March 5, 2020

Ельск (29.02.2020)

Как занесло меня этот отдалённый уголок Беларуси - история отдельная, но не особо интересная. Скажу только, что мне надо было как-то скоротать полдня в Мозыре между поездом и волейбольным матчем, ради которого я туда, собственно и поехал - вот и решил я не сидеть в этом уже неплохо знакомом мне райцентре, а съездить в один из близлежащих городков, и Ельск оказался самым легкодоступным из них

Ельск - небольшой райцентр на юге Гомельской области, с населением около 9 тысяч человек. Впервые упоминается исторических документах в 16 веке как местечко Мозырьского повета ВКЛ. Как пишут про название города в этих наших интернетах, дерево ель тут совсем ни при чём, топоним же происходит от имени протекавшей тут когда-то небольшой речки Елы - это якобы гидроним фино-угорского происхождения. Ели, мол, в этой местности вообще исторически никогда не росли :)

01. Добирался на юго-восток Беларуси уже не раз опробованным путём - ночным поездом Гродно-Гомель, в 6.25 утра привезшим меня на узловую станцию Калинковичи. Особо внимательный читатель обратит внимание, что на часах над входом на вокзал показан совсем не седьмой час утра - просто фото вокзала я сделал уже вечером, перед отъездом домой. С утра же фотографировать здание не рискнул: все полчаса моего пребывания там на перроне дежурил милиционер - можно было нарваться на кучу не особо умных вопросов, а то и потерять время на разбирательства и т.н. "установление личности"

02. Пока сходил в кассовый зал и купил себе билет в автомате, на первом пути уже стоял дизель-поезд ДР1Б, следующий пригородным маршрутом Калинковичи-Словечно

03. Пассажиров было совсем немного: при отправке из Калинковичей на весь состав вряд ли их было больше десятка, ещё несколько человек подсело в Мозыре и Козенках. Я вообще ждал, что на этом маршруте будет, как в мою прошлогоднюю поездку в Мозырь, рельсовый автобус ДП1

04. Ширкую долину Припяти поезд проехал в предрассветной темноте, после Мозыря уже потихоньку начало светать

05. Местность к югу от Мозыря малолюдная, большую часть примерно часового пути за окном был красивый хвойный лес

06. Дизель-поезд Калинковичи-Словечно на станции Ельск. Конечная станция Словечно находится уже перед границей; причём, стыковки с украинскими пригородными поездами там, насколько мне известно, нет - украинские пригородные доходят то ли до Выступовичей, то ли уже вообще только до Бережести, которая находится на расстоянии от границы. Соответственно, нет тут и колоритной атмосферы западнобелорусских дизельков Брест-Заболотье и Лунинец-Удрицк, постоянно забитых челноками, гастарбайтерами или простыми белорусами, едущими на "закупы" в приграничные украинские наспункты. По-моему, практически все немногочисленные пассажиры, ехавшие вместе со мной этим поездом, как раз в Ельске и сошли. Похожая картина была и на обратной дороге через почти 3 часа: теперь уже действительно поданный на рейс ДП1 пришёл в Ельск из Словечно совсем пустым, после Ельска и соседней Рудни он уже был полный почти под завязку

07. Вокзал. Здание довольно типовое, напомнило мне вокзал станции Муляровка под Петриковым

08. Промзона по другую сторону путей

09.

10. Внутри здания

11. Неказистая привокзальная площадь, быстро опустевшая после ухода поезда

12. Железнодорожный вокзал с центральной частью городка связывает улица Минская

13. На изучение Ельска у меня было примерно 2,5 часа; как оказалось, этого более чем достаточно. Совсем рядом с железнодорожным находится автовокзал - совершенно безлюдный тем утром

14. Внутри здания за окошком скучала кассирша. Рейсов тут немного

15.

16.

17. Ещё несколько фотоснимков здания автостанции, сделанных позже, уже перед отъездом

18.

19. В районе обоих вокзалов у Ельска довольно "сельский" вид (хотя это в принципе свойственно многим белорусским провинциальным райцентрам), но совсем неподалёку, за зданием пожарного депо и никак не подписанными на карте водоёмом, находится небольшой микрорайон

20. Утро было солнечное и ясное, но надвигающиеся с запада тучи и прогноз погоды говорили, что это ненадолго. Сколь-нибудь ощутимых осадков, впрочем, этот самый прогноз не обещал

21. Кинотеатр "Дружба"

22. Я направлялся к административному центру города по главной его улице - Ленинской. В это субботнее утро он был совсем тихий и малолюдный

23.

24. В 2015 году Ельск принимал областные "Дожинки", поэтому центр города по-белорусски "отгламурен". Ельск в народе часто воспринимается как "причернобыльский" райцентр - впрочем, не настолько, как, например, Наровля, Брагин и Хойники, находящиеся вообще у границы Зоны

25. Ресторан "Ельск"

26. Дом быта

27. Гостиница "Ельск"

28. Ельск едва ли может похвастаться сколь-нибудь значимым списком достопримечательностей, а центр города довольно шаблонен и неказист

29. Дедушка Ленин на фоне храма Святой Живоначальной Троицы (18 в.). Собственно говоря, этим храмом список достопримечательностей города и ограничивается

30.

31. Городской дом культуры

32.

33. Несколько фотоснимков церкви

34.

35.

36.

37.

38. Пара памятников

39.

40. Довольно реликтовое транспортное средство

41.

42. Речка Млынок. Где-то к востоку от города соединяется с Мытвой, которая впадает в Припять чуть ниже Наровли

43. Пешеходный мостик через Млынок

44. Пора потихоньку возвращаться на вокзал. За зданием Дома культуры находится небольшой парк

45. С прудом на речке Ялинке, в городской черте впадающей в Млынок

46.

47. Здание Школы искусств, если не ошибаюсь

48. Направился к высокому зданию и сфотографировал его, будучи уверенным, что это обозначенный где-то здесь на карте райисполком - и только после этого увидел надпись большими буквами над входом и спускающегося по лестнице милиционера. Он тоже явно заметил меня и мой фотоаппарат. Я уже приготовился долго объяснять местным сотрудникам охраны правопорядка кто я такой, и зачем мне вообще нужны эти фото, но к моему удивлению милиционер по какой-то причине быстро потерял ко мне интерес и отправился во внутренний двор к курилке

49. Зато небезразличен я оказался сотрудникам находящегося неподалёку Центрального стадиона. Пара фото - и ко мне на велосипеде уже подъезжает сотрудница: кто вы такой? почему фотографируете? куда фото пойдут? вы знаете, что у нас тут учреждение образования и всюду камеры стоят?

50. Отшутился фразой "взрывать тут у вас всё равно нечего" - вообще-то шутить так с милиционерами уж точно не стоит, но женщина была не милиционером, и только посмеялась вместе со мной; пронесло, но разговаривать так с местными "вахтёрами" в принципе рискованно - тут человек попался более-менее адекватный, но можно и на какого-нибудь обиженку с завышенным ЧСВ нарваться. Заверил её, что фото делаю для себя и для личной коллекции, и что я собираю для себя фото футбольных стадионов со всей республики (надо ли сказать, что женщина была этому удивлена)

51. Вот и фото здания райисполкома, кстати

52. Как ни странно, в Ельске есть даже городской автобус - ходящий нечасто, впрочем

53. В принципе, на этом всё. Вряд ли меня ещё хотя бы раз в жизни судьба занесёт в этот городок, но для создания своего впечатления времени, в принципе, хватило. Город очень типичный и довольно аккуратный; оставивший, в принципе, не такое уж и плохое впечатление, но в то же время небогатый на интересности, совсем тихий и в чём-то "сельский". Если у вас нет цели побывать абсолютно во всех белорусских райцентрах (у меня её, кстати, тоже пока нет - найти мотивацию ездить "для галочки" во всякие Кормы и Чериковы даже мне тяжело; хотя пару-тройку человек, осиливших этот своеобразный челлендж, виртуально знаю), то ехать сюда специально, честно говоря, смысла не вижу

54.

55. Ещё полчасика на перекус и отдых в зале ожидания - и вот уже подходит мой поезд Словечно-Калинковичи

Но тот день для меня на этом ещё не был закончен. Продолжение следует...