July 26, 2015

Книги о компьютере и программировании для детей

Был поздний вечер в начале 90-х. Мой папа, как обычно, сидел в углу комнаты за столом, который служил ему мастерской, и при свете настольной лампы паял плату. Я заглянул ему через плечо и заинтересовался: плата была большая и запаивал он не обычные транзисторы, резисторы и конденсаторы, а небольшие прямоугольные черные многолапые "жучки".

— Пап, а что это ты паяешь?
— Это компьютер, сынок.
— У нас будет компьютер?
— Нет, я другому дяде паяю, а нам я спаяю позже.

Через неделю я узнал, что некий дядя отказался от компьютера. Таким образом, у нас дома появился легендарный аналог ZX Spectrum в реализации "Краснодар 1". Ну или "Краснодар 2". Или "Ленинград 1". Не помню уже. В общем, пост не об этом, поэтому про волшебные 90-е и про "Спектрум" я напишу когда мне стукнет 80, поэтому еще лет 50 потерпите.

Дома появился персональный компьютер. Резко стал вопрос об изучении, что это такое и как с этим работать. Интернета тогда еще не было. Но интернет вполне успешно заменяла мама, которая работала в книжном магазине, что на пр. Орджоникидзе. Жаль, что магазин уже закрыли, а проспект скоро переименуют. В общем, пост не об этом, поэтому про политику правительства Украины по уничтожению культуры я напишу когда мне стукнет 80, поэтому еще лет 50 потерпите.

Мой опыт самостоятельного изучения программирования по книгам начался с фиаско. Я ввел программу, которая спрашивала мое имя и печатала на экране "Привет, Вова!", и ничего не произошло. Мне было то ли 7, то ли 8, и я думал, что компьютер сам поймет, когда программа готова и сам ее запустит. Я сидел, смотрел на код на экране, но ничего не происходило. Пришлось еще раз перечитать главу, чтобы понять: нужно написать команду RUN. Я написал команду и программа заработала. Тогда я понял, что стану программистом. В общем, пост не об этом, поэтому про программы, которые я писал в школе (привет, Коля! Привет, Дима!), я напишу когда мне стукнет 80, поэтому еще лет 50 потерпите.

Саму эту книгу с Бейсиком для детей я уже найти не могу, но отчетливо помню, что она была то ли румынская или латышская, и там был такой плоский персонаж, похожий на приплюснутый овал. Если кто помнит, напишите, пожалуйста, в каментах.

Очень важно ребенку начать читать правильные книги. Если вы подсунете ему Бьярна Страуструпа, то, разумеется, ничего ребенок не выучит. Его студенты выучить не могут, а куда там 8-летнему.

Я уже писал о самой важной книге про компьютеры: "Знакомьтесь: компьютер". Сейчас посмотрим на еще пару интересных старых книг.

Первая — "Осваиваем микрокомпьютер" (двухтомник). Основные персонажи — небольшие роботы, которые рассказывают про устройство компьютера и про программирование.

Глава про организацию компьтера:

Глава про основы программирования:

Много картинок, все объяснено на пальцах, ну и славные роботы. Кому ж из детей не нравятся роботы? Еще помню, что в этой книге версия Бейсика немного отличалась от той версии в аналоге ZX Spectrum, поэтому не все программы у меня заработали. Пояснить отличия, увы, было некому, поэтому я просто читал эти программы и выполнял их в уме, пытаясь понять, как они работают.

Другой двухтомник — "Мир компьютеров в вопросах и ответах". Написан японским автором и проиллюстрированна японцами, поэтому все в стиле анимэ. :)

Глава о недопонимании программистом задания. С таким я столкнусь, когда стану постарше, ну а пока просто читал.

Какая прелесть — компьютер принял данные, все понял и улыбается. Мимимишно! :)

Эти книги очень хорошие и несмотря на то, что прошли десятки лет с момента издания, я все равно бы рекомендовал детям их прочитать. К сожалению, выполнить все эти программы в книгах они уже не смогут, потому что Бейсик уже непопулярен, но все равно какие-то основы организации компьютеров можно узнать.

Недавно, просматривая книги по программированию на "Балка бук", я увидел потрясающую книгу: "Программирование для детей. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python". Питон! Питон, Гвидо!

В книге на современном языке показаны основы программирования. И все в разноцветных картинках, с персонажами, для детей. Глава об арифметических вычислениях:

Глава о том, что такое циклы.

В примерах используется т. н. "черепашка" — воображаемое животное, которым можно управлять простыми командами "вперед", "поворот" и т. д. Вот как это выглядит, если ввести инструкции в компьютер:

Кроме изучения программирования в книге затрагиваются и другие темы, чтобы дети понимали, куда двигаться дальше.

Недостаток книги — она стоит 490 грн. (22 $) — это больше половины моей зарплаты старшего преподавателя 0,25 ставки в университете.

Спасибо издательству "Манн, Иванов и Фербер", что перевели и издали такую полезную книгу для детей.