Information Technology (IT)
July 8, 2023

Ещё 6 полезных советов для программиста.

В прошлом письме я дал 5 советов программистам, в этом же я дам ещё 6 очень ценных советов на основе моей многолетней практики:

Совет №1. Большие проекты разбивайте на небольшие задачи. Невозможно за 1 день пройти 1000 км пешком, но если каждый день проходить по 10 км, что по силам любому здоровому человеку, то за 100 дней эта задача будет решена. Если Вы видите большой проект, то, в первую очередь, разбейте его на небольшие части, каждая из которых Вам будет понятна. Но тут надо сказать, что вообще разработка сложного ПО – это отдельное искусство, по которому написана уйма книг и которые обязательно стоит почитать всем, кто программирует уже хотя бы 1.5-2 года. Самая основа – это «Паттерны проектирования» банды четырёх. Так же очень рекомендую уже более-менее бывалым программистам (и только после освоения паттернов) ознакомиться с выдающейся книгой Крэга Лармана: «Применение UML 2.0 и шаблонов проектирования». На мой взгляд, это лучшая книга по ООАП (объектно-ориентированному анализу и проектированию), а я их перечитал немало.

Совет №2. Применяйте рефакторинг. По этой теме есть замечательная книга Мартина Фаулера. К теме рефакторинга я бы отнёс ещё очень и очень полезную книгу «Чистый код» Роберта Мартина (дядюшки Боба).

Совет №3. Осваивайте английский язык. Это безумно сложная задача, и я сам слабо владею английским, однако, мне моих скромных знаний хватает, чтобы смотреть англоязычные курсы и читать книги. В этом очень сильно помогает контекст программирования, поэтому если Вы уже программируете хорошо и не первый год, то прямо сильно изучать английский уже и необязательно (но желательно). Однако, даже в этом случае хотя бы уровень A2 стоит иметь.

Совет №4. Освойте, как минимум, 3-4 языка программирования. Это очень важно, так как многие сосредотачиваются на одном (например, на Python), а потом выясняется, что они не понимают половины книг, где используется, например, та же Java или C++. Список языков, который я рекомендую в порядке изучения:

  1. Python.
  2. Java или C# (но лучше и то, и другое).
  3. C++.
  4. PHP – его вполне можно изучать и первым, и вторым, но лучше всё-таки научиться хорошо программировать на более «строгих» языках (Java, C#), а потом уже переходить к более гибким.
  5. JavaScript – ситуация та же, что и с PHP: можно и первым, но лучше попозже.
  6. Дальше по ситуации, исходя из того, что Вам нужно и чем Вы хотите заниматься.

Совет №5. Не бойтесь изучать что-то новое. Мне очень часто пишут: «А не слишком ли я молод для программирования?» или «А не слишком ли я стар уже, чтобы начинать программирование?». Так вот программировать никогда не рано и никогда не поздно. В далёком 2011-м году у меня был один клиент, которому было всего 12 лет, и он мне постоянно слал свои результаты по созданию социальной сети, которую он сделал с нуля на чистом PHP и без всяких CMS. И я действительно был в шоке от того, насколько человек быстро всё схватывает и как у него всё здорово получается, несмотря на столь юный возраст. Дизайн там был, правда, «вырви глаз», но функционал настоящей социальной сети там был вполне себе рабочий, и он это всё сделал один и в 12 лет. Так же у меня есть масса успешных учеников уже и в возрасте (о чём свидетельствуют отзывы от них). Более того, людям в возрасте обязательна нужна мозговая активность для поддержания себя в тонусе, и программирование для этого подходит идеально.

Совет №6. Постоянно учитесь. Я программирую с 2006-го года, и по сей день, я постоянно не только практикуюсь, но и смотрю различные курсы, читаю книги. Не существует того единственного материала, который научит Вас всему. Поэтому просто нужно смотреть и читать, как можно больше.

Начни свой путь в IT по ссылке

Михаил Русаков.