January 6, 2020

МОГИЛЁВ (28.12.2019) - Ч.2. Городские улицы

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ: МОГИЛЁВ (28.12.2019) - Ч.1. дорога, самый короткий (возможно) ж/д-рейс страны, Днепр, площадь Славы

Во второй части рассказа об моей однодневной декабрьской поездке в Могилёв я немного прогуляюсь по не так давно созданному в пойме Днепра Подникольскому парку, а затем поднимусь наверх и покажу вам исторический центр города

В предыдущей части я сделал паузу на том моменте, когда я спустился по лестнице (открытой, как оказалось, не так уж и давно - осенью 2018 года) в Подникольский парк, расположившийся в пойме Днепра. Парк тоже молод - заложен в 2014 году. Честно говоря, оставил он у меня противоречивые впечатления - слишком много и безвкусно тут натыкано всякого-разного. Что-то из этого явно поставлено к проходившему в тот день, как я узнал уже позже, открытию "Ледяной резиденции Деда Мороза" (на сие действо, несмотря на явно непраздничную погоду, потихоньку сходились в парк родители с детишками), что-то, возможно, стоит тут постоянно. На фото, очевидно, сама "ледяная резиденция", на фоне мокрого асфальта и зелёной травки вылядевшая слишком уж сюрреалистично

Новогоднее оформление парка явно под младшую категорию посетителей

И тут тоже есть свой DEAD MOROZ

Понятно, что по задумке это должен быть лев, но голова сего создания у меня вызвала ассоциации скорее с образом Йожа из Эрленвальда из нашумевшего недавно первого сезона сериала "Ведьмак", чем с царём зверей

Хватало и креатива от могилёвских предприятий (всё, теперь местный молокозавод должен мне за рекламу :) )

Вне праздничной зоны парк выглядел куда более тихо и скромно

В принципе, Подникольский парк я бы спокойно вырезал из своего маршрута, если бы не расположенный за ним комплекс женского Николького монастыря. Сам монастырь мне не больно-то и был нужен, но там находится вполне интересная Свято-Николькая церковь 17 века постройки в стиле барокко

Примечательна она, помимо всего прочего, ещё и декорацией главного фасада (сайты-путеводители и всякие Трипэдвайзоры ещё хвалят и позолоченный иконостас внутри церкви)

Стоящая рядом церковь святого Онуфрия немного моложе - всего на какую-то сотню с лишним лет :)

Внутренний двор и вход в монастырь

Отбившись от особо настырного попрошайки у ворот монастыря (ещё пара штук была и у входа в храм, но эти ко мне приставать не стали), вернулся обратно через парк и по лестнице наверх. К тому времени - о счастье! - снегопад прекратился (и возобновился он уже где-то вечером). Даже многоэтажки на том берегу Днепра теперь на фото видны куда чётче.

Дальше у меня оставалась ещё пара часов на прогулку улицами центра Могилёва. Двигался на север, в основном по начинающейся от площади Славы пешеходной Ленинской улице (более благозвучные исторические названия - Ветряная, Большая Садовая, Инженерная), иногда сходя с неё ради всяких находящихся по бокам интересностей

Архиерейский дворец и Архиерейский же двор

(как внимательный читатель мог бы и сам догадаться по снегу в кадре, фото ниже сделано немного раньше, ещё перед спуском в Подникольский парк)

Ленинская улица - своеобразная артерия исторического центра Могилёва, на ней стоит много старых зданий как "имперской", так и раннесоветской эпох

Одно из самых интересных и значимых зданий Могилёва - здание Могилёвского обласного драмтеатра

Находится оно на идущей параллельно Ленинской Первомайской улице. Если Ленинская улица пешеходная и полная старых домов, то Первомайская была заполнена бесконечно едущими туда-сюда автомобилями, а застройка её - сплошной "советик"

Совсем рядом в переулках находится шикарный костёл святого Станислава (середина 18 века)

Вход

Память о недавно на тот момент прошедшем Рождестве

Памятник Яну Павлу II напротив костёла

Возвращаюсь на Ленинскую улицу (аж рукам тяжело набирать это название, но топономика есть топономика - сам бы с радостью называл её тут Большой Садовой)

Переулки

Бывшее здание женской гимназии (середина 19 в.), в которым ныне располагается один из корпусов Могилёвского государственного университета имени А.Кулешова

Городской особняк (конец 19 - начало 20 вв.)

Есть в Могилёве и такая зараза. Сам читал, что то ли в ушедшем, то ли в предыдущем году на пешеходной зоне в центре Могилёва запретили движение на велосипедах (насколько этот запрет исполняется и насколько сурово он контролируется - не могу судить), но в этот день я вполне логично, по-моему, вообще ни одного велосипедиста в городе не увидел

Как вы думаете: что представляет собой точка, отмеченная на карте Могилёва как "Тульский дворик"? Ответ: памятник самовару с гербом Тулы на соседнем здании...

...и маленькая детская площадка с соответствующим граффити на стене какого-то соседнего сооружения. Просто Тула является городом-побратимом Могилёва. Где-то в городе есть, говорят, и "Московский дворик" с детской площадкой в виде Кремля, но я его не видел (и не особо-то и искал, в принципе)

Ещё один вполне узнаваемый символ города - памятник Звездочёту. Чтобы сфотографировать его, мне пришлось минут десять ждать, пока сие сооружение не освободит семейная пара, состоявшая из мужа, фотографировавшего свою супругу около памятника во всех позах "фотографической камасутры". Мне они в кадре были абсолютно не нужны (ещё и реакция четы на то, что сейчас вот их сфотографировал какой-то странный тип, могла быть непредсказуемой) поэтому пришлось ждать

Пока ждал, ходил и фотографировал всю площадь, которая в итоге оказалась у меня самым обфотографированным уголком города :)

Кинотеатр "Радзіма"

Из Википедии:
"Скульптурная композиция «Звездочёт» выполнена из бронзы и состоит из 14 объектов. Задумчивый Звездочёт, высотою 7 метров, восседает на высоком стуле и указывает пальцем на небо. Рядом с ним стоит телескоп — это своеобразные стрелки солнечных часов, одних из самых больших и оригинальных в мире. В солнечный день стрелки указывают на одно из 12-ти стульев, символизирующих деления часов. Каждую ночь в телескопе включается мощный прожектор, направленный вверх. Силы его луча хватает на то, чтобы из космоса можно было увидеть, где расположен город Могилев. Вокруг Звездочета стоят двенадцать стульев: каждый стул соответствует определенному знаку зодиака"

Сама площадь вокруг памятника Звездочёту (как пишет Википедия, единственного в мире, хотя что-то я тут не очень-то ей верю) называется площадью Звёзд, и вокруг памятника на тротуаре видны выложенные звёзды с именами и фамилиями. Я был уверен, что это будет какая-нибудь местная "Аллея звёзд" со знаками в честь всяких Пугачёвых-Киркоровых, приезжавших в Могилёв на гастроли, но как оказалось, тут раз в год "зажигаются" 1-2 звёзды в честь разных известных могилевчан - деятелей науки, спорта и искусства

От площади Звёзд по Комсомольскому скверу, заставленному палатками райпотребкоопераций всех районов Могилёвской области (наверное, самой страшненькой и бедной по ассортименту была точка РайПО из моих родных Горок - я ведь сам родом из Могилёвщины, хоть и живу уже много лет в Брестской области), отправился снова в сторону Первомайской улицы. Вскоре перед мной была громада областного Лечебно-диагностического центра. Справа от него уже видна советская застройка Первомайской, слева чуть выглядывают трибуны главного стадиона Могилёва, к которому я чуть позже тоже схожу

Площадь Святого Марка в Венеции перед Могилёвским горисполкомом

Напротив - моднявый и гламурный торгово-развлекательный центр

Последнее на сегодня историческое здание - бывший дом дворянского собрания (конец 19 века)

Через ворота заглянул (насколько я знаю, есть в Могилёве людители футбола, которые во время матчей так игру и смотрят) на территорию крупнейшего городского стадиона (под названием "Спартак"), вмещающего где-то около 6-7 тысяч зрителей

Раз уж меня занесло на футбольную тему, то не могу не рассказать про уникальный и практически "вечный" рекорд белорусского футбола, который установил могилёвский "Днепр" в этом сезоне - он ухитрился второй год подряд вылететь из высшей лиги чемпионата Беларуси по этому виду спорта. Случилось это так: в 2018 году "Днепр" занял в чемпионате 15 место из 16 команд, но объединился с фактически переехавшей в Могилёв 14й командой того сезона - минским "Лучом". Объединённый клуб под названием "Дняпро-МЧЗ" провел в "вышке" весь сезон-2019, занял в нём всё то же 14е место - и проиграл в стыковых матчах третьей команде второго дивизиона. Причём, ситуация такова, что зимой сей новоявленный "Дняпро-МЧЗ" может исчезнуть, а возрождённый могилёвский "Днепр" может начать сезон в третьем по счёту дивизионе (УПД. Так в итоге и произошло). Так третий по количеству населения город страны как минимум на год может остаться вообще без нормального профессионального футбола (кстати, в этом же сезоне из высшей лиги вылетел и единственный представитель второго по населению города страны - ФК "Гомель")

Минутка футбольного обозрения подошла к концу, как постепенно заканчивалась тогда и моя прогулка по городу. Найдя на гуглокарте вроде бы работающую по субботам столовую одного из могилёвских вузов, направился в её сторону через небольшой парк, подписанный на картах как "Сквер 40-летия Победы"

Здесь старый Могилёв окончательно заканчивался, уступая своё место городу, куда более напоминавшему большой советский областной индустриальный центр. Впрочем, конкретно на этой улице советская "монументальность" закончится уже за несколько кварталов, за автовокзалом (да, в Могилёве железнодорожный и автобусный вокзалы находятся на приличном расстоянии друг от друга; такая неудобная для пересаживающихся с транспорта на транспорт пассажиров есть ещё в нескольких белорусских городах - к примеру, в Берёзе, Лунинце, Горках, Мозыре, додожиночной Орше; также и в Барановичах автовокзал вполне мог быть построен не на современном месте около Полесского вокзала, а на северной окраине города) город сначала превратится в промзону, а затем, после путепровода через железную дорогу на Кричев в районе уже упомянутой мной в прошлой части станции Могилёв-3 - в суровенький и не очень аккуратный спальный район

Столовая, как оказалось, в этот день не работала (причём, объявлений об этом не было даже на её дверях) - видимо, из-за зачётной недели и массовых отъездов студентов на выходные и праздники, поэтому пошёл дальше, к огромному зданию Могилёвского облисполкома (Дома Советов)

Это здание было построено в 30-е годы 20 века по проекту Иосифа Лангбарда. Тогда всерьёз рассматривался вопрос переноса столицы БССР из слишком близкого к границе СССР и Польши Минска в Могилёв (у украинцев и, в частности, харковчан, если таковые вдруг прочитают мой рассказ, сейчас должно возникнуть чувство дежа-вю: мол, где-то мы это уже слышали...), в результате чего в Могилёве начала потихоньку создаваться инфраструктура под будущую новую столицу республики. С присоединением Западной Беларуси необходимость в переносе отпала, разговоры о ней слегка возобновились уже после Второй мировой войны

Застройка площади перед Домом Советов (разумеется, носящей имя Ленина - это Беларусь, детка!)

Последняя на сегодня архитектурная достопримечательность - кафедральный собор Трёх Святителей (начало 20 в.)

Далее был поход мимо автовокзала через вышеописанные промзону, путепровод и спальный район к спорткомплексу "Олимпиец". Уже у самого спорткомплекса заскочил в магазин, купив себе на обед всякой мелочи (заодно рядом и мини-пекарня нашлась - так что, голодным не остался), не побрезговав и баночной энергетика - обычно я эту дрянь не пью, но уж больно к середине дня начала сказываться ночь в поездах и ранний подъём). После обеда у меня было 5 часов смотрения на волейбол: кому-то такого не пожелаешь, а мне нравится :) На фото - разминка за полчаса до первого матча, в котором вдобавок не играла местная команда, потому и зрителей немного

Потом (особенно к вечернему матчу, в котором могилевчанки играли с бессменным чемпионом Беларуси последних лет, по какому-то недоразумению играющему в чемпионате России - "Минчанкой") народ уже подтянулся

Но рассказывать о волейболе в тематику моего блога уже не входит, да и слишком уж на любителя эта тема

С обратной дорогой всё было куда проще - тут уже был прямой поезд Могилёв-Брест отправлением в 0.45. Правда, до него надо было досидеть, но я это выдержал; тем более, у меня в коллекции уже есть многочасовое ночное ожидание поезда два года назад в Борисове, которое было куда более трешовым. Про маленький зал ожидания уже писал в первой части, но после вечерней волны пригородных поездов места там хватило уже всем. Спал я и по дороге в Могилёв неплохо (ага, и после этого мне днём энергетик пить понадобилось, помню-помню); тут же вообще заснул ещё до отъезда из Могилёва и проснулся уже во время стоянки в Минске, потом снова заснул - и разбудил меня только будильник за 10 минут до прибытия в Барановичи. Как-то последние годы (в отличие от детства) хорошо у меня получается переносить ночные переезды общественным транспортом - видимо, организм привык уже :)

Спасибо за внимание и с наступающим Рождеством всех моих читателей, которые отмечают его сегодня :)