February 6

Предприниматель Ирек Рахманов: «В Аланье много свободных ниш для бизнеса»

Владелец коворкинга Faces&Places последние 15 лет сознательно занимается благотворительностью в России, а теперь и в Турции. После землетрясения он ездил в Хатай и хочет помогать региону на регулярной основе. Мы поговорили о том, как Ирек случайно оказался в Тосмуре, полюбил Средиземноморский регион и планирует развивать бренд F&P на международном уровне. В конце —  традиционный совет для тех, кто хочет открыть свое дело.

Ирек Рахманов открыл коворкинг Faces&Places в январе 2023 года

Про переезд в Аланью

Почему Аланья, как ты здесь оказался?

Да как-то само собой сложилось. В 2022 году появилось желание переехать за границу, а наша сотрудница отправилась в длительную командировку сначала в Казахстан, а потом в Аланью. Она и нашла нам здесь квартиру. Мы даже не смотрели её, приехали и нам всё понравилось. Чуть раньше здесь квартиру купил мой дядя, и я понимал, что в городе большое русскоязычное сообщество.

Я такой человек, что если меня ведёт дорога и следующий шаг логичный, я не использую глубокий анализ, понимаю, что следующий шаг мне Бог открывает сам, показывает — вот туда. Купили жильё, не глядя, и переехали всей семьей в мае 2022 года.

Уже потом я задумывался, как так вышло, что это Аланья, а не Анталья? Но так бывает, иногда убеждаешься внутри себя, что твой выбор правильный. В итоге мы довольны, что так сложилось.

Что тебе нравится, а чего не хватает в городе?

Я в Казани играл в хоккей, и мне его, конечно, не хватает. Почти год без спорта страдал, а сейчас каждый день играю в теннис прямо у нас в комплексе. Это одно из приобретений аланийской жизни — здесь легкодоступен большой теннис и много кортов.

Мы заново открыли для себя Турцию, что это не только пятизвездочные отели. Объездили с сыном на мотоцикле множество мест: горы, водопады, достопримечательности. Я понимаю, что в Турции ещё есть что изучать. Даже вокруг Аланьи в радиусе 100 километров много шикарных мест.

Как ты думаешь, ты надолго здесь?

Мы никуда не собираемся. Но мы люди мира, если появится интересная тема и надо будет куда-то двигаться, мы можем это сделать. Сейчас были в Сербии и младшему сыну понравилось там. Ему 17 лет, он заканчивает школу, думает может поступить там в университет.

Трансформация идеи коворкинга

Коворкинг Faces&Places на стадии ремонта в 2022 году

Как пришла идея открыть коворкинг в Аланье?

Двигал мной не заработок. Приехав, я увидел много растерянных лиц, а у меня повышенная заботливость. У нас в компании как-то составляли личностный профиль сотрудников и дали мне такую характеристику. Один из мотивов — сделать место, где люди, которые оказались в подобной ситуации, могли бы найти общение, уют, какую-то знакомую обстановку, чтобы избавиться от страха.

Я понимаю, что когда у тебя есть видение, то финансы они сами по себе приходят потом. Если у тебя есть идея, которая тебе нравится и в которую ты веришь, то она упакуется позже в какую-то монетизацию.

А чем ты занимался раньше?

В России у меня интернет-компания и я продолжаю её развивать, просто теперь дистанционно.

У тебя была потребность работать вне дома?

Я не про себя думал. Лично у меня не было такой нужды работать в коворкинге. В бизнесе я всегда думаю, как сделать так, чтобы удобно было другим.

Ты анализировал рынок перед запуском?

Практически ничего не делали, доверились интуиции. Мы немного вникли в это всё, но решение созрело само по себе. Когда мы начинали в середине 2022 года, тут был самый бум на рынке недвижимости. Место, где мы находимся — это бизнес-центр Summer Park. Мы купили верхний этаж по достаточно хорошей цене, и это было последнее незанятое на тот момент пространство.

Мы вдохновились и решили сделать такой интерьер в стиле гугл-офиса, красивое пространство. Параллельно подтянулись мои друзья из Казани, с которыми мы раньше работали вместе и они стали управлять этим местом.

Коворкинг Facse&Places в Оба в январе 2023 года

Спустя год, ты не потерял интерес к Faces & Places как к бизнесу?

Ожидания по востребованности в Аланье были выше, но спад объясним тем, что всех выгнали. Мы же знаем, что есть коворкинги, которые вообще закрылись. Но это нас не смущает, потому что в целом мы ориентируемся на глобальный тренд и на разные страны.

Во-первых, мы открыли еще один коворкинг в Анталье. Он больше и там более интернациональная аудитория. Анталийский проект финансово более успешен, чем в Аланье.

Во-вторых, мы изначально планировали создать международную франшизу с девизом «Ваше пространство для успеха», и сейчас над этим работаем. Мы видим глобальный тренд и спрос на то, что люди хотят работать в коворкингах. И мы хотим создать полностью автоматизированный коворкинг, в котором нет необходимости участия наёмного персонала. Предприниматели-франчайзи смогут достаточно эффективно использовать офисные пространства, которые есть у них в аренде или собственности.

Первые наши пробы и тесты находят позитивный отклик. Люди хотят стать частью команды. По нашей модели франчайзи будут нормально зарабатывать, гораздо больше, чем просто от сдачи пространства в аренду.

Насколько сложно организовать офисное пространство без поддержки?

Очень не просто, в одиночку сделать невозможно, но мне повезло, у нас шикарная команда. Мы общаемся, получаем удовольствие от совместной работы и каждый силён в какой-то своей сфере. Кто-то в сервисе, кто-то лучше понимает технические детали, кто-то считает лучше, кто-то упаковывает. Также мы привлекли в команду опытных консультантов, хорошо разбирающихся в теме франчайзинга. Прошел год с момента открытия и у нас теперь есть время спокойно отработать технологии и автоматизацию.

Коворкинг Faces&Places в Аланье объединил разных людей, которые вместе проводят время и за его пределами

В мире есть подобные успешные проекты?

Мы видели пока только плохие примеры. Наши бывшие резиденты, кто дальше поехал по миру, пишут, например, из Франции: «сервис ужасный, трудно дозвониться до поддержки, открыть дверь» и т.д. Мы понимаем, что это интересный рынок, но очевидно, что есть, где превзойти ожидания.

Faces & Places покинет пределы Турции?

Мы ориентируемся на все континенты. Рассматриваем Европу, начнем с Сербии, интересна Латинская Америка, Аргентина, страны СНГ, Ташкент, Алматы, не исключаем Россию, тоже потенциально хороший рынок.

Ты застал бум, сейчас видишь спад из-за отказов по ВНЖ, твоё отношение к городу меняется?

Мне, по-прежнему, комфортно. Я принял эту особенность турецкого народа или страны, что их так немного колбасит, туда-сюда носит. У них уже вымирало всё из-за ковида, то есть они к таким обстоятельствам, похоже, привыкли.

Аланья такая благословенная земля, редкое место с близким к идеальному климатом. Считается, что идеальная погода в Калифорнии, но здесь, наверное, лучше, потому что море теплое, а там Тихий океан. И вот из-за того, что это такая одаренная земля она в любом случае выруливает и идет вверх по нарастающей.

Но по дороге есть эта амплитуда, вследствие особенностей местного менталитета и управления. Мы понимаем, что после падения обязательно будет рост, всплеск. Генеральная линия такая, что это место, исходя из объективных предпосылок, должно развиваться и быть удобным для жителей.

Поэтому можно обустраиваться и рассматривать Аланью в долгосрочной перспективе. Кроме того, здесь можно участвовать в жизни общества, не только русскоязычного. Мне это тоже нравится.

Благотворительность и поездки в Хатай

После землетрясения ты ездил в Хатай и сам пытался организовать экспедицию для постройки мобильных домов. Расскажи, зачем тебе это нужно?

Есть волонтерские команды и множество христианских миссий, которые помогают пострадавшему региону. Я ездил на разведку в ноябре прошлого года, присоединившись к одной из них.

Первые две недели были сверхъественные спасения, когда доставали живых людей. А сейчас фактически идёт ликвидация поврежденных домов, оставшихся в аварийном состоянии. Мы увидели временные лагеря из вагончиков, которые были предоставлены различными организациям, чтобы помочь местному населению.

Многие люди выехали из этой местности, кто по родственникам, кого где-то расселили, но мы всё равно ощутили большую печаль, которая висит в воздухе. Смотреть на это больно и страшно, когда ты представляешь себе, что там было, что происходило в последующие дни.

Люди пережили огромное горе. Кто-то помешался и двинулся рассудком, многие потеряли родных. В мире очень быстро забыли про это, жизнь пошла дальше, а они все остались со своими проблемами.

Граффити французского художника Гийома Легроса (aka Saype) в городе Кахраманмараш.

Когда произошло землетрясение, я участвовал финансово. И сейчас здесь в Аланье мы тоже поддерживаем семьи, которые переехали и нуждаются в помощи. Да, у меня есть желание и мечта, собрать неравнодушных людей и начать какую-то регулярную деятельность. Но мы хотим, пока еще только хотим, сделать нечто большее. Есть разные форматы, которые мне хочется попробовать.

Первое — просто финансово поддержать строительство быстровозводимых домов. Они средней долговечности, но для многих это лучше, чем жить в палатке. А для аланийцев это возможность сделать что-то полезное, приобщиться. Уверен, для многих это важно.

В Хатае некоторые до сих пор живут в палатках и им всем нужна помощь не только материальная, но и просто общение, моральная поддержка. У нас есть видео, где мы возводим дом, а женщина, которая должна в нем жить, стоит рядом, обнимает сына и плачет.

Из-за отказов по внж и нестабильной экономики многие обозлены на Турцию. Весь этот негативный фон тебя не останавливает? Может стоит помогать в других местах?

У нас есть в России большой социальный проект — кризисный центр для мам с детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Мы также занимаемся реабилитацией нарко и алкозависимых.

Благотворительность — это часть натуры предпринимателя. Наёмному сотруднику это всегда делать тяжелее, у него фиксирования оплата и, как правило, он не может влиять на свой доход так, как это может сделать предприниматель.

Для владельца бизнеса благотворительность должна быть нормой, частью его видения, цели, то, для чего он вообще работает.

И соответственно, к тому что происходит я отношусь как к чему то временному и совершенно спокойно. Может быть с юмором, потому что иногда происходит путаница с документами  или какие-то необъяснимые выстрелы себе в ногу. Есть вещи которые от нас сейчас не зависят, на них нужно смотреть спокойно и делать то, на что ты можешь повлиять. То есть менять мир вокруг себя к лучшему.

В Библии написано, что мы созданы творить добро. Если кто-то помогая другим и занимаясь благотворительностью, ожидает благодарности или признания от других людей, он обязательно будет разочарован. Когда ты делаешь добро, не надо ни от кого ждать никакой благодарности. У меня никаких проблем с этим нет.

А что движет тобой? Ты же не всегда был предпринимателем.

Если говорить одним словом, это вера. Пятнадцать лет назад у меня был тяжёлый период, когда я потерял работу, остался без средств к существованию, трудная ситуация была. В тот момент я обратился к Богу. У меня есть телеграм-канал «Практический Эдем», там я подробно рассказываю об этом.

Традиционный совет для новичков

Что ты посоветуешь людям, которые хотят открыть свой бизнес в Турции?

Я бы рекомендовал найти опытного адвайзера, человека у которого накоплен опыт. Вам понадобится бухгалтер или юрист, либо русскоязычный предприниматель с опытом. Страна сильно отличается от России по ведению бизнеса. Много для нас непонятных принципов оплаты налогов, найма иностранцев и т.д. Самостоятельно это все невозможно изучить, потому что интерпретация законов постоянно меняется и здесь своя правоприменительная практика.

Я вижу огромный потенциал для бизнеса. Тут нет многих вещей, к которым мы успели привыкнуть в своих странах. Здесь нет некоторых услуг, сервисов, товаров. Если захотеть, то легко найти пустующие ниши. Препятствие для всего этого — то, что Турция — страна, где не так просто с точки зрения налогово-бухгалтерской составляющей вести дела. Нужен хороший советник.

Адрес Faces & Places в Google Map


Подписывайтесь на телеграм-канал Обá все дела, где мы исследуем главный модный район Аланьи, окрестности и турецкую культуру.