описала свои впечатления, будто своими глазами рядом с тобой все это увидела и почувствовала!

По поводу участников, общалась ли ты перед забегом с девчонками из других стран? И как по твоему,  уровень подготовки российских трейлраннеров вырос за последние годы?

Нет, вообще ни с кем не общалась, ни с девчонками, ни с мальчишками, так как просто с ними не знакома. Но подписана в инсте на европейских трейловых бегуний, потому что интересно следить за ними.

По поводу подготовки, конечно я не могу отвечать за всех, но могу сказать за себя, что мой уровень за последние годы сильно вырос. Этому способствовала наверное какая-то цель, увлечение, ведь я делаю то, что люблю. Для меня в трейловом беге все совпало: хочется развиваться, выигрывать, бегать в интересных местах.

У каждого свои цели - кто-то бежит ради удовольствия, красивых видов, медали, денег/призов, а кто-то за компанию или испытать себя. И все это мотивирует  шаг за шагом двигаться дальше.

Это точно, лучше не скажешь. Говоря о цели, хочется подробнее узнать про твою подготовку, делала ли что-то специальное, отличающееся от обычных тренировок? А также есть ли у тебя строгий распорядок дня, спортивная диета, и другие элементы дисциплины, которым приходится следовать, чтобы достичь результата?

Этот старт в 25 км и 2900 набора как раз то, что я люблю, и по километражу и набору высоты, поэтому чего-то особенного я к нему не делала. Единственное, мы с семьей за 2 недели до этого выехали в Терскол и бегали там на высоте для акклиматизации. Так как почти вся гонка проходила на высотах  около 3000 метров.

Лена давала мне работы, где нужно отработать подъем и тут же техничный спуск, приучала потихонечку бегать по камням и это очень пригодилось. Там же в Приэльбрусье сделала три беговые работы.

1. должна была пробежать 10 раз по 400 м в пологий уклон;

2. бежала уже по времени - 12-15 мин в гору и потом 20 минут техничного спуска на Сылтране;

3. вертикальный километр. Все это выполнила и хорошо подвелась к старту.

на одном из подъемов Matterhorn Ultraks Extreme

Что касается образа жизни, специальной спортивной диеты у меня сейчас нет, я ем все. Долгое время не ела мясо, но пришла к выводу, что оно мне сейчас необходимо. Нагрузки увеличились и мой организм уже не справился сам. Стараюсь питаться хорошо, у меня в рационе всегда есть овощи, фрукты, белки (творог, курица). Из углеводов ем макароны и все крупы. Перед стартом за два дня я немного сокращаю количество белка и добавляю углеводы. Но совсем белок не исключаю. Овощи накануне гонки в основном приготовленные на пару, хотя могу съесть и немного свежих.

Для моего результата точно важен сон: чем больше сплю, тем лучше бегу. Но с распорядком дня не всегда складывается, ведь у меня двое маленьких девчонок. Поэтому не всегда получается вовремя лечь и выспаться, да и вставать приходится рано. Если еду куда-то без детей и получается поспать столько, сколько хочется, то сил гораздо больше.

Кстати о семье, ты довольно часто берешь девочек с собой на выездные старты. Как получается совмещать насыщенную спортивную жизнь с материнством?

Как я и говорила, у нас две девчонки, в этом году Злате исполнилось 3 годика и Кире 5 лет. Они уже понемногу взрослеют, всегда очень ждут наших поездок несмотря на то, что в процессе бывает всем тяжело и мы сильно выматываемся. Живем мы во Владивостоке и нам всюду очень долго добираться, всегда получается не меньше суток пути, с малышами это конечно очень сложно. Но потом, когда мы возвращаемся из поездки домой, остаются только самые лучшие впечатления, а тяжести дороги забываются.

В этом году у меня иногда получается путешествовать и без детей. С одной стороны для меня это хорошо, но с другой, я сильно скучаю и они хотят со мной, но я физически не могу их взять. Бывает, что лечу на старт всего на три дня, из них два - в дороге. Конечно, когда они подрастут, мы больше будем ездить вместе, если будут позволять финансы.

Справляться мне удается благодаря помощи моего замечательного мужа и няни (младшая дочка еще не ходит в садик), так у меня освобождается 3-4 часа на тренировки. Ну и с мужем бегаем по очереди, как-то выкручиваемся, мы же все одна семья.

И конечно про работу с тренером Леной Рухлядой, как давно вы сотрудничаете?

С Леной мы работаем второй год, год исполнился в Ингушетии на чемпионате России, за это время я сильно выросла как спортсмен. Лене огромное спасибо за это. Мы работаем вместе, она мне пишет план и я всегда стараюсь его выполнить на максимум, иногда даже перерабатываю, за что она меня ругает )). Если самочувствие не очень, то конечно беру самую низкую планку. Ну и мы всегда на связи - Лене всегда можно написать и позвонить, за обратную связь сильно благодарна. За это время мы успели подружиться, видимся на стартах. Или если Лена летит во Владивосток, то мы всегда рады принять ее у нас дома.

Поддержу твой отзыв,  как одноклубница, тоже невероятно рада, что занимаюсь у Лены! Возвращаясь, к теме забегов, ты так много соревнуешься, какую из российских гонок, по сложности и красоте можно сравнить с Маттерхорн? И какие вообще соревнования в этом сезоне запомнились тебе больше всего?

В этом году я запомнила Ингушетию, потому что мы стартовали в облаке, а потом поднялись выше облаков с прекрасными видами на Кавказские горы. И Black Lynx в Саянах мне еще запомнился, потому что мы приехали в ужасную стихию,  все посмывало, трассу пришлось изменять, но проще от этого она не стала. Мы вышли на старт не зная, сколько километров и с каким набором нам придется сегодня преодолеть.Получилась тоже очень сложная гонка - дикий подъем сначала, точно сходили” вертикалку”, и потом бесконечный гребень с подъемом на гору Трехглавую и обратно. Было непросто, но масштабы тех мест впечатляют.

И в заключение немного о будущих планах, если не секрет.

Не секрет конечно же, сейчас в данный момент нахожусь в городе Чунцин в Китае. Едем сюда на 4-х дневную мультигонку: будет и велосипед, и гребля, и бег, и еще что-то. В моей практике мультигонка впервые, даже не знаю чего от него ждать, но думаю, что будет очень интересно. Далее я отсюда скорее всего улечу в Европу на следующий старт, который не был запланирован мной, но я попробую заработать очки в кубке и выйти в финал. Вероятно выступить на 100% не выйдет, потому что 4 дня мультигонки выжмут меня, но буду восстанавливаться, что делать.

Настя, хочется пожелать тебе удачи во всех твоих начинаниях, продолжать успевать так здорово соревноваться и путешествовать с твоей замечательной семьей. А мы будем следить за новостями, большое спасибо за беседу!