August 27, 2020

Берёза-Шерешево-Городечно (22.08.2020)

От информационной лавины последних недель надо иногда хоть немного отдыхать, поэтому в минувшую субботу начертил себе очередной маршрут, отправившись на этот раз в Берёзовский и Пружанский районы Брестской области - ещё и с условием для самого себя ни разу за весь маршрут не открывать ленту новостей в этих наших Телеграмчиках и Фейсбученьках (и мне даже удалось самому данное условие выполнить)

01. Первой брестской электричкой примерно к 6 часам утра (как раз с рассветом) доехал до Берёзы

02. Проехал через находящиеся в городской черте бывшие меловые карьеры

03.

04. До знаменитых Красносельских карьеров им, конечно, далеко - и берега не такие высокие, и в двух из трёх вода обычного цвета, и берега изрядно замусорены... Какой-то эстетический интерес представляет собой разве что третий, самый северный

05. Как пишут в этих наших интернетиках, глубина третьего карьера достигает 18 метров, при этом тут очень высокие (до 17 метров) водоросли, из-за которых местные в водоёме не купаются

Около карьеров за мной увязалась бездомная собачка - скорее всего, захотевшая увидеть во мне своего нового хозяина. Как ни пробовал я её прогнать (кстати, лишний мой довод против мнения собаколюбов о том, что "они - умные животные, всё понимают" - простая фраза "Уходи!", многократно произнесённая с характерной интонацией, на собачку никакого эффекта не произвела; впрочем, как показывает практика, до некоторых людей это тоже не доходит) - всё бежала она за мной и бежала, пока уже в самом Сельце на асфальте мне не удалось оторваться от неё

06. Успенскую церковь (сер.19 в.) в деревне Селец уже в этом блоге как-то показывал, но мой блог в принципе грозит в ближайшее время (если мне его, конечно, не надоест вести) превратиться в собрание "повторяшек", так как я близок уже к тому, чтобы посетить все более-менее примечательные достопримечательности ближайших районов, а куда-нибудь далеко каждые выходные ездить не будешь. Ещё в Сельце есть более чем столетний костёл, но в этот раз он мне был не по пути

07. Дальше на моём треке было потихоньку высыхающее водохранилище Селец, которое уже начали называть "Белорусским Аралом". Из-за тумана противоположный берег не был виден (а чёрная полоса, на этом фото кажущаяся горизонтом - это длинная коса, вдающаяся далеко к середине водоёма примерно от середины дамбы)

08.

09.

10. Поездил немного лесными дорогами вдоль южного берега. Насколько я понял, песочек на переднем плане когда-то был пляжем

11.

12.

13.

14. Лесные дорожки

15. Ещё один выход к берегу, занятый расположившимся в данном случае у меня за спиной палаточным лагерем (на этот раз я никого никаким японским роцком не будил, увидев палатки заблаговременно и выключив музыку)

16. Как вы сами понимаете, полоса земли от воды до леса ещё недавно была дном морским, и я на том месте даже сделал скриншотик экрана телефона, на котором OSMand показывал, что я нахожусь в воде далековато от берега - только я потом этот скрин случайно удалил :(

17.

18. Ясельда в верховьях водохранилища. Тут, возможно, тоже когда-то было затоплено, но если вода уходит от берега на самом водохранилище, то в верховьях, конечно же - только болота и неширокое русло последние годы скудно питающей водоём реки

19. Дальше был 30-километровый марш-бросок до следующей достопримечательности - каюсь, проложенный полностью автоматически. Правда, наученный опытом предыдущих поездок нарисованными подобным способом участками треков, я всё же потом изучил планируемые дороги на гуглокартовском спутнике - однако, и это не уберегло. Дорога по насыпи между двумя мелиоративными каналами на границе Берёзовского и Пружанского районов на спутниковой карте вроде как неплохо просматривалась, на деле же ей явно никто не ездил на автомобиле как минимум в этом году (как оказалось, виной тому небольшой завал в лесочке прямо в её начале с западной стороны). На фото (почти в начале участка) она ещё вполне проезжаема велосипедом, но потом где-то километр пришлось идти пешком, так как дальше она постепенно заростала

20. После этой полевой дороги скучный гравийно-асфальтовый участок привёл меня к деревне Слобудка в окрестностях Пружан

21. Такая вот деревня - с районом панельных пятиэтажек, один вид которых позволяет безошибочно определить их "военное" происхождение

22. В интернете называют этот посёлок старейшим военгородком Беларуси - основан он ещё во времена Российской империи. Впрочем, уже более 10 лет как военных тут нет, закрытое прежде поселение административно присоединено к находившейся по соседству Слобудке, а бывшая военная территория частично занята промзонами, частично - заброшена

23.

24. С утра из-за тумана было прохладно и зябковато, но к тому моменту туман быстро прошёл, и резко, без прелюдий и объявления войны, начало основательно припекать. Тенистые дороги, как изображённая на фото ниже, ведущая к посёлку Интернациональному, по традиции в такие моменты выглядят спасением

25.

26. В Интернациональном доживает свой век усадьба Трембицких "Линово", около парадного входа в которую стоит бюст с недобрым и суровым ликом Ильича

27. К сожалению, солнце в тот момент светило настолько неудачно, что у меня по сути толком не получился ни один фотоснимок парадной стороны здания, так что уж не обессудьте... Да и вообще, усадьба в её нынешнем состоянии наверняка смотрится куда выигрышнее в пасмурную погоду

28.

29. Состояние здания - сами видите какое

30.

31.

32. Тыльная сторона усадьбы гораздо скучнее

33.

34.

35. В парке перед усадьбой нашлись качельки, на которые я не преминул сесть, дабы отдохнуть и перекусить

36. Уже хватает примет приближающейся осени

37. Прощальный кадр интересной, но безнадёжно умирающей усадьбы, к которой я наверняка когда-нибудь вернусь

38. Усадьба Дзеконских в соседней Каштановке. Тоже против солнца, ну и после предыдущей уже как-то не так впечатляет

39.

40. Дальше было много асфальта

41.

42. Церковь св.Николая (1811 г.) в Засимовичах на стадии "гламуризации". Уже даже потихоньку устаю на подобные РПЦ-проделки ругаться

43.

44. Ещё порция асфальта - и я в Шерешеве. Так и тянет сострить, что местечко так названо в честь Виктора Шерышева (victogan), но что-то мне подсказывает, что подобную шутейку он сам слышал уже не раз

45. Список достопримечательностей этого городского посёлка с населением в 1,2 тысячи жителей не так уж и велик, но внимания заслуживает. Церковь св.Николая (1873 г.)

46. Поучительный камушек

47. Троицкий костёл (30-40е гг. 19 века)

48.

49.

50. Повезло попасть внутрь и даже немного пообщаться с ксёндзом

51. Информационный стенд...

52. ...на котором, судя по наклейкам, изначально неверно написали название местечка

53. Центральная площадь посёлка

54. Типовой ДК на ней же

55. Впрочем, не в обиду другим пунктам, самый интересный объект в Шерешево - это сохранившаяся деревянная колокольня некогда стоявшего рядом деревянного же униатского храма

56.

57.

58. Церковь св.Петра и Павла (1я пол. 19 в.) на местном кладбище

59. До финиша оставалось примерно 25 километров лесными дорожками. В паре километров от посёлка сделал общий кадр Шерешева, на котором можно разглядеть и обе православные церкви, и верхушки башен костёла. Колокольню, правда, не нахожу - видимо, закрыта то ли деревьями, то ли стоящим рядом двухэтажным зданием

60. Дальше ехал через леса в сторону Городечно своеобразным юго-восточным "полуостровом" Беловежской Пущи (впрочем, в зону национального парка не входящим). Дороги там далеко не всегда были отличными - хватало и "лесовозок", и песков...

61. Но сам лес временами был красив

62. Покровская церковь (1825 г.) в Городечно

63. В паре километров от Городечно находится о.п.Лясы. До поезда было ещё больше часа, но ехать куда-то дальше совсем не хотелось - благо, в тени от деревьев там дефицита не было, а в местном сельмаге в холодильнике хватало освежающих напитков

Отсюда - разумеется, домой электричкой Брест-Барановичи

ЗЫ. Страва-трек: